ПОДЕЛИТЬСЯ

АбдуЛЛах Тукай и Ислам

Татарский народ всегда с признательностью и  любовью говорит о своем великом сыне Абдуллахе Тукае.

Тукай – это достояние татарского народа, он внес огромный вклад  в становлении татарской литературы, искусства и культуры в целом.

Тукай выразил чаяния и переживания татарского народа.

В истории каждого народа есть личности, ведущие его к духовности, для нас таковым является Тукай.  Именно поэтому,  спустя века, он  живет в памяти нашего народа.

Тукай оставил огромное творческое наследие.

И что очень важно в наше время, мы имеем прекрасную возможность, независимо от каких либо   идеологических рамок, оценить жизнь и творчество Тукая.

Каковым же было мировосприятие Тукая?

Тукай был мусульманином и этим все сказано!

С точки зрения исламского монотеистического мировоззрения, мир есть творение, сохраняемое Божественной мудростью и вниманием.

Этот мир и все, что в нем находится, ежесекундно нуждается в своем Творце и Всемогущем Господе – Аллахе! Если же Господь хоть на мгновение отвратит Свою милость от этого мира, то все погибнет.

Мы же, творения нашего Господа, должны возвеличивать Его и созидать, привнося в мир только добро!

Существующее строение бытия есть самое лучшее и совершенное. Мир стоит на справедливости и истине. И люди не должны посягать на эту гармонию.

«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» («аль-Фуркан» 2 аят).

Сказано в Священном Коране: «(Он – Тот), Который создал семь небесных сводов, одинаковых по совершенству. Ты не увидишь в творении Аллаха, Чья милость охватывает все Его творения, никакой несоразмерности. Посмотри  ещё на творение Аллаха, найдёшь ли ты в нём какой-нибудь изъян? Потом погляди ещё и ещё, и твой взор возвратится, усталый и утомлённый, не найдя никакого недостатка» (смысл 3-4 аятов суры «аль-Мульк» 67).

Господь,  давая человеку возможность властвовать над всем,   в то же время возлагает на человека ответственность за сохранение мира, гармонии  для достижения высшей цели человека: быть хорошим мусульманином и вернуться к Создателю. Будет ли мир хорошим или плохим, зависит от человека, от его образа действий, его хороших и плохих деяний. Все это возвращается к нему в виде воздаяния не только в другом мире, а уже в этом мире.

И Абдуллах Тукай это хорошо   понимал. И доносил это до сердец людей. Он делал это искренне, как поэт и писатель. Ведь эти истины можно и нужно доносить разными путями: через богословие, литературу, поэзию, кинематограф. Тукай писал: «Как веры нет, когда весь мир — ее простор, свет торжества, когда ислам есть истина, А истина всегда права». («Поэт и голос», 1906)

«Столпы незримые, на них стоит ислам, В них должно твердую искать опору нам» («О нынешнем положении», 1906).

И как могло быть иначе? По преданию, род Тукаевых насчитывал семь поколений мулл. Его деды, отец, отчим и его учителя  были муллами.

Он сам учился в медресе д. Кырлай под Казанью, медресе «Мутыйгия» (г.Уральск, Казахстан). Габдулла Тукай знал наизусть книгу «Иман шарты» («Основы веры»), изучал Коран, «Хафтияк» (седьмая часть Корана), изучал «Сорок хадисов». Для Тукая исламский образ жизни  был  естественной средой, в котором он взрослел, и где формировалось его мировосприятие. Тукай завещая нам, своим потомкам, любовь к Родине, Корану, Пророку Мухаммаду. Тукай писал: Тау башына салынгандыр безнең авыл, Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул; Аулыбызның ямен, сувен тәмен беләм, Шуңа  күрә сөям җаным-тәнем белән. Ходай шунда җан биргән, мин шунда туган, Шунда әүвәл Коръән аятен укыган; Шунда белдем рәсүлемез Мөхәммәдне, Ничек михнәт, җәфа күргән, ничек торган. («Туган авыл»).

Любимый поэт татарского народа с детства понимал сущность и красоту Ислама, изучал и практиковал нашу веру. Глубокое уважение и трепетная любовь к Исламу пронизывают творчество великого татарского поэта, особенно в таких стихотворениях, как «Родной язык», «Люби Аллаха», «Книга», «Молитва матери».

Немало стихотворных произведений Тукая посвящены памятным событиям и религиозным праздникам: «Мигърадж», «Ночь Кадр», «Праздник в детстве».

Для Тукая были дороги и религия, и национальность. Он делился своими сокровенными мыслями: «В мире нет ни одного народа без религии, все народы были религиозны, и  мы не можем остаться без религии. Я верю, что наш народ сохранит и свои национальные особенности, и свою религию. Хотя в душе и есть сомнения, что народ наш сумеет сохранить свою национальную самобытность. Я всегда был сторонником одинаково важного отношения к религии и к национальности».

Тукай любил свой народ и мы его любим , но важно помнить  13 аят суры Аль-Худжурат: «О люди! Поистине, Мы создали вас из одного мужчины – Адама и одной женщины – Хаввы и создали разные народы и племена, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный  – самый Богобоязненный. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом» (сура «Аль-Худжурат»: 13).

Здесь чётко звучит тезис о том, что народы должны знать друг друга, налаживать диалог, обмениваться достижениями в разных сферах. Здесь нет и намёка на то, что одни народы получают какие-либо преимущества перед другими народами. Лишь благочестие может выделить личность и народы перед Аллахом.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отрёкся от тех, кто действует в соответствии с идеологией национализма: «Не из нас те, кто призывает к нетерпимости по отношению к другим народам (национализму). И не из нас те, кто борется во имя нетерпимости. И не из нас те, кто погибает во имя нетерпимости» (Абу Давуд).

   И мы видим, что Ислам в поэзии Тукая переплетается и олицетворяется с высокими идеями гуманизма, братства, общечеловеческой любви и преданности своей Родине. Реальное отношение поэта к исламу нашло отражение в цикле стихов, названных автором «религиозными». Автор этих стихотворений, созданных в самый зрелый период жизни поэта, предстаёт перед нами как глубоко верующий человек.  В одном стихотворении он видит в Аллахе идеал для гениев, а в другом — надёжную опору в самые трудные минуты жизни. О том, насколько вдумчиво и с почтением относился поэт к Корану, говорят многие факты из его жизни и творчества.

Многие суры Корана он знал наизусть. Творчество Тукая полностью пронизано верой. «Тукай и религия — это как неразделимые корни и ветви одного дерева, которые переплетены и их невозможно разделить», – сказал один богослов. Тукай был верующим мусульманином, об этом свидетельствуют его произведения,   которое мы должны сберечь и передать следующий поколениям.

Иям баш сәҗдәгә: «Аллаһ  хак! Аллаһу әкбәр!» — дим. Строки Тукая напоминают нам, верующим, о нашем главном предназначении – быть достойными, поклоняющимися рабами Господа миров!

И благодарить Всевышнего за великое счастье быть мусульманами!