ПОДЕЛИТЬСЯ

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!» ат-Тирмизи 2913, ад-Дарими 2/308, аль-Хаким 1/554. Имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: “Читай и восходи, и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни, ибо, поистине, место твое будет соответствовать последнему прочтенному тобою аяту”». Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 8122.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал заворачивать павших в битве при Ухуде в один кусок ткани по двое и хоронить в одну могилу, а потом спрашивал: «Кто из них знал Коран лучше?» Когда же ему указывали на одного из них, он распоряжался укладывать его в могилу первым и говорил: «Я буду свидетельствовать за них в День воскрешения!» И он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы»”. аль-Бухари 1343, 1347, 4078.

Со слов ‘Амра ибн Салямы сообщается, что его отец (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: “Я явился к вам от истинного пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Когда наступает время молитвы, то возвещайте азан (призыв на молитву), и пусть тот из вас, кто лучше остальных знает Коран, руководит групповым намазом». ‘Амр сказал: “Люди осмотрелись и не нашли никого, кто бы знал Коран лучше меня, и тогда они выдвинули меня вперед, хотя мне было всего шесть или семь лет”. аль-Бухари 4302.

Со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководить коллективной молитвой должен тот, кто лучше других знает Книгу Аллаха. Если они одинаково знают Коран, то руководить молитвой должен тот, кто лучше других знает Сунну. Если они одинаково знают Сунну, то руководить молитвой должен тот, кто раньше совершил хиджру (переселение). Если же они переселились одновременно, то предпочтение отдается тому, кто раньше принял Ислам. Если они одинаковы и в этом, то предпочтение отдается тому, кто старше по возрасту. И пусть никто из вас не руководит коллективной молитвой в присутствии хозяина дома, и не садится в его доме на почетное место без его разрешения». Муслим 673.

Шурахбиль аль-Хауляни рассказывал, что Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) часто говорил: “Читайте Коран и не обольщайтесь свитками, ведь поистине, Аллах не накажет сердце, наполненное Кораном!” Ибн Аби Шейба 11/505, ад-Дарими 3362. Иснад достоверный. См. “Фатхуль-Бари” 9/79.

С таким же смыслом есть и хадис, восходящий к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран». Однако этот хадис является слабым. См. «Да’иф аль-джами’» 1068.

Имам аль-Мунауи сказал: “Речь в хадисе о том, кто заучил Коран, размышлял над ним и поступал в соответствии с тем, что в нем повелевается. А что касается того, кто запомнил его текст, но преступал его границы, то он не считается тем, кто заучил Коран”. См. “Файдуль-Къадир” 1/66.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Изучайте Коран по пять аятов, ибо поистине, ангел Джибриль ниспосылал пророку (мир ему и благословение Аллаха) по пять аятов”. аль-Исма’или в “аль-Муснад” 1/170, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/319. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Фадаиль аль-Къуран” 227.

Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте этот Коран неуклонно, ибо клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, поистине, ускользает он быстрее, чем верблюды избавившиеся от своих пут». аль-Бухари 5033, Муслим 791.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек, помнящий Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со связанными ногами. И если он будет (держать верблюдов в подобном положении), то удержит их, а если отпустит их, они убегут». аль-Бухари 5031, Муслим 6/76.

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плохо, когда кто-нибудь из вас станет говорить: “Я забыл такой-то и такой-то аят”, ибо заставил его забыть (Аллах). Так продолжайте же повторять Коран, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды (освобожденные от пут)». аль-Бухари 5032, Муслим 789.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Смысл хадиса в том, что такой человек (забывший суру или аят) наказывается его забыванием по причине халатности в его повторении”. См. “аль-Муфхим” 2/419.

Что же касается хадиса: «Тот, кто, выучив Коран, потом забыл его, в День Суда предстанет перед Судом Аллаха как прокаженный», то он недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1354.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Поиск знания имеет виды, степени и границы, которые нельзя преступать. И тот, кто пожелает взять все знание целиком, тот отойдет от пути саляфов, да смилуется над ними Аллах. А тот, кто отойдет от их пути сознательно, тот впал в заблуждение, а кто отойдет от их пути по причине усердия, впал в унижение. Следует знать, что самое важнейшее знание – это заучивание Книги Аллаха и ее понимание. И все, что помогает понимать Книгу Аллаха, также является обязательным изучать вместе с ней. Я не говорю, что выучить весь Коран является обязательным. Однако говорю, что это является обязательным и необходимым для того, кто желает быть ученым”. См. “Джами’ аль-баян аль-‘ильм” 2/166.