ПОДЕЛИТЬСЯ

В этом благословенном месяце «Рамадан» мусульмане, дни проводят в посте, а ночи в молитвах, дуа, зикрах, чтении Корана. И в общем, именно в этом месяце верующие стараются делать больше добрых дел, поэтому тема искренности очень и очень актуальна!

Сказал ар- Раби‘ ибн Хайсам : Старайтесь же охранять свое поклонение от совершения его напоказ, самолюбования и действий в угоду кому-то из творений, ведь все, что сделано не из стремления к Лику Всевышнего Аллаха, окажется тщетным. (Сийар а‘лям ан-нубаля. Т. 4. С. 259).

Искренность по отношению к Аллаху бывает в деяниях, словах и имуществе.

Важно всегда осознавать и  не считать, что польза или вред исходит от кого-либо из людей, а также   не произносить такое слово   как «я».

  Аль-`Изз ибн Абдуссалям сказал: « إِخْلَاصٌ  – Искренность это когда человек, который обязан совершать поклонение, совершает дела поклонения исключительно ради одного Аллаха, не желая добиться похвалы  от людей или их уважения, не желая получить какую-либо мирскую пользу или избежать мирского вреда».

«Ихляс  – это очищение деяний от желания получить оценку и внимание других людей».

Имам Аш-Шафии, говоря о написанных им книгах, сказал: «Я бы хотел, чтобы люди изучали это знание, но так, чтобы ничего из этого не приписывали мне».

Также он сказал: «Никогда я не участвовал в дискуссиях с кем-либо с целью победить, когда я участвовал в дискуссиях, мне всегда хотелось, чтобы истина раскрылась в доводах моего оппонента».

 Однажды шейха Сахля ибн Абдуллу ат-Тустари спросили: «Какое дело является самым сложным для души?» Он ответил: «Ихляс -Искренность», потому что она (душа) от этого ничего не имеет».

Нафс  же человека всегда желает прибыли.

Т.е. Ихляс — это когда человек делает что-то не ради своих выгод, а ради Аллаха, и не преследует от этого никаких мирских интересов.

Благочестивый  Омар будучи халифом много трудился на пути Всевышнего Аллаха, но всегда был против, того  что бы его выделяли среди других людей.

Однажды, когда был голод, люди зарезали верблюдов и раздали мясо нуждающимся, а самую лучшую часть оставили для ‘Омара. Он не знал об этом. Когда ему дали мясо, то он спросил: «Откуда мясо?» Люди ответили, что они сегодня зарезали верблюдов и раздали мясо. Он сказал: «Я не буду хорошим правителем, если съем самую лучшую часть, а плохую отдам другим». Он попросил хлеб с маслом и сказал своему помощнику по имени Ярфа’: «Раздай это мясо в районе Самг (местность рядом с Мединой). Я не был у них три дня и думаю, что они нуждаются».

«Мухлис -искренний человек» (مُخْلِصٌ) – это тот, кто совершенно не обращает внимания на похвалу людей и не желает, чтобы люди видели хоть что-то из его благодеяний даже на вес пылинки».

Всевышний Аллах в священном хадисе сказал: «Искренность – эта одна из Моих тайн, которую Я доверил сердцу того, кого Я возлюбил из Моих рабов».

Аль-Фудейль ибн `Ийяд сказал очень важные слова: «Оставление праведных дел ради людей – это показуха (рия), а совершение праведных дел ради людей – это многобожие (ширк), а искренность (Ихлас) – это когда Аллах уберегает тебя и от того, и от другого». Давайте помнить эти слова!

«Ихляс  – это посвящение поклонений, всех дел только Всевышнему Аллаху   и желание добиться своим поклонением только близости к Милостивому Аллаху   и ничего более.

Если же человек совершает благодеяния ради людей или ради того, чтобы добиться репутации набожного человека, или из любви к людским похвалам, или из-за чего-нибудь ещё, помимо приближения к Аллаху, то такое дело не будет принято, потому что лишено  искренности ».

