ПОДЕЛИТЬСЯ

Верить во Всевышнего Аллаха – это значит верить в те
совершенные Атрибуты, которые присущи Его Сущности, и
лишены каких бы то ни было недостатков. Аллах обладает
всеми наивысшими и достойными Его Величия Атрибутами.
Все Атрибуты Аллаха вечны без начала и конца. Такие Его
Атрибуты, как Знание, Воля, Жизнь, Речь, не схожи с качествами других существ, несмотря на их одинаковое произношение (название). Поскольку мы сами не в состоянии познать Сущность Аллаха, мы узнаем о Нем через изучение
Его Имен и Атрибутов. Сура «Аль-Ан‘ам» 6/133 объясняет
нам, что Аллаха невозможно воспринимать органами чувств:
«Не постигают Его взоры, Он же постигает все взоры. Он – Оказывающий милость Своим рабам, обо всем Сведущий».
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Думайте о созданиях Аллаха. Но не задумывайтесь о Сущ
ности Аллаха. Воистину, вы не обладаете никакой силой для этого».55
Атрибуты Аллаха можно классифицировать по пяти категориям:
1. Собственный Атрибут Сущности (Аль-Вуджуд).
2. Атрибуты, опровергающие невозможное, неприсущее
Сущности Аллаха, называются отрицающими недостойное
(Ат-Танзихат или Ас-Сельби).
3. Атрибуты, описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему, называются обязательными (Ас-Субути).
4. Атрибуты, описывающие Действия Аллаха, которые
необязательны для Аллаха, т.е. Он может как обладать ими,
так и не обладать, называются возможными или Атрибутами
Божественных Деяний (Аль-Джаизи или Аль-Фи’ли).
5. Атрибуты, присутствующие в Коране или хадисах,
буквально воспринимая которые (по внешней форме слов),
можно впасть в заблуждение, например уподобление Аллаха созданным, приписывание Ему тела. Это информирующие Атрибуты (Аль-Хабари).


(1) Атрибут собственный (Атрибут Бытия)
(Аль-Вуджуд)
Бытие означает существование. Аллах существует. Его
существование отличается от всех. Существование Его Сущности обязательно. Противоположностью бытия является
небытие, которое неприемлемо по отношению к Всевышнему. Согласно мнению большинства суннитских богословов,
Атрибут Бытия – существование Аллаха, является вечным
без начала Атрибутом, описывающим Сущность. Невозможно представить небытие Сущности Аллаха. Атрибут Бытия
– это основа и суть всех Атрибутов Аллаха. Исламские философы, Абу’ль Хасан Аль-Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936
г. н.э.) и богослов-мутазилит Абуль Хусейн-аль-Басри (умер
55. Суюти «Аль-Джамиус-Сагыр», I, 132. в 436 г. Хиджры/1044 г. н.э.), принимающие, что бытие и сущность – это одно и тоже, считали, что Бытие – это не описывающий Атрибут, а Собственный Атрибут Сущности.

(2) Атрибуты, отрицающие недостойное (Ат-Танзихат)
Атрибуты, избавляющие от всего несовершенного и негативного, того что не присуще Сущности Аллаха называются Атрибутами отрицающими недостойное, поскольку они сообщают нам о том, кем не является Аллах. В богословских трудах так описывается Аллах: «У Него нет ни начала, ни конца. Аллах – это не случайность, не признак, не тело, не субстанция. Он не обладает формой. Он не ограничен в пространстве, Его нельзя измерить. Он – не делим и не может рассыпаться на части. Он – не есть комбинация соединений.
Он — не конечен. Ему не присуще место. Он не связан со временем и не схож ни с чем. Он не организм и не орган». Все
эти описания Аллаха, выраженные в отрицательной форме, и есть Атрибуты отрицающие недостойное. Их много. Но самых важных из них – пять.
1. Безначальность (Аль-Кидам)
Это значит быть вечным, не имея начала. Как бы мы не
удалялись в глубины времени, невозможно себе представить, что когда-то, даже до появления времени Аллах не существовал. Аллах существовал вечно, и Ему не присуще
рождение или возникновение. Если бы Он был чьим-то созданием, то тогда существовала бы потребность в каком-то
ином создателе. А нуждающийся в создателе не может быть
Тем, чье «существование обязательно». Безначальность является неотъемлемым атрибутом «обязательного существования». Противоположностью безначальности будет возникновение, характерное для созданных. Предположение о том, что Всевышний Аллах был создан, является абсурдным и
нелепым.

