ПОДЕЛИТЬСЯ

От Ибн ‘Аббаса (Аллах доволен ими обоими) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других:
➡ молодостью прежде старости,
➡ здоровьем прежде болезни,
➡ богатством прежде бедности,
➡ свободным временем прежде занятости,
➡ жизнью прежде смерти!»

(аль-Хаким:4/341, Ибн Абу Шайба:34319. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий и шейх аль-Альбаний. См. “Сахих ат-таргъиб”:3355, «Сахих аль-джами’»:1077).

Когда человек начинает понимать религию Ислам, это меняет его жизнь. Путь ислама переворачивает всю жизнь человека. Некоторые люди произносят шахаду одни, некоторые переходят в Ислам целыми семьями. Если муж и жена, у которых есть маленькие дети, решают принять ислам или начать соблюдать, то, скорее всего, их дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может оказаться более сложным.

Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен. Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.

Когда Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему тогда было сорок лет. Пророк обладал определенными лидерскими качествами. Значительная часть последователей Ислама в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммеду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять религию ислам как образ жизни.

История ислама открывает нам, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пришел с посланием Аллаха, и его целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.

Анас бин Малик (да благословит его Аллах) был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас (да благословит его Аллах) упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.

Пророк никогда не оставался безразличным к делам молодёжи своего времени. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) призывает сподвижников приобрести знание по обучению чтению Корана от четырёх молодых сподвижников: Ибн Умму Абда, Муаз бин Джабала, Убаю Ибн Кааба и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы.

Пророк Мухаммед имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.

Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша (да благословит его Аллах), занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до неё не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают её повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.

Другая жена Пророка Хафса (да благословит её Аллах), дочь Умара (да благословит его Аллах), была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины. Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.

Как добился этого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)?

Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.

Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, относиться с высокомерием, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?

Сегодня молодёжь впитывает в себя все болезни нашего общества: наркотики, проституция, воровство, а всё начинается с прогулов школы, низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой, а через неё желание денег, славы, доступных женщин.  Чрезмерная подверженность мнению ровесников  создаёт трудность молодому мусульманину оставаться верным исламским принципам.

Родители подростков, принадлежащие к религии Ислам, должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении добронравных взрослых кристальной честности. У взрослых молодые люди учились заключать торговые сделки по шариату, заниматься дааватом (призывом), учить неграмотных людей, выполнять работу по дому и т.д.

Неправильно отбирать у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут преуспеть во взрослом мире.

Пророк также настойчиво наставлял молодых мусульман, уважал её взгляды, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, занимала активную позицию в жизни мусульманского общества.

Сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей с какими-то странными гормональными выбросами.

Мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.

Принять ислам всей семьёй – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.

Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам или начала соблюдать, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.

Пророк Мухаммед считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), ученых дискуссиях, как Али (да будет доволен и м Аллах); переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд (да будет доволен и м Аллах), возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.

Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах) участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асма (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), рисковала жизнью, помогая Пророку(мир ему и благословение Всевышнего) и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и её отца, когда их преследовали курайшиты.

Узнавая ислам, человек меняет своё отношение к людям, и к старикам, и к детям, и к подросткам. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях и т.д. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества. Сегодня молодёжь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка, но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.

Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушку шайтана. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.

Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он, Инша Аллах, сможет достичь настоящего счастья в обоих мирах.

Религия Ислам уделяет огромное внимание подрастающему поколению, так как его здоровье – это и есть здоровье общества. Всё зависит только от нас самих, изменяя себя и своё окружение, мы сможем достичь блага.