ПОДЕЛИТЬСЯ

«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся»(2:187).

Это льгота Аллаха для мусульман, а также отмена того, что было в начале Ислама. В то время если кто-то разговелся, то ему было дозволенно есть, пить и совокупляться до ночной молитвы или ночью перед отходом ко сну. Но уже для человека, проснувшегося среди ночи еда, питье и совокупление становились запретными.  Людям это стало затруднительным.

В аяте использовано слово под которым подразумевается совокупление. Так считали: ибн Аббас, Ата, Муджахид, Саид ибн Джубайр,Таус, Салим ибн Абдулла, Амр ибн Динар, аль-Хасан, Катада, аз-Зухри, ад-Даххак,Ибрахим ан-Нахаи, ас-Судди, Ата аль-Хурасани и Мукатиль ибн Хаййан.

 

Аллах сказал: «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них». Ибн Аббас, Муджахид, Саид ибн Джубайр, Катада, ас-Судди и Мукатиль ибн Хаййан сказали: «Они успокоение для вас, а вы успокоение для них». А-Раби ибн Анас сказал: «Они покрывало для вас, а вы покрывало для них».

 Иными словами, жена и муж являются близкими и имеют половые сношения друг с другом, вот почему им было позволено иметь сексуальную близость в течение ночей Рамадана, как облегчение для них.

Причиной ниспослания этого аята послужил следующий хадис, переданный  Абу Исхаком от аль-Бара ибн Азиба: Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сирма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!”

 А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,  после чего был ниспослан этот аят: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами, (ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них. Аллаху известно, что вы обманывали самих себя, и Он обратился к вам и простил вас, и сейчас вы (можете) соединяться с ними. И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах…”

 И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”»

Абу Дауд приводит хадис: «Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл ночью в Рамадан к своей жене и возжелал её, она сказала, что она уже спит, однако он совокупился с ней, после чего был ниспослан этот аят».

Слово Аллаха:«И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах»,речь идет о ребенке.

Так считали Абу Хурайра, ибн Аббас, шурайх аль-Кады, Муджахид, Икрима, Саид ибн Джубайр, Ата, ар-Раби, ибн Анас, ас-Судди, Зайд ибн Аслам, аль-Хакам ибн Утба, Мукатиль ибн Хаййан, аль-Хасан аль-Басри, ад-Даххак, Катада и другие .

Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам прокомментировал аят: «И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах», т.е. совокупление.

Амр ибн Малик передаёт, что ибн Аббас сказал: «И стремитесь к тому, что предписал вам Аллах», ночь могущества.

Катада сказал: «И стремитесь к тому,

что предписал вам Аллах»,  то, что Аллах позволил вам.

 

Слово Всевышнего Аллаха:«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Всевышний Аллах позволил постящемуся есть и пить, а также совокупляться, как об этом было сказано ранее, в любую часть ночи, пока утренняя заря не станет отличаться от темноты ночи. Здесь это приведено в виде аллегории с чёрной и белой ниткой.Аллах разъяснил это точнее в слове: «От рассвета».

Люди, намерившиеся поститься привязывали к своим ногам чёрную и белую нитку, таким образом, они продолжали есть, пока не начинали их различать. Затем Аллах ниспослал: «От рассвета», и тогда люди поняли, что здесь подразумевается ночь и день.

Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:«Когда был ниспослан (аят, в котором сказано): “…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”, я взял чёрные и белые путы и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал (мне): “Ну и широка же твоя подушка, то были слова о темноте ночи и свете дня».

Смысл слова «Ну и широка же твоя подушка » – т.е. она очень широка, если может вместить в себя две нити, которые подразумеваются в данном аяте (т.е. чернота ночи и свет дня). В некоторых вариантах этого хадиса приводится фраза пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, твоя шея длинна».

