ПОДЕЛИТЬСЯ

Джума — это день, в который мусульмане собираются вместе в одном месте и молятся Всевышнему Аллаху.

«Аль-Джума»

Об это дне есть отдельная сура в Священном Коране с одноимённым названием «Джума».  «Аль-Джума» была ниспослана Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) во время его проживания в Медине. После этих аятов посещение джума становится фардом.

Всевышний говорит в Священном Коране: «O тe, ĸoтopыe yвepoвaли! Koгдa пpизывaют нa нaмaз в пятничный дeнь, тo ycтpeмляйтecь ĸ пoминaнию Aллaxa и ocтaвьтe тopгoвлю. Taĸ бyдeт лyчшe для вac, ecли бы вы тoльĸo знaли».  Cypa аль-Джума, aят 9.

Хадисы о дне Джума.

Абдуллахом бин Умаром рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) повелел: «Для услышавшего азан к намазу джума совершение намаза джума является фардом».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Мы – самые последние, кому дана Книга (небесная), но в Судный день мы будем первыми. Среди них (последователей других религии) возникли противоречия относительно пятницы, которую Аллах предписал им. А Аллах этот день (священность этого дня) показал нам. Другие люди последовали за нами. Следующий день (суббота) принадлежит иудеям, а следующий день (воскресенье) – христианам». Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего): «Когда у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) спросили, почему день называется «джума», он ответил: «Нет сомнений, что ваш отец (праотец) Адам был сотворен в этот день. Судный день наступит в этот день, воскрешение будет происходить в этот день, и люди будут подвергнуты допросу в этот день. В последние три часа пятницы есть такое мгновение, что сделанная ду’а (молитва) будет обязательно принята».

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)

Условия Джума.

В хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллахом, эти условия определены следующим образом: «Для тех, кто верует в Аллаха и в Судный день, совершение намаза джума является фардом. Исключение составляют лишь путники, невольники, дети, женщины и больные».

Кому обязательно выполнять джума?
  1. Мужской пол. Джума обязательно для мужчин. Женщина, которая читает за коллективом джума, не обязана затем читать зухр.
  2. Свобода. Человек, совершающий джума, должен быть свободным. Невольникам, пленникам, заключенным джума необязательно.
  3. Постоянное проживание. Человек, которому обязательно совершать джума, должен постоянно проживать в той местности, где совершается джума. Это означает, что путнику джума не обязательно посещать.
  4. Здоровье. Джума обязательно для тех, у кого нет каких-либо тяжелых недугов. В этом заключается мудрость ислама. Религия для людей, поэтому тем, кто болеет, чтобы не распространять болезнь, следует оставаться дома. Также это послабление для тех больных, которым сложно покидать свои дома в силу своих болезней.
Условия необходимые для действительности джума.
  1. Город или посёлок. Джума выполняется в городе или в определённом населённом пункте. Вне населённого пункта джума недействительно. Данное решение выходит из слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): «Намаз джума, такбиру ташрик, праздничные намазы Рамадан и Курбан совершаются только в многолюдных городах или в “касаба” (небольшой городок)». Ибн Хазм (умер в 456/1063 году) утверждал, что этот хадис носит достоверный характер. Этот же хадис со слов Али (да будет доволен им Аллах) через Абу Абдуррахмана ас-Сулями сообщил Абдурраззак.
    Мнение учёных ханафитского мазхаба в этом вопросе немного расходятся. По мнению Абу Ханифы (умер в 150/767 году), «многолюдным городом» считается населенный пункт, у которого есть правитель, судья, в котором есть улицы, рынок и кварталы, где проживают люди. Тогда как Абу Юсуф (умер 182/798 году) высказал мнение, что городом называется местность, в которой проживает столько людей, что самая большая мечеть не может вместить их всех. Имам Мухаммад (умер в 189/805 году) считал, что городом называется та местность, которую признали городом правители.
  2. Наличие разрешения. Власти города должны дать разрешение на проведение джума. Представители ханафитского мазхаба опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром: «Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя (справедливого или тирана), не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела».
  3. Определённое число людей, участвующих в джума. Имам Азам Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как его последователи и ученики Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие всего двоих мужчин. Доказательством для этого является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма: «Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха».
  4. Место в городе. Пророк Мухаммад и его асхабы всегда совершали джума только в центре того города, в котором они находились. Имам Абу Ханифа и Имам Мухаммад считали, что молитву можно совершать сразу в нескольких местах города, так как нигде не сказано, что совершать надо лишь в одном месте.
  5. Время. Джума совершается во время намаза аз-зухр.Анас ибн Малик говорил: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу».
  6. Проповедь (хутба). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не совершал намаз джума без хутбы. Пророк всегда говорил проповедь перед намазом джума. Поэтому асхабы говорили, что проповедь включает в себя два ракаата и является неотъемлемой частью джума. Джума без проповеди не засчитывается. Опоздавший на проповедь джума должен читать зухр намаз. Необязательно слышать хутбу, достаточно присутствовать.                        Абу Ханифа считал условием хутбы — поминание Аллаха. Поэтому если имам скажет «Альхамдулиллях» или «Субханаллах», или «Ля иляха иляллах» с намерением прочитать хутбу, то его хутба будет действительна.

Намаз.

Во время джума читается 4 ракаата сунны, затем необходимо присутствие на хутбе, после этого читается два ракаата фард намаза. Во время фард намаза имам читает Священный Коран вслух, а джамаат молчит. После фарда читаем 4 ракаата сунны.

Надеемся, что данная статья поможет людям лучше узнать ислам.