ПОДЕЛИТЬСЯ

Вера в  нашего Всемогущего Господа — Аллаха объединяет миллионы людей по всему миру, независимо от наций и расс. Поэтому мусульманин никогда не бывает одиноким, где бы он не проживал. Ислам, не просто объединяет верующих, он делает их братьями.

Призыв именно к такой форме отношений указал Господь в Коране (смысл):

«Воистину, верующие – братья» (49:10).

Эти важные слова показывают то, как мусульмане должны относиться друг к другу.

Верующие  же объединяются в джамааты. Джамааты подобны семьям одной страны.  Именно объединившись в группу, верующие  становятся подобными единой крепости, в ней постоянно происходит обмен мыслями, опытом и навыками.

Именно в джамаате легче учиться и  четко  следовать Корану и Сунне с соблюдением всех обязанностей.

Ислам обязывает получать знания и всячески поощряет это, раскрывая то, что именно   это ведет к  божественной милости.

Всевышний Аллах говорит в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах  возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Наш Пророк (мир ему и благословение)  сказал:

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии».   Бухари, Муслим.      

Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах  одарил особым благом.

  Также наш Пророк (мир ему и благословение)  сказал:

 «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах  облегчает путь в Рай». Муслим, Хаким, Тирмизи.

В других хадисах указаны различные достоинства и вознаграждения, предписанные тем людям, кто стремится к знаниям и пониманию Ислама. Они названы лучшими «Лучший из людей – правоверный ученый, который, если в нем нуждаются (другие), приносит (им) пользу, а если нет – то ведет себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».

Всем поступкам и действиям человека должны предшествовать знания, ведь совершающий деяния без знания, может принести больше вреда, чем пользы. Будь то религиозная практика или семейная жизнь или бизнес.

Всевышний наделил человека чувствами и разумом для что бы он читал окружающий  мир изучая СвященноЕ Писани и сунну нашего Пророка.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок.

   Это так потому, что фундаментальные истины (ценности) этой религии не являются обрядами, которые передаются по наследству  без упорства и труда. Нет! Это истины, ценности, которые черпаются из   Книги Аллаха и из всеобъемлющей сунны Его Пророка! Способ их выведения не зависит от простого чтения. Необходима система получения знаний!

     Да помилует Аллах имама ахлю-Сунна Ахмада ибн Ханбаля, который сказал: “Хвала Аллаху, Который в каждой эпохе сделал обладающих знанием наследниками посланников, которые призывают заблудших к верному руководству, претерпевая от них страдания. Они оживляют с помощью Книги Аллаха мертвые сердца и с помощью света Аллаха направляют слепцов. И скольких же сраженных Иблисом они оживили, и сколько заблудших они направили на прямой путь! Как же прекрасен их след, который они оставили среди людей и как же отвратителен след людей, который они оставили злословя о них! Они отдаляют от Книги Аллаха искажение излишествующих, необоснованные утверждения заблудших и толкование невежд, вознесших знамя нововведения и освободивших смуту от оков”. См. “ар-Радду ‘аля аз-занадикъа уаль-джахмия” 6.

Знания необходимо получать из достоверных источников!

Вспомните историю о том, кто убил девяносто девять человек и потом, решив покаяться, спросил о своем положении того, кого он считал ученым, но кто таковым не являлся. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Среди тех, кто жил до вас, был человек, убивший девяносто девять душ. Затем он стал искать самого знающего человека на земле. Ему указали на одного монаха, и он пришел к нему и сказал: “Я убил девяносто девять человек, есть ли для меня покаяние?” Он ответил: “Нет!” Тогда он убил и его, и дополнил им сотню. Однако он продолжал искать самого знающего человека на земле, и ему указали на одного ученого. Придя к нему, он сказал: “Я убил сто человек. Есть ли для меня покаяние?” Тот ответил: “Да. Кто же может помешать кающемуся принести покаяние?!”» аль-Бухари 3480, Муслим 2766.

Мы видим, какой вред для человека, который решил покаяться, мог принести тот, кто сказал, что нет ему покаяния. Ведь он вновь мог впасть в грехи и умереть в этом состоянии

Имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Знание – это правильное понимание и осведомленность, а не множество сообщений![21]” См. «аль-Джами’» 2/174.

Наш Пророк (мир ему и благословение)  сказал: «В Судный день чернила ученых уравновесятся (на весах деяний) с кровью павших за веру» Они получат заступничество Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

«Кто сохранит для моей общины сорок хадисов из Сунны так, что передаст их другим, тому я буду заступником и свидетелем  в Судный день»

Ученые занимают важное и великое место в Исламе, ибо они те, посредством которых Всевышний Аллах оберегает эту религию. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедлив, которые отгоняют от него искажение преувеличивающих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29.

Умар ибн аль-Хаттаб говорил: Пусть вас не обольстит тот, кто читает Коран, ибо это слова, которые мы произносим. Однако смотрите на того, кто поступает в соответствии с Кораном!