Некоторые считают, что эти слова подразумевали под собой, что Ади был человеком недалёкого склада ума. Но это слабое мнение.Есть повествование, что аль-Бухари приводил разъяснение к этому хадису. Дело в том, что Ади спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О, посланник Аллаха, что значит отличить белую нить от чёрной нити? Речь идёт о настоящих нитях?» и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Поистине, у тебя длинная шея, если ты смог увидеть две нити». А затем он сказал: «Это тьма ночи и свет дня».

 В том, что Аллах позволяет есть и пить в течении ночи, доказательство на предпочтительность Сухура (предрассветная трапеза), т.к. потребление пищи является льготой предоставленной Аллахом. Пользоваться льготами предпочтительно.

О «Сухуре» говорится в достоверной Сунне. Так посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал к Сухуру, о чём говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах от Анаса:«Примите Сухур, поистине, в Сухуре — Благословение».

В Сахихе Муслима приводится хадис от Амра ибн Аса о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разница между нашим постом и постом обладателей писания, в потребление сухура».

 Имам Ахмад передаёт от Абу Саида, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Сухур – благословенная пища, поэтому не оставляйте его. Даже если кто-то из вас сделает глоток воды, ведь поистине Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто потребляет Сухур».

Существует несколько других хадисов, побуждающих к потреблению Сухура, даже если он состоит из глотка воды. Предпочтительно отсрочить Сухур до времени рассвета.

Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) во время рамадана мы поели перед рассветом вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву».
(Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?”
Он (Зайд) сказал:“Столько (, что можно было прочитать) пятьдесят айатов”».

Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Люди) моей Уммы не перестанут пребывать в добре, пока они будут спешить с разговением и откладывать Сухур».

Есть ещё несколько хадисов, указывающих на то, где пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называет Сухур  благословенной пищей.

 

Имам Ахмад передает от Хузейфы:  «Как-то мы ели Сухур с посланником Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) и было уже светло как днём, но солнце ещё не вышло». Этот хадис приводится только по цепочке от Асыма ибн Абу Нуджуда.

Группа праведных предков (салаф) считает, что Сухур можно затягивать вплоть до рассвета. Это передают от Абу Бакра, Умара, Али, ибн Масуда, Хузейфы, Абу Хурайры, ибн Умара, ибн Аббаса, Зайда ибн Сабита и многих других из числа их последователей.

Таких как Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн, Абу Милджаз, Ибрахим ан-нахаи, Абу Духа, Абу Уаиль и других спутников ибн Масуда, Ата, аль-Хасана, аль-Хакама ибн Утайбы, Муджахида, Урва ибн Зубайра, Абу Ша’са и Джабира ибн Зайда.

Абу Джафар говорит в его тафсире,что начинать пост следует с восхода солнца, также как завершать его следует с закатом. Я (ибн Касир) считаю, что это мнение не выдерживает критики среди учёных, ибо это противоречит тексту Корана: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи».

 В двух Сахихах приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Биляль возвещает о наступлении ночи и посему ешьте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактум. Истинно, он не призывает, пока не взойдёт заря».

Имам Ахмад передаёт от Кайса ибн Талка, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Рассвет это не когда светает по горизонту, а когда появляется красное зарево».

Абу Дауд и ат-Тирмизи передают подобный хадис со следующим текстом: «Ешьте и пейте, и пусть вас не беспокоит свет на горизонте, ешьте и пейте, пока не появится красное зарево».

 Ибн Джарир ат-Табари передаёт от Самуры ибн Джундуба, что что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть вас не останавливает азан Билала или увеличение белизны (на горизонте), пока не станет светать».

Так как  рассвет является последним временем дозволенности еды, питья и совокупления для намерившихся поститься, если человек оказался утром осквернённым  (половым актом ночью), то он должен принять омовение (гусль) и продолжить свой пост, на нём не будет греха за это. При совокуплении с супругой ночью и отсутствии полного омовения, пост будет действительным согласно хадису: «Передают, что ‘Аиша и Умм Салама, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встречал рассвет будучи в состоянии полового осквернения после ночи,проведенной с женой. Затем он купался и начинал поститься. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии, переданной Муслимом со слов Умм Саламы, (да будет доволен ею Всевышний Аллах), также говорится: «…и он не возмещал этот пост».