  Когда умер Али ибн аль-Хасан, стали приходить люди, которым он помогал при жизни, и оказалось, что он заботился о сотне бедных домов в Медине, и никто об этом не знал.

« Искренность»  – это значит, что надо полностью забыть, что на тебя смотрят творения, и не забывать ни на мгновение, что на тебя смотрит Творец».

‘Умар был очень богобоязненным и много поклонялся Аллаhу — часто постился и молился по ночам. Он боялся сделать даже малейшее упущение по отношению к своим подданным.

Он был первым, кто охранял покой мусульман по ночам. Надев простую одежду, он лично ходил по городу и следил за порядком, а также помогал нуждающимся. Многие люди не знали, что им помогает сам халиф.

Абу Ну’айм в книге «Хильят аль-аулия» передал историю о том, как однажды Тальха заметил, как ‘Умар зашел ночью в один дом. Наутро Тальха отправился туда и увидел, что там живет слепая немощная старуха. Он спросил ее: «Что за мужчина приходит к тебе?» Она ответила, что он уже давно ухаживает за ней, приносит то, что ей нужно, и убирает. И ни кто не знал об этом!

Абу Усман Са`ид ибн Исмаиль ан-Найсабури  сказал:

« Искренность» – это когда своим сердцем, своими благодеяниями, знаниями и действиями ты желаешь добиться только довольство Всевышнего Аллаха из страха перед Ним.

Однажды один неимущий человек подошел к АбдуЛЛаху ибн Омару и Абдулла сказал своему сыну, чтобы он дал бедняку золотой динар. Когда нищий ушел, его сын — ‘Абдул Рахман сказал отцу: «Да примет Аллах твое деяние, любимый отец мой». Он сказал ему: «Если бы я знал, что Аллах принял один земной поклон или милосердие единого дирхама, смерть была бы более любима мною, чем любая вещь, но знаешь ли ты, чье деяние принимается им? Он принимает деяния только от праведников (богобоязненных искренних муминов) »

«Ихляс – это когда ты настолько убеждён  в  том, что Аллах видит тебя, словно ты сам видишь Его, и это отведёт от тебя любые проявления показухи (рия). А затем мы должны  помнить о той Милости Аллаха к нам, которая позволила нам совершить это благодеяние, и это отведёт от нас любые проявления самолюбования.

Для того, чтобы постичь глубину этого понятия и установить ту   ступень, к которой мы должны стремиться, обратимся к тому, каким образом первые мусульмане понимали данный термин.

Один человек спросил ат-Тамима ад-Дари (да будет доволен им Аллах): «Сколько ты читаешь ночную молитву (тахаджуд)?» Сподвижнику не понравился этот вопрос, и он сказал: «Клянусь Аллахом, один ракаат, прочитанный в тайне под покровом ночи, любимей для меня, чем читать всю ночь напролёт, а затем рассказывать об этом людям».

  Хасан аль-Басри говорил: «Были люди (из саляфов), к которым приходили гости, и когда наступала ночь, они вставали на молитву так, что гости не знали об этом. Эти люди усердно обращались к Аллаху с мольбами (дуа), но никто даже не слышал их голоса».

Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Я слышал, как Абу-Дарда (да будет доволен им Аллах) в конце каждого намаза, после произнесения слов ташаххуда, просил у Аллаха защиты от лицемерия (нифака) и повторял эту просьбу по несколько раз. Я сказал ему: «О Абу Дарда, какая может быть связь между тобой и лицемерием (нифаком)?» Абу Дарда сказал: «Оставь меня, оставь меня. Клянусь Аллахом, воистину, человек может отступиться от религии в течении одного часа и выйти из неё».

  Некоторые  сподвижники и мусульмане первых поколений Ислама  говорили: «Проявление искренности   на протяжении одного часа спасает на веки, однако проявление искренности  – это великое дело».

Некоторые саляфы говорили: «Искренний человек (мухлис) – это тот, кто прячет свои благодеяния так же, как он прячет свои грехи».

Таким образом «Ихляс» -Искренность   – это очищение.

Очищение деяний  от многобожия, то есть понимание что все происходит только по Воле Аллаха и с Его дозволения. И с данной точки зрения Ихляс по сути является реальным исповеданием Единобожия (Таухида), приложением духовных усилий для воплощения   Единобожия в своей  жизни. Это работа, которая направлена на искоренение многобожия (ширка) из сердца, слов  и дел.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов(, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному[3], Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!”» (ат-Тирмизи ).

Отсюда мы видим , что Милостивый Господь прощает человеку множество грехов, если он сохраняет по отношению к Нему искренность.

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». (Ан Ниса 116 аят).

И мы видим, что сура где говорится о истинном единобожии, тавхиде называется именно — «Ихлас» (искренность).

Аллах – Единственный Бог. Его прекрасные имена и качества совершенны, Его деяния  лишены изъянов,   нет никого похожего на Него или подобного Ему. Он самодостаточен, и все обитатели небес и земли в высшей степени нуждаются в Нем и молят Его о помощи, потому что все Его качества совершенны. Он всеведущ, и Его знание безгранично.   То же самое относится ко всем божественным качествам.

Его имена, качества и деяния превосходят имена, качества и деяния творений. Он – Великий и Всеблагой!

Таким образом,  только Аллах обладает божественными именами и качествами.

Ибн Джарир и ат-Тирмизи добавили:  

«И нет никого равного Ему» означает, что нет никого, подобного Ему, равного Ему, и вообще, нет ничего, похожего на Него. Нельзя Ему приписывать свойства созданных!

  Многие мусульмане скажут: «Мы уверенны в правильном исповедании Единобожия».

Это очень хорошо, но важно знать и помнить, что поистине, следование за страстями является величайшим бедствием, как для мирской жизни человека, так и его религии. И для того, чтобы понять всю опасность и порочность страсти, достаточно того, что Всевышний Аллах сравнил следование страстям с божеством, которому поклоняются наряду с Ним. Обратившись к Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и вызывая у него удивление, Всевышний Аллах сказал: «Видел ли ты того, кто взял божеством себе страсть?!» (аль-Фуркан 25: 43).

Следование страстям – это то, что является причиной попадания в заблуждение, как сказал Всевышний Аллах: «И не следуй за страстями, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (Сад 38: 26).

Всевышний Аллах также сказал: «Кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50). Более того, следующие за своими страстями вводят в заблуждение не только себя, но и других!

Посланник же Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой». (Ат-Табарани ).

Сообщается, что однажды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Страсть — это бог, которому поклоняются на земле «, — после чего прочитал нижеследующий аят: «Видел ли ты того, кто страсть свою избрал для себя богом?«»Различение», 43.

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), же сказал:

«Нет под сводом небес бога, являющегося объектом поклонения, что был бы более велик пред Аллахом Всевышним, чем страсть, за которой следуют(люди)«. (Аль-Хайсами.)

Подчинение страсти является слабостью, неприличествующей человеку, который был почтён Аллахом.

Тот кто следует своим страстям, порой ради них готов на все, даже на большие грехи, такие как убийство и смерть!

Благодаря дарованной человеку силе разума, свободе выбора и внутренней силе он должен противостоять своим страстям, контролировать дурные устремления, подавлять их, бороться с нафсом и идти ввысь по ступеням блага и благочестия, чтобы  а подняться до  ступени любви и довольства Всевышнего Аллаха!

Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Муджахидом является тот, кто борется со своим нафсом ради повиновения Аллаху».

Не обходимо продолжать вести борьбу со своим нафсом до тех пор, пока человек полностью не освободится от рабства, в котором он пребывал у своей страсти, и не станет рабом одного лишь Всемогущего и Великого Аллаха, обретя совершенную веру и оказавшись среди тех, кто снискал счастье в обоих мирах.

   Ихляс — это очищение сердца от лицемерия (нифак),  от всех действий, слов и убеждений, приводящих к лицемерию.

Мы должны делать все с искренним намерением ради Аллаха  и  мы должны стремиться к Его довольству и желать Его награды. Все это вместе представляет собой искренность по отношению к Аллаху, которая необходима верующему в делах. Эта искренность имеет огромное значение, поскольку без нее дела не принимаются.