Поиск знаний

Знания, содержащиесяй в Коране, применялись на практике и проповедовались нашим Пророком Мухаммадом как  образ жизни и ежедневная практика.

Мусульманину следует стремиться к постижению исламского знания с его начального уровня и до наивысшего. Более того, в исламе учеба предписывается детям,  мужчинам, женщинам, пожилым людям, то есть всем!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Получайте знания от колыбели до могилы».

Путешествия, предпринимаемые в поисках знания, почитаются в исламе как благословенные. Посланник Аллаха (мир ему) призывал мусульман искать знания, даже если для этого требовалось преодолевать огромные расстояния.

  «Кто бы ни отправлялся в путешествия в поисках знаний, Аллах (Свят Он и Велик) направит его путем Рая» (Тирмизи).

Применение знания на практике

Применение и реализация приобретенных знаний во всем их многообразии имеет основополагающее значение. Мусульманин может прочесть огромное количество книг, приобрести множество знаний об исламе, однако если он не применяет свои знания на практике, то в этом случае его знания не только не имеют никакой ценности, но дают повод подвергнуть его суровому наказанию.

Знания почерпнутые из Корана и сунны являются руководством к действию. Сподвижники Пророка  читали Коран Кярим не только лишь ради его обсуждения и получения информации. Они не рассматривали Священный Коран лишь как возможность повышения своих знаний ради самих этих знаний. Они обращались к нему для того, чтобы поступать согласно познанному  ежедневно.  Коран открывает свои сокровища лишь тем, кто изучает его с намерением поступать согласно ему!

Али ибн Абу Талиб говорил: «Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания». Но так же важно  помнить, что знания мертвы без деяний. 

 Упорство при получении знаний

Пророк  Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

При получении  знаний необходимо учитывать три важных аспекта:

  1. Отдаление от греховного.
  2. Упорное и непрерывное усердие.
  3. Закрепление знаний

 

  1. Отдаление от греха.

Чем дальше человек от грехов, тем ближе к нему милость Аллаха. Знания являются благословением и милостью Аллаха, двери к ним открываются только тогда, когда человек следует праведному пути и воздерживается от совершения греховного. Чем ближе  отношения с Аллахом, тем больше понимание наук. Деяния и намерения человека является вкладом в его знания. Грех препятствует получению знаний. Знание – это свет, проливаемый Аллахом в человеческое сердце, а ослушание гасит этот свет. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Я пожаловался [своему учителю] Ваки на слабую память, и он приказал мне оставить непослушание. Он сказал, что знание – это свет, и Он не дарует свой свет непокорным».

2. Постоянное усердие.

Наш Пророк поведал, что любимым деянием Аллаха является благое деяние, которое совершается постоянно. Поэтому лучшее получение знаний – это постоянное обучение. Ничего не дается человеку легко, так и для приобретения знаний нужны усердие, много времени и упорство.

Но у нас есть огромный стимул!

Пророк  Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табарани).

  «Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного» (Табарани).

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, для обладателя знаний просят прощения те, кто на небе, и те, кто на земле, и даже рыбы в воде».

Миллионы, миллиарды? Воистину, число их знает только Аллах.

Почему же все эти животные просят прощения для обладателя знаний?

Во-первых, это признак почёта и щедрости, которым Аллах одаряет носителей знаний Шариата.

Во-вторых, потому что польза от знания учёных распространяется на всё, что их окружает, и даже на животных. Шариатские знания требуют от нас сострадательного обращения ко всем и даже насекомым и  животным.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За [хорошее отношение] к любому живому существу будет награда».

Со слов Му‘аза ибн Джябаля передано: «Обретайте знания, ведь, поистине, их обретение — благоговение пред Аллахом, стремление к ним — поклонение (‘ибада), повторение их — восхваление (Аллаха), поиск их — джихад, обучение им того, кто ими не обладает, — милостыня, расходование их (для) тех, кто ими обладает, — приближение (к Аллаху), ибо они — знаки разрешенного (халяль) и запретного (харам), освещение путей обитателей Рая. Они также благоприятны в одиночестве, друг на чужбине, собеседник в уединении, проводник в радости и горе, оружие против врагов, краса среди сотоварищей. Ими Аллах возвышает народы, делая их предводителями в благом и вождями, по следам которых ступают, берут в пример их деяния и внемлют их мнению. Ангелы желают дружить с ними и гладят их своими крыльями. И для них просит прощения все живое и неживое, и киты моря, и его живность, и хищники и скот на суше, ибо знание — оживление сердец от невежества, светила для ока во тьме. Раб (Божий) достигает знанием степени избранных и высших уровней в этой жизни и в Грядущей. Размышление о нем равно (соблюдению) поста, обучение ему равно выстаиванию (молитвы). Благодаря ему поддерживаются родственные узы, им познается халяль и харам. Оно также — вождь, а дело — его последователь. Внушают его счастливые, а лишают его — несчастные» (Ибн ‘Абд Аль-Барр).