 В Сахихе Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что человек спросил:«Я застаю молитву, будучи в состоянии полового осквернения, поститься ли мне?»  на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «И я застаю молитву, будучи в состоянии полового осквернения и при этом пощусь». Тогда человек сказал: «Ты не такой как мы, о, посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе все грехи, которые ты совершил или совершишь».

Тогда посланник Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, я надеюсь, что я являюсь самым богобоязненным, и самым сведущим в вопросах богобоязненности».

 Из слова Аллаха: «а затем поститесь до ночи», – следует, что разговеться следует с закатом солнца в соответствии с Исламским шариатом.

Об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Когда ночь приходит оттуда (с запада), а день уходит туда (на восток) , то время разговеться постящемуся».

Сахль ибн Сааад ас-Саади передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С людьми всё будет в порядке, если они ускоряют розговенье».

Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говорит Всевышний Аллах: «Самые любимые мои рабы – те, кто спешит с разговением».

Ат-Тирмизи передаёт этот хадис и говорит, что этот хадис хасан гариб. Есть несколько достоверных хадисов, запрещающих Висал (непрерывный пост без разговения и сухура).

Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Не поститесь непрерывно». Тогда люди сказали: «О, Посланник Аллаха, но ведь ты сам постишься непрерывно!» В ответ он сказал: «Но кто же из вас похож на меня?!Воистину, мой Господь кормит и поит меня по ночам!» Некоторые все же отказались прерывать пост по ночам, и тогда он тоже перестал прикасаться к еде сначала один день, потом другой, а на третий день они увидели молодой месяц, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы он появился позже, я бы велел вам продолжать поститься таким образом». Это было бы для них наказанием за то, что они отказались повиноваться ему. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:(Когда) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил (людям) соблюдать пост непрерывно из милосердия к ним, они сказали: “Но ты ведь (делаешь это!)” На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует  сказал: “Поистине, я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!” (Аль-Бухари; Муслим)
Есть множество повествований, запрещающих Висал. Практика Висал (непрерывный пост) была одной из особенностей пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо Аллах помогал ему обходиться без еды и питья не испытывая голода и жажды. Т.е. он получал поддержку в духовном, а не материальном плане.Однако, кто не желает разговеться с закатом солнца, может сделать это до сухура (предрассветной трапезы), как об этом говорится в хадисе от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Не поститесь непрерывно, тот кто хочет продолжить, то пусть продолжает до сухура». Тогда люди сказали: : “Но ты ведь (делаешь это!)” На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, я не таков, как вы, ведь у меня есть кормилец, который кормит меня и дающий питье, который поит меня!”    Этот хадис также приводится в двух Сахихах.

Слово Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях».

Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал:«Речь идёт о человеке, который совершает И’тикаф (благочестивое уединение в мечети) в мечети в Рамадан или в другое время. Аллах запретил ему совокупляться с жёнами ночью или днём, пока он не завершит И’тикаф».

 Ад-Даххак сказал: «Человек, уединившись в мечети, выходил из неё и совокуплялся с женой, если желал, и тогда Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях», – т.е. не приближайтесь к ним, пока вы совершаете И’тикаф, будучи в мечети или в другом месте».

Муджахид, Катада и многие другие учёные считали, что мусульмане поступали так (совокуплялись с жёнами во время И’тикафа) пока не был ниспослан этот аят.

