Посещение могил

Посещение могил

1272
ПОДЕЛИТЬСЯ

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Я запретил вам посещать могилы, а теперь разрешаю, потому что посещение могил напоминает о Судном дне.

(Тирмизи «Джанаиз», 60; Муслим «Джанаиз», 106)

Кладбище – это такой укромный уголок земли, где, оставаясь наедине с самим собой, погружаясь в размышления, становишься мудрее, думая о своей жизни и о жизни захороненных здесь людей, извлекаешь поучительные уроки. Посещение могил порождает мысли о неминуемости смерти.

Человек постоянно находится между двумя реальностями: желанием жить и неотвратимостью смерти. Если не познать истинный смысл жизни и смерти, то никогда не понять, для чего все-таки живет человек.

Для верующего смерть – это подарок от Всевышнего Аллаха, это радостный, несущий наслаждение переход из одного состояния в другое. А для неверующих и грешников – это поток наказаний, исходящих из пучины Ада, это начало мучений.

Воистину, у человека есть два главных советчика: один из них говорящий, а другой молчаливый. Говорящий советчик – это Священный Коран, а молчаливый – смерть.

Наши предки располагали кладбища в центре города и при входе в мечети, чтобы люди получили больше пользы от этого молчаливого советчика. Они сажали на кладбищах кипарисы. Эти зеленые деревья округлой формы – долгожители. Они как символ вечности будущей жизни.

У смерти нет понятного языка, но в ее молчании сокрыт глубокий смысл. Кладбища переполнены именами родителей, детей, любимых, друзей, родственников, которые завершили свое временное пребывание.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о жизни в могиле, которая предстанет перед нами в определенном обличии, в зависимости от наших дел:

Могила – это либо один из садов Рая, либо одна из ям Ада.

(Тирмизи «Кыйямат», 26)

Этот хадис показывает нам тесную связь между жизнью и смертью.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам часто посещал могилы своих сподвижников, проявляя свою верность по отношению к ним, и возносил за них мольбы. Он часто посещал могилы шахидов, павших в битве Ухуд и обращался к ним:

– Да пребудет благоденствие и спокойствие над вами за проявленное терпение! Как прекрасен для вас мир иной!

(Ибн Касир «Тафсир»,II, 529)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посещал кладбище «Джаннат Аль-Бакы» и желал похороненным там благоденствия и спокойствия и возносил за них мольбу:

О, обитатели края верующих! Благоденствия вам и спокойствия! Если будет угодно Аллаху, и мы присоединимся к вам. Прошу у Всевышнего Аллаха счастья нам и вам.

(Муслим «Джанаиз», 104)

Однажды ночью Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спал в доме своей жены Айши (радыйаллаху анха). Ангел Джабраиль (алейхис салям) сообщил ему, что Аллах хочет, чтобы он пошел на кладбище и вознес за умерших мольбу. Получив такой приказ, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тихонько поднялся, чтобы не разбудить жену. Но Айша (радыйаллаху анха) почувствовала это, и в ней пробудился интерес: куда это пошел Пророк? Когда Он вышел, она последовала за ним и увидела, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на кладбище, плача, возносил мольбы за умерших мусульман. Она устыдилась своих мыслей и, немного постояв, быстро вернулась домой и легла в постель, притворившись спящей. Почти сразу за ней в дом вошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и, заметив тяжелое дыхание Айши, сказал:

Ты что испугалась, что Аллах и Его Посланник будут несправедливы к тебе?!(Муслим «Джанаиз», 103)

Сказав это, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) проявил недовольство и этим дал понять, что все свои поступки Он совершает по приказу Всевышнего Аллаха.

Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) часто посещал кладбища и советовал делать это своим сподвижникам и общине. Он говорил:

Я запретил вам посещать могилы, а теперь разрешаю, потому что посещение могил напоминает о Судном дне.

(Тирмизи «Джанаиз», 60; Муслим «Джанаиз», 106)

Посещение могил – поучительный урок, а для умерших это является причиной ниспослания им милости. Потому что умерший, подобно тонущему в болоте, ждет помощи.

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передал, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проходя мимо двух могил, сказал:

Они сейчас испытывают большие мучения, но не из-за больших грехов. Один из них сплетничал, а другой как следует не совершал очищения от мочи.

После этого он взял свежую пальмовую ветвь и, разделив ее на две части, воткнул у изголовий могил, сказав:

Они облегчат их мучения, пока не засохнут.

(Муслим «Тахарат», 111)

Толкователь Куртуби этот хадис объясняет следующим образом:

– Слова «пока они не засохнут» означают, что когда на могилах сажают растения или читают Коран, умершие испытывают облегчение. Если даже одно растение облегчает состояние умершего, то тем более ему принесет пользу чтение для него Корана. Умерший сразу же получает вознаграждение.

(Куртуби «Тафсир», X, 267)

Все знают, что умершие получают милость Всевышнего Аллаха, когда для них читают Священный Коран, в особенности Суру «Я син». Об этом сказано в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Сура «Я син» является сердцем Корана. Воистину, прощаются грехи тому, кто читает ее с намерением получить довольство Аллаха и с желанием блага в последующей вечной жизни. Так читайте же своим умершим Суру «Я син».

(Ахмад бин Ханбаль «Муснад», V, 26)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также изрек:

Если кого-то из вас постигнет смерть, быстрее опустите его в могилу. После захоронения у изголовья читайте Суру «Аль-Фатиха», а у ног последние аяты Суры «Аль-Бакара» (т.е. Аманар-расулю…).

(Табарани «Аль-Муаджам Аль-Кабир», XII, 340; Дайлями «Муснад», I, 284; Хайсами «Маджма Аз-Заваид», III, 44)

Али бин Ляджлядж (рахматуллахи алейхи) передает, что его отец, умирая, оставил следующее завещание (его отец был сподвижником Пророка):

«Когда положите меня в могилу, скажите:

بسم الله وَ عَلَى سُنَّةِ رَسُولِ الله

«Бисмилляхи ва аля суннати расулилляхи».

После этого бросьте горсти земли. Потом у изголовья читайте начало Суры «Аль-Бакара» и конец этой же Суры. Воистину, я был свидетелем, что Абдуллах ибн Омар одобрял это».

(Байхаки «Ас-сунна Аль-Кубра», IV, 56)

Очень важно обратить внимание на завещание сподвижника Амра бин Аса (радыйаллаху анху):

«Когда вы опустите меня в могилу, подождите возле нее столько времени, сколько требуется на разделку верблюда, чтобы, пока вы находитесь рядом со мной, я свыкся с новой жизнью и приготовил ответы на вопросы послов Аллаха».

(Муслим «Имам», 192)

Этот хадис Имам Ан-Навави (рахматуллахи алейхи) упоминает в своей книге. Он передает следующие слова Имама Шафии (рахматуллахи алейхи):

– Хорошо читать аяты и суры из Священного Корана у могилы, а читать Коран от начала до конца еще лучше.

(Ан-Навави «Риядус-Салихин», 293)

Из всего сказанного выше мы видим, что посещение могил и пожелание умершим благоденствия и успокоения, мольбы за них, раздача пожертвований с просьбой передачи им вознаграждения и чтение для них Корана являются причинами ниспослания им милости Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в Священном Коране советует нам возносить следующую мольбу за наших умерших братьев:

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

«О наш Господь! Прости грехи нам и нашим братьям, которые уверовали до нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, кто уверовал! Господи наш! Поистине, Твоя Милость безгранична». (Аль-Хашр, 59/10)

Покойные слышат наши приветствия и знают, что их могилы навещают.

Здесь важно обратить внимание на плохие новшества, которых следует избегать. Несмотря на то, что ученые Ахли Сунна все четко объяснили, некоторые люди все равно не могут удержать себя от этих ошибок.

Есть люди, которые из-за своей религиозной безграмотности жгут на могилах свечи, привязывают веревки и бумажки со своими просьбами или просят умершего осуществить их желания. Другие же люди впадают в другую крайность, называя многобожием (ширком) посещение могил, и этим совершают ошибку, подобно первым.

Исламу в этом вопросе, как и во всех других, принадлежит золотая середина. Вышеизложенные хадисы и поступки сподвижников объясняют нам, как можно избежать этих ошибок.

НО ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что посещение могил Пророков и святых людей — это не поклонение им. Все Исламские учёные единогласно подтвердили, что мусульмане никогда не обожествляли и не обожествляют ни Пророков, ни святых людей, а также никто из верующих, не придают Аллаху соучастников. Мусульмане твердо знают, что Пророки и святые люди не достойны поклонения, они ничего не создают и не властны ни над добром, ни над злом. Аллах — Один-Единственный Создатель. Лишь Он достоин наивысшей степени поклонения.

Суть же посещения могил Пророков, святых людей, а также благословение их реликвиями заключается в том, что верующий стремится получить Баракят (благословение) от Аллаха. Пророки и Святые — это избранные Аллахом люди, которых Он любит. Поэтому Мольбы, обращенные к Аллаху ради Пророков и Святых совершаются верующим в надежде, что Аллах примет Ду ‘а мусульманина ради этих Пророков или Святых, поскольку они — наилучшие создания Творца.

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:

Когда умерла мать Сада бин Убада (радыйаллаху анху), он пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:

– О Посланник Аллаха! Умерла моя мама. Меня в этот момент не было рядом с ней. Если я дам пожертвование за нее, принесет ли это ей пользу?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

–  Да.

Сад (радыйаллаху анху) сказал:

– О Посланник Аллаха! Будьте свидетелем! Я отдаю в качестве пожертвования за мою маму свой фруктовый сад. (Бухари «Васая», 15)

Наш предводитель на истинном пути – Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – сказал:

Когда человек умирает, запись его деяний прекращается, кроме трех:

— садака джария – пожертвования, которое продолжает приносить пользу;

— знаний, которые он передал;

— молитв, вознесенных за него детьми.(Муслим «Вассыйя», 14)

Эти хадисы объясняют, что хорошие деяния, совершенные до смерти, продолжают приносить пользу и после смерти, также приносит пользу вознесение родственниками и верующими братьями молитв, раздача пожертвований за умерших. Эти хадисы стимулируют их близких для этого. Воистину, после смерти человека нужно совершать много благих дел с намерением, чтобы вознаграждения за них были переданы умершему.

Пока совершаются эти благие дела, Тетрадь деяний умершего не закроется. Когда человек умирает, и он один уходит в могилу, проявлением преданности к нему для его близких, наследников и хороших друзей является совершение благих дел с просьбой передачи вознаграждения умершему. Это является очень благочестивым деянием для них.

Очень важно заплатить долги умершего, к этому призывал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приходил на погребальную молитву – джаназа – он сразу спрашивал, есть ли долги у умершего. И пока долг не отдавали, он молитву по умершему не совершал. Это является для нас примером.

Имам Мухаммад (рахматуллахи алейхи) – известный  религиозный правовед, факих мазхаба Ханафи – дал заключение (фатва по кыясу), называемое «Искат салят».

«Искат салят» означает раздачу пожертвований бедным или нуждающимся с просьбой к Аллаху о прощении вынужденных долгов умершего по намазу, посту, жертвоприношению (курбану), обету (назр) и искуплению (кафарату). В соответствии с ним, за каждый пропущенный намаз необходимо отдать бедняку или нуждающемуся пищу или эквивалент в деньгах на трехразовое питание за один день. Но важно помнить, что человек не должен, зная это, расслабляться в совершении намазов и других религиозных обязанностей.

Из этого заключения – фатвы Имама Мухаммада – мы извлекаем три очень полезные вещи:

  1. Призыв к пожертвованию.
  2. Радость бедняков от получения пожертвований и вознесение ими мольбы за умершего.
  3. Надежда на ниспослание Милости Аллаха умершему.

О наш Аллах! Мы просим, чтобы Ты был доволен нашими намерениями. Сохрани нас от печального конца жизни, подобного концу тех, кто погряз в желаниях этого мира и утонул в горсти воды. О Милостивый из милостивых! О наш Господь! Укрась нашу жизнь и смерть подобно  тому, как Ты украсил жизнь и смерть Твоих благочестивых рабов. О Всевышний Аллах! Дай нам возможность смотреть на вселенную глазами, наполненными любовью, разумом и возвышенными верой чувствами! Дай нам прощение через наши слезы покаяния. Одари нас достойным возвращением к Тебе. Амин!