Распространение знаний

Посланник Аллаха (мир ему) всегда подчеркивал необходимость делиться знаниями с другими. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк  Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Если ученого человека спросят что-либо (о его религии), и он утаит (сведения) о ней, будет он обуздан в День Суда огненной уздой» (Абу Дауд и Тирмизи).

Всякий раз, когда Пророк (мир ему и благословение) узнавал, что в Медину прибывает караван людей, он спешил   к ним и читал аяты Священного Корана.

Те из нас, кому Аллах (Свят Он и Велик) даровал Свою Милость, снабдив  знаниями, также должны делиться ими с остальными. Приобретенные знания нельзя утаивать от других. Делясь с другими людьми знаниями, необходимо демонстрировать максимальную искренность. Цель должна быть довольство Аллаха и торжество истины!

  Посланник  Аллах  (да благословит его Аллах и приветствует),  сказал, обращаясь к своей умме: «Я клянусь Аллахом, что для человека куда лучше стать причиной для принятия истины (то есть веры), чем иметь красных верблюдов» (Бухари, Муслим 2406/34).

Без сомнения,   каждый верующий, познав истину должен стараться донести ее и до других, тем самым становясь ближе ко Всевышнему Аллаху, как сказано в одном из аятов Священного Корана:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему!» (сура аль-Маида, аят -35).

О награде за подобные деяние говорится и в другом хадисе Благословенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто призовет (других) к истине, то получит саваб тех, кто последует за ним, при этом не убудет от их саваба. Кто же призовет к порицаемому, то получит грех от тех, кто последует за ним, и при этом не убудет от их греха» (Ибни Маджа, Суннат 14).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении всей пророческой миссии призывал людей к вере и совершению благих деяний. Показав на собственном примере, что это обязанность каждого верующего человека, которую он должен исполнять не задумываясь о вознаграждении и не ожидая за это наград.

  Современное положение мусульман

История свидетельствует, что пока мусульмане твердо держались за религию Аллаха и верили, что знание истин ислама является главной движущей силой их общество процветало и развивалось!

Сегодня положение мусульман к сожалению изменилось,

отчасти из за недостатка образовательных возможностей для мусульман в немусульманских странах, а также из за того что произошли изменения приоритетов в сфере образования, во многих семьях исламское образование было заброшено.

Многие родители считают приобретение знаний в академических областях более важным для своих детей, нежели в области ислама. В результате исламскому образованию они изначально уделяют или минимальное внимание, или вообще не уделяют никакого. Исламское образование теперь относят к «древней» культуре.

Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: “Поистине, я для вас подобен отцу. Я обучаю вас”. 

Абу Дауд 8, ан-Насаи 40, Ибн Маджа 313.

Имам аль-Хаттаби (388 г.х.) в комментариях к этому хадису сказал: “[В этом хадисе указание на то, что] является обязательным для родителей обучать своих детей необходимым для них вопросам религии и учить их этикету”.

Получение академических и специальных знаний законно и разрешено в исламе в том случае, если оно дополняет знание ислама. Но мы должны четко понимать что  знание ислама является ключом к успеху в этом мире и  в  мире вечном.  

Наилучший дар, который могут оставить после себя родители и наставники, это знание ислама, которому они обучили своих детей. 

Взрослым мусульманам, у которых не было возможности обрести исламское знание по той или иной причине, следует помнить, что этот пробел никогда не поздно восполнить. Аллах (Свят Он и Велик) – Всепрощающий и Милосердный. Есть медресе, в которых в том числе взрослые сумеют найти все необходимые знания. Инша Аллах, если вся Умма будет двигаться в этом направлении со всей искренностью и во имя Аллаха, не столь отдаленно то время, когда мусульмане вновь будут в авангарде знаний и всего мира.

   Знания меняют жизнь человека, исламские ценности  и обряды становятся смыслом его жизни и он обретает счастье!

  Каждый мусульманин должен взять себе за правило слова имама аль-Бухари, которыми он назвал главу в «Сахихе»: «Знания – прежде слов и деяний!». Имея в виду, что знания – это залог правильности слов и действий.  

Аль-Азди рассказывал: “Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса о джихаде, и он сказал мне: “Разве ты не хочешь, чтобы я известил тебя о том, что лучше, чем джихад?” Я сказал: “Конечно!” И он сказал: “Построй мечеть и обучай в ней обязанностям (фард), суннам и фикъху  религии”. аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа” 3/503, Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 1/31.
Спросили имама Ахмада:Что лучше для человека, у которого есть пятьсот дирхамов, потратить их на джихад или потратить их на требование знаний?” Он ответил: “Если этот человек является несведущим, то для меня предпочтительней требование знаний. См. “аль-Адабу-шшар’ия” 2/40.

Наш Пророк говорил: «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Тирмизи, Байхаки, Ибн Маджа и др.).