Ибн Аби Хатим сказал: «Так считали: ибн Масуд, Мухаммад ибн Кааб, Муджахид, Ата, аль-Хасан, Катада, ад-Даххак, ас-Судди, аз-Зубайр ибн Анас и Мукатиль. Они также считали, что человек не должен совершать близость со своей супругой, будучи в состоянии И’тикафа». Единогласно принято считать, что совершающему И’тикаф запрещается близость с женами, пока он находится в состоянии  И’тикаф в мечети. Если же человек пошёл домой по какой-то нужде, то ему нельзя оставаться дома дольше, чем требуется. Он может пойти туда для оправления естественных нужд, для приёма пищи и т.п. ему недозволительно целоваться с женой или обнимать её, а также заниматься любыми делами, которые отвлекали бы его от И’тикафа. Ему также не следует посещать больного, ему лишь можно справляться о нём по пути в мечеть. Правила поведения при И’тикафе единогласно приняты учёными, однако есть аспекты, о которых существуют разногласия. Эти аспекты мы привели в конце книге о посте. Среди учёных принято завершать книгу о посте разделом об И’тикафе в соответствии с Кораном, т.к. в Коране И’тикаф упоминается после описания поста. В том, что Аллах упоминает И’тикаф после поста, указание на то, что уединение в мечети, желательно в конце месяца поста.

В достоверной Сунне приводится хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней Рамадана до тех пор, пока Великий и Могучий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Так в двух  Сахихах приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что Сафийя бинт Хай посещала посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и разговаривала с ним, когда он уединялся в мечети. Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) пошёл проводить её, пока не поравнялся с её домом, её дом был во дворе Усамы ибн Зайда на окраине Медины.

Когда они дошли до дома, двое мужчин из ансаров поравнялись с ними и прошли быстро, тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) окликнул их:

«Не убегайте, это Сафийа бинт Хуяй (моя жена)».

Тогда эти люди воскикнули: «Слава Аллаху (как мы можем подумать что-то плохое о тебе), посланник Аллаха!». Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Шайтан бегает по кровеносным сосудам сына Адама, я побоялся, что он может бросить в ваши сердца что-нибудь (или он сказал: «зло»)».

Имам Шафии сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,хотел научить свою Умму, как следует своевременно избегать обвинений в совершении запретного, не смотря на то, что эти двое мужчин никогда не осмелились бы подумать плохое на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах знает лучше». Этот аят (2:187) запрещает половые сношения,  а также любые прелюдии к половому акту, такие как поцелуи и объятия и т.п. во время И’тикафа.

Что касается присутствие жены для помощи , то это дозволительно. Об этом сообщается в двух Сахихах, что ‘Аиша,  да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала:«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову оставаясь в мечети, в то время, когда у меня были месячные регулы, , а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

 

Слово Аллаха: «Таковы ограничения Аллаха», – т.е. всё что мы разъяснили, предписали и ограничили из правил поста, всё что дозволили в нём и запретили, все льготы и предпочтения в нём являются заповедями Аллаха, которые Он узаконил, поэтому:

«Не приближайтесь к ним»,– т.е. не нарушайте и не приступайте их.

Ад-Даххак и Мукатиль считали, что в аяте: «Таковы ограничения Аллаха», подразумевается совокупление во время благочестивого уединения.

Абдур-Рахман ибн Аслам ибн Зайд считал, что речь идёт о четырёх ограничениях, и при этом он читал аят: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста». До слов Всевышнего: «… а затем поститесь до ночи».

 Аслам ибн Зайд говорил при этом:«Мой отец говорил тоже самое и читал этот аят». «Так Аллах разъясняет Свои знамения людям»,–  также как Он разъяснил правила поста и его подробности, Он разъясняет остальные законы людям языком Своего раба и посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

«…людям, – быть может, они устрашатся», – т.е. будут знать как следует поклоняться, и станут руководствоваться этим.

Как сказал Всевышний Аллах: «Он – Тот, Кто ниспосылает Своему рабу ясные знамения, чтобы вывести вас из мраков к свету. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к вам». (57:9)