ПОДЕЛИТЬСЯ

Путешествие делегации общины Рисалят продолжается. Наши путешественники прибыли в старинный город Конья, который латиняне называли Икониумом. Город известен своей древней историей, имеет большую культурную и религиозную ценность. Многие историки считают, что данная местность была заселена уже очень давно, примерно в 7500 лет до нашей эры, то есть уже где-то девять с половиной тысяч лет на этом месте проживают люди. Разные империи владели этой территорией: Хеттское царство, Римская и Византийская империи, в 1070 году Конья и её предместье вошли во владения сельджуков, а затем стали принадлежать Османской империи. Этот город почитают не только мусульмане, но и христиане, так как он упоминается в Библии. В Конье жил Омар Хайам, поэт и ученый. Здесь встречались великий шейх и поэт Мавляна Джалялетдин Руми и его учитель Шамс Тебризи и основали суфийский тарикат «мавляви», который существует до нынешних дней.

Джалялетдин Руми был не только религиозным ученым, но и прекраснейшим поэтом, его стихами зачитываются не только в странах Востока, его поэзия получила признание по всему миру.  Во многих лирических стихотворениях Руми говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма. Он написал грандиозную эпико-дидактическую поэму (около 50000 стихов) «Маснави» (Двустишия), в которых обозначил свои основные мысли. «Маснави» называют энциклопедией тасауфа (суфизма). Также Руми автор  трактата «Фихи ма фихи» (В нём то, что в нём), где он говорит об основах тариката.

Руми умер 17 декабря 1273, но его мавзолей до сих пор почитается и является святым местом, и паломники постоянно посещают Конью. Наши хазраты и студенты тоже решили навестить шейха Мавляну.

За год зиярат Мавляны Джалялетдина Руми посещает примерно 2 000 000 человек. Мавзолей Мевляны просуществовал в почти неизменном виде до середины XIX века и только в 1854 году были добавлены некоторые элементы внутреннего декора. Музей Мевляны занимает второе место среди всех музеев Турции (первое место принадлежит дворцу Топкапы в Стамбуле).

После зиярата Джалялетдина Руми группа отправилась на зиярат его наставника и лучшего друга Шамса Тебризи.  На самом деле «Шамс» это не имя ученого, а его «псевдоним». Его настоящее имя Мухаммад ибн Али ибн Маликдад Тебризи. Когда он был еще маленьким, его заинтересовали науки. Он очень много учился и был очень успешен в получении знаний. Однажды маленький Мухаммад Тебризи читал Священный Коран и, прочитав суру Аш-Шамс, он сказал: «Отныне меня зовут Шамс». Шамс Тебризи получал знания, странствуя по свету и учась у многих известнейших шейхов того времени. Во время одного из своих путешествий Шамс Табрези приехал в Дамаск, и на одной из площадей этого города произошла первая его встреча с Джалаледдином Руми, но тогда они просто познакомились, а затем, через несколько лет они встретились в Конье и стали добрыми друзьями. Руми привел Шамса из городка продавцов сахара в своё медресе и в одной из её комнат (по другим сведениям в доме Салахуддина Заркуба) около 40 дней, а по другим источникам, около трех месяцев, изолировавшись от других, они провели беседы.

О степени учёности Шамса имеются такие сведения, что он очень хорошо знал химию, математику, богословие, астрономию, логику и философию. Имея в виду такую степень учёности Шамса, Руми говорил: «Учёные, занимающиеся внешними сущностями, осведомлены о словах пророка, а господин Мавлана Шамсуддин осведомлен о тайнах пророка».

То, что Шамс является учеником Руми или наоборот, выявить очень сложно. По некоторым сведениям, Руми считал Шамса великим учёным, а последний в этом качестве признавал Руми. Шамс сам говорил, что «если мне стараться в течение ста лет, то не смогу достичь и десятую часть его (Руми) знаний и ремесла». Но, одновременно, он признаёт свои отношения с Руми как дружеские отношения и сотрудничества, а не как отношения ученика и учителя. Шамс Тебризи так говорил о своих идеях:  «Подобно тому, как писарь использует три вида письма. Один из его видов может читать только он сам. Другой могут читать и сам и другие. Третий вид не могут читать ни он сам, ни другие. Я тоже произношу слова, которых не понимаю ни сам, ни остальные».

После посещения великого ученого Шамса Тебризи, группа студентов и их учителей решили отправиться на зиярат Сатретдина Коньяви.

Во время прогулок по городу хазраты нашего медресе проводят маленькие семинары и обсуждения, посвященные тем местам, в которых они побывали с группой, рассказывают об ученых, об их книгах и идеях, о правильном понимании религии Ислам.

Наша группа не просто туристы, они отправились за знаниями и очищением.  С помощью посещения подобных музеев и зиаратов, можно очистить своё сердце. Когда слушаешь или читаешь о тех временах, о том, как раньше люди верили, несмотря ни на что, как они совершенствовали свой разум и свою душу, то и сам хочешь хоть капельку быть похожим на них. Такие люди как Джалялетдин Руми или Шамс Тебризи достойны восхищения, ведь во времена Средневековья, они были благородными людьми, сохраняли своё достоинство, искали знания и передавали их ,боролись с невежеством, вели аскетичный образ жизни. А ведь и на их пути встречалось много сложностей, многие дворяне их не понимали, но они не отступали и шли вперёд, они не дрались и не кричали, а честно и красиво доносили истину.

Поэтому и мы будем стараться, читая их произведения и биографии, перенимать их одухотворённый образ мышления.