Всевышний сказал: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы

испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2).

    Аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал о значении слов «…чьи деяния окажутся лучше»:

«То есть правильнее и искреннее по намерению, с которым они совершались. Ведь дело, совершенное с искренним намерением, но неправильно, не принимается, и точно так же — если оно совершено правильно, но без искреннего намерения ради Аллаха. Для того чтобы оно было принято, оно должно быть правильным и при этом совершенным с искренним намерением». С искренним намерением — значит ради Аллаха, правильным — значит в соответствии с Сунной. (Аль-Багави. Ат-тафсир. Т. 4. С. 369).

Поэтому любое дело мы должны совершать с искренним намерением ради Аллаха, желая приблизиться к Нему, надеясь получить Его любовь.

   Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснил, что от этого намерения зависит итог каждого дела: действительность, награда и её величина; недействительность, наказание и его тяжесть.

Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными».

Каким бы незначительным ни было дело, верующий обязательно будет щедро вознагражден за него, если только он совершил его с искренним намерением ради Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь, стремясь к Лику Аллаха, и даже за то, что ты поднесешь ко рту своей жены». [Аль-Бухари ].

Бывает, что человек совершает нечто великое, однако отсутствие искреннего намерения губит его.

 Так что мои дорогие  братья, давайте не думать, что искренность намерения — это что-то маловажное и незначительное. На самом деле это главное в любом деле, и от намерения зависит судьба рабов Всевышнего в мире вечном. У кого были правильные намерения, тот спасется, а тот, чьи намерения были связаны только с миром этим, погибнет.

Сахль ат-Тустари сказал: «Нет для души ничего тяжелее, чем искренность, потому что для самой души нет в ней доли».

А Йусуф ибн аль-Хусейн ар-Рази сказал: «Самое труднодостижимое и ценное в этом мире — искренность.

Сколько усилий приложил я, чтобы вырвать из своего сердца желание совершать что-либо напоказ, а оно, кажется, всего лишь видоизменяется и вырастает с новой силой».

Суфйан ас-Саури сказал: «Труднее всего мне было контролировать свое намерение, ибо оно постоянно менялось и ускользало от меня».

Наши праведные предшественники утомляли свои сердца беспокойством по поводу искренности намерения, как в значительных, так и в незначительных делах, боясь, что отсутствие таковой сделает тщетным это большое или малое дело.

Яхья ибн Кясир сказал: «Учитесь делать правильное намерение, ибо оно важнее, чем само дело».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Бывает так, что намерение возвеличивает незначительное дело и преуменьшает великое дело». (Хильятуль-авлийа. Т. 3. С. 70).

За все наши дела, совершенные в Рамадан или в другие месяцы года, нам, мои дорогие братья, воздастся только в соответствии с нашим намерением и надеждой на награду Всевышнего, составляющими собой искренность. Ведь необходимым условием поста, ночной молитвы, поклонения и вообще любого действия, предписанного религией, является искренность и надежда на награду Всевышнего: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» (98:5).

А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о посте в Рамадан:

«Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи». (Бухари , Муслим).

 Он также сказал: «Кто простаивал ночи Рамадана в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи». (Бухари, Муслим).

Аль-Хаттаби сказал, что имеется в виду человек, который постится, надеясь на награду Всевышнего,

из-за чего пост не кажется ему тяжким, а дни Рамадана — слишком долгими, и душа его при этом

спокойна и довольна. (Фатх аль-Бари. Т. 4. С. 138).

Ан-Навави сказал, что речь идет о человеке, который стремится к Одному лишь Аллаху и не

стремится делать что-то напоказ людям, и не совершает ничего такого, что противоречило бы

искренности и исключало ее». (Ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 2. С. 78).

«О Аллах! Сделай все наши дела благими и совершёнными только ради Тебя, и защити нас от не искренности , и дай нам поклоняться  только Тебе с верой и любовью к Тебе! . Амин!».