2. Бесконечность (Аль-Бака)
Это значит быть вечным, не имея конца существования. У Аллаха нет окончания бытия. Бесконечность является одним из Атрибутов «Обязательно существующего». То, что безначально должно быть бесконечным, не имеющий начала
не имеет и конца. Противоположностью бесконечности является исчезновение. Неприемлемо думать, что Всевышний
Аллах исчезнет. В аяте Суры «Аль-Хадид» 57/3 сказано следующее: 
«Он – существовавший прежде, чем была сотворена любая вещь, вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи…»
В Суре «Аль-Касас» 28/88 также говорится: «Все сущности гибнут, кроме Сущности Аллаха».
А в Суре «Ар-Рахман» 55/26-27 сообщается: «Все, что в этом мире, бренно. Вечен лишь Господь, Обладатель истинного Величия и Щедрости».
Несмотря на то, что богословы пришли к единому мнению в вопросе бесконечности существования Сущности Аллаха, тем не менее, они вошли в противоречие друг с другом в вопросе понимания самого Атрибута Бесконечность. В то время как аш’ариты и многие их последователи говорили, что Бесконечность — это вечность без конца Сущности – Атрибут,
описывающий Аллаха, как и другие Атрибуты. Школа матуридия рассматривает Бесконечность, как Атрибут Сущности Аллаха. В таком случае Бесконечность – это продолжение Бытия Сущности.


3. Отличие от созданных (Аль-Мухаляфату
лиль-хавадис)
Означает «быть не похожим на возникшие создания». Все, кроме Аллаха, появилось позже. Аллах не имеет ничего общего со Своими творениями и не похож на них. Аллах – это
Тот, Кто находится за пределами нашего воображения. Ему
не присущи качества созданных, такие как тело, субстанция,
признаки, форма, время, пространство, величина, организм
и органы. В Священном Коране говорится следующее: 
«Нет ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура» 42/11).
Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, упоминаемые в аятах Корана, не похожи на наименования и качества существ и созданий. Имена и Атрибуты Аллаха доказываются без уподобления или сравнения их с чем-либо, без приписывания Ему тела (и соответственно, места). Ибо, нет подобия Аллаху ни, в Сущности, ни в Атрибутах, ни в Деяниях.


4. Независимое существование (Аль-Кыйяму бинафсихи)
Это означает, что «Аллах существует вечно, не нуждаясь ни в ком и ни в чем, т.е. Существует Сам по Себе». Чтобы существовать, Он не нуждается ни в каком-либо создателе,
ни в месте, ни во времени, ни в какой-либо причине. Ибо
потребность в чем-либо входит в противоречие со знанием об Аллахе, чье существование обязательно. Зависимое существование (Аль-Кыйяму бигайрихи), т.е. потребность в
чем-либо, является противоположностью самодостаточности (Аль-Кыйяму бинафсихи). И его никак невозможно отнести к Сущности Аллаха, существующему абсолютно самостоятельно. В Священном Коране говорится следующее:
«Скажи: «Он – Аллах Единый. Аллах, который ни в чем не нуждается». (Сура «Аль-Ихлас»112/1-2).
Аят Суры «Фатыр» 35/15 гласит следующее: «О люди! Вы во всем нуждаетесь в Аллахе. Аллах же не нуждается ни в ком. Он достоин всяческих похвал и почестей».

5. Единственность (Аль-Вахданийя)
У Аллаха нет ни равного, ни подобного Ему и Он – Один
Единственный в Своей Сущности, Атрибутах и Действиях.
Антиподы Единственности – дробность (делиться и быть
больше одного) и множество (многобожие  иметь 
соучастников) противоречат истине об Аллахе. Согласно вероучению Ислама: Аллах – Один Единый (Единственный и Неделимый). Он – Один не с точки зрения числа, а с точки зрения того, что не существует ничего похожего на Него ни Сущностью, ни Атрибутами, ни Действиями. И нет у Него сотоварищей. Нет другого Создателя, и нет другого кому бы принадлежала Божественность и кто был бы достоин поклонения. Многие
тексты Священного Корана посвящены этому аспекту:

«Он лишен недостатков, Он – Единый, которому нет
ни равного, ни подобного, и все подвластно Ему».
(Сура
«Аз-Зумар» 39/4).

«Скажи: «Он – Аллах Единый, Неделимый. Аллах, который не нуждается ни в чем. Он не рождал и не был рожден. И ничто не может сравниться с Ним». (Сура «АльИхлас» 112/1-4).
«Нет у Аллаха никакого потомства. Рядом с ним нет никакого другого Бога. Если бы это было так, то тогда бы каждое божество возвысилось бы, поднимаясь на самую вершину, используя свои создания, как ступени лестницы. Аллах выше выдуманных ими (т.е. неверующими) вещей». (Сура «Аль-Муминун» 23/91).
«Скажи (о Мухаммад!): «Если бы рядом с Ним существовали бы (другие) божества, как утверждают (неверующие), то они непременно стали бы домогаться пути к Обладателю Трона. Пречист Он и премного выше того, что они говорят о Нем». (Сура «Аль-Исра»17/42-43).
Доказательства Единственности
Создатель Вселенной – Один, ибо в Священном Коране
в аяте Суры «Аль-Анбийя» 21/22 сказано следующее:

«Если на земле или на небесах были бы другие божества, кроме Аллаха, то тогда все бы нарушилось (порядок во Вселенной). (Но этого не происходит). Воистину, Аллах – Владыка Трона (и тем более Вселенной) – Он превыше того, что Ему приписывают (многобожники)».
Если мы предположим, что существуют два абсолютно
равных с совершенными атрибутами божества, то они в во
просе создания Вселенной могли бы придти либо к взаимному согласию между собой, либо к противоречию, т.е. столкновению воли. Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.
1) Доказательство Единственности Аллаха, известное
среди богословов, как «Бурхани Таманю» – «доказательство,
основанное на столкновении воли», было выведено из вышеупомянутого аята. Это доказательство можно объяснить
следующим образом. Если гипотетически предположить наличие во Вселенной двух по всем статьям равных божеств –
обладателей свободы волеизъявления и могущества, — один
из которых хочет, чтобы человек был в движении, а второй
– чтобы он был в состоянии покоя, то в этом случае существуют только три следующие вероятности:
1. Пусть все будет так, как этого желают оба божества.
Однако невозможно, чтобы в одном пространстве, в одно и
то же время реализовались бы два таких прямо противоположных состояния, как движение и неподвижность. Следовательно, эта вероятность является абсурдом.
2. Допустим, что не исполняются желания обоих божеств. Эта вероятность также нереальна, ибо тот, чье желание не исполняется, т.е. ограничен в силе и немощен, не может быть Богом. Потому что несостоятельность и неспособность – это признаки «возможного существования», т.е. созданного.
3. Предположим, что исполнится желание одного из божеств. Однако тот, чьи пожелания не выполняются, тот ограничен в силе, а слабосильный не может быть Богом. А поскольку другое божество во всем равно первому, то, значит, и оно также является слабосильным и немощным, а, значит, и оно не может быть Богом. Следовательно, и эта вероятность тоже ошибочна.
В таком случае, поскольку вероятность того, что у Вселенной могут быть два Создателя абсурдна и исключается, следовательно существует лишь Один Бог и Он должен быть
Единственным для всей Вселенной.


Существует другое доказательство единственности, опирающееся на вышеупомянутый аят и называемое доказательством «Бурхани Таваруд». Оно заключается в следующем.
Если предположить, что у Вселенной есть несколько
создателей, то это могло бы означать, что:
1. Чтобы создать что-либо, им потребовалось объединить свою силу и мощь. Тогда получается, что ни одно из божеств не обладает способностью самостоятельного создания. А это означает ограниченность могущества, что не
является Атрибутом Бога.
2. Что-либо создавалось каждым из божеств отдельно друг от друга, самостоятельно. В таком случае, появилось бы два одинаковых безупречных создания, например, солнца. А повторное создание уже существующей уникальной вещи не имеет смысла.
3. Или же вещь создавалась мощью и силой только одного из создателей, независимо от участия других. Но это лишило бы остальных божеств выбора и предпочтения (желания). В результате они бы ничего не создавали, т.к. создание происходит на основе предпочтения. Но поскольку все божества равны в своих атрибутах, то, значит, и первый не
обладал выбором и не мог предпочесть существование чего-либо, и этот мир бы не существовал. Как только будет понятна нереальность этих трех вероятностей, тогда мысль о Единственности Аллаха станет ясной и очевидной.
2) Если два божества придут к взаимному согласию, то
этот союз может быть либо
а) Вынужденным. В таком случае каждое из двух божеств ограничено в силе и могуществе (т.е. они нуждаются
друг в друге), а Бог не может быть таковым.
б) Или же их союз будет добровольным, то есть одно из
божеств будет, согласно своей свободной воле, подчиняться
другому божеству. В таком случае, подчиняющееся божество

— либо может возражать другому, и тогда возникнет столкновение или борьба желаний (см. Бурхани Таманю);
— либо не может возражать другому, и тогда оно не
будет являтья Всемогущим. Второе же божество, будучи во
всех отношениях равным первому, также будет ограничено в
своем могуществе. А Бог таковым быть не может;
— либо при наличии могущества не будет иметь выбора и желаия, т.е. будет ограничено в своей воле, что тоже не соответствует Атрибутам Бога
(см. Бурхани Таваруд, п.3).
Поскольку, все вероятности эти нереальны и невозможны, то Единственность Аллаха является необходимым и доказанным.
(3) Атрибуты обязательные (Ас-Субути)
Всевышний Аллах, чье существование необходимо, описал Себя обязательно присутствующими у Него Атрибутами,
которые называются обязательными. Эти Атрибуты являются неизменными, вечными без начала и конца. Он – Обладатель бесконечно совершенных Атрибутов. Согласно мнению суннитских богословов, в названии обязательных Атрибутов Аллаха, можно использовать как слова, являющиеся именами прилагательными, такие как Живой, Знающий, Могущественный, так и отглагольные имена существительные (масдары), такие как Жизнь, Знание, Могущество.
Однако мутазилиты разделяют на две группы обязательные Атрибуты Аллаха, принятые суннитскими богословами. В первую группу, по их мнению, входят такие слова, как Живой, Знающий, Могущественный, являющиеся атрибутивными, производными именами прилагательными. Мутазилиты
приняли их в качестве обязательных Атрибутов Аллаха и
дали им название «Атрибуты Ