ПОДЕЛИТЬСЯ
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаиль, так звали имама аль-Бухари известного каждому мусульманину.

Имам аль-Бухари был мухаддисом, собирал и исследовал хадисы. Также имам Бухари известен как толкователь Священного Писания.

По национальности имам аль-Бухари был персом. Предки были последователями зороастризма. Его прадед Аль Мугира первый в семье принял ислам. Исмаиль, отец имама, был близок с Маликом ибн Анасом, основателем маликитского мазхаба. Исмаиль был очень начитанным и образованным человеком. Однако он покинул этот мир, когда будущий имам был ещё маленьким ребёнком. Мать Бухари помогала ему в изучении религии и поддерживала в заучивании хадисов, когда у юноши проявилась тяга к изречениям Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

В 16 лет аль-Бухари совершил паломничество в Мекку вместе со своим братом Ахмадом, затем посетил города Хорасана, Ирака, Шама, Хиджаза, где узнал множество хадисов и записал их огромное количество. Тогда же он приступил к написанию первого сочинения — биографического свода «Китаб ат-тарих ал-кабир» (Большая хроника), содержащего сведения о передатчиках хадисов — сподвижниках пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и их последователях.

По воспоминаниям современников, имам был набожным, богобоязненным, скромным и непритязательным в быту. Учителями имама аль-Бухари называют Абд аль-Хамида и Мухаммада ибн Сальма аль-Пайканди, ученика  Мухаммада Аш-Шайбани (ум. в 804/5), который в свою очередь был учеником имама Абу Ханифы.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов. Имам Ахмад сказал: “Не было ещё в Хорасане подобного ему”. Абу-ль-Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: “Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать”. Ибн Хузайма сказал: “Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари”. Ат-Тирмизи сказал: “Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недос­татках хадисов и их иснадах”. Йахйа бин Джа’фар сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исма’ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть – уходом знаний».

Аль-Бухари прожил 5 лет в Басре и ежегодно совершал хадж, он участвовал в собраниях, проводимых Мухаммадом ибн Башшара аль-Абади (ум. в 843); сам руководил занятиями по диктовке хадисов, на которые собиралось около тысячи слушателей, и за свои знания получил почетное прозвище «господин факихов» («господин богословов-законоведов»).

Затем Бухари переехал в столицу Халифата Багдад, где также пользовался высоким авторитетом, особенно после того как во время одного из собраний на память восстановил правильные иснады (цепочка людей, передававших хадисы из уст в уста) 100 хадисов.

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: “Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не про­дал”. Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: “Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его”.

Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения действительны, даже если попить козьего молока или бараньего. Существует множество мнений о достоверности этого факта. Во второй раз его изгнали за то, что он утверждал, что вера (иман) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама, кто-то спросил его сотворена Речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своем, и в итоге имам сказал: «Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено». Завистники обвинили имама аль-Бухари в проповедовании сотворенности Корана и предложили ему публично отречься от своих идей. Бухари категорически отвергал это обвинение, подчеркивая, что он говорил лишь о сотворенности всех действий человека. И люди не поняли имама до конца и обвинили имама аль-Бухари в том, что тот вводит «бидаат» (новшество). В четвёртый раз эмир Бухары, Халида Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался.

Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал: «Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухри послал к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: “Доставь ко мне “Аль-джами‘”, “Ат-тарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя”. На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: “Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой”».

Халид Зухри подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его в четвёртый раз покинуть Бухару и отправиться к родственникам в город Хатанг (ныне Хаджабад).

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-Джами ас-Сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-Асма’ ва-ль-куна», «Ат-Тарих аль-кабир» (Великая история), «Ас-Сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «Аль-Адаб аль-Муфрад» и «Аль-Кира’а хальфа-ль-имам».

Имам аль-Бухари собрал и проанализировал около 600 тысяч хадисов и еще 200 тысяч записал непосредственно со слов шейхов и передатчиков хадисов, общее число которых, по его словам, достигло 1 тысячу человек. Из этого материала он отобрал в качестве безупречных достоверных (сахих) 7397 хадисов с полными иснадами, которые вошли в его книги ал-Джами ас-сахих (др. название: ас-Сахих — Достоверный). Этот свод преданий стал не только самым авторитетным у суннитов, но и признан всеми мусульманами.

В отличие от сборников типа муснад, ас-Сахих был составлен по принципу мусаннаф, т. е. хадисы были расположены по темам. Имам Бухари разделил материал на 97 книг (китаб) и 3450 глав (баб). Такое количество глав объясняется тем, что многие хадисы содержат материал на разные темы и потому повторяются. Сами книги выделены и расположены в соответствии с разделами и вопросами фикха, но содержат также и другие материалы (историко-биографические сведения,высказывания о Конце света, коранические комментарии и т. д.). Некоторые главы имеют только названия, но в них нет хадисов. Возможно, имам Бухари, предварительно составив схему сборника, не нашел достоверных хадисов, чтобы заполнить все главы.

Хорезмиец аль-Андарасбани слушал в Хамадане чтение оригинала ас-Сахиха, состоявшего из 9 томов, а ученик аль-Бухари Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирабри читал его под руководством учителя в течение 3 лет (867-869) в Фирабре; там же под руководством Бухари прослушали ас-Сахих десятки тысяч человек. С X века ас-Сахих (наряду с одноименным сборником Муслима) — самая важная после Корана книга для суннитов; существуют многочисленные комментарии на книгу в целом и на отдельные ее главы. Содержащийся в ней материал оказал непосредственное влияние на формирование догматических, правовых, этических, социальных и прочих взглядов мусульман-суннитов.

Имам Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) похоронен в селении Хартанг (близ Самарканда), где он незадолго до смерти поселился в доме Абу Мансура Галиба ибн Джибраила. Он прожил 60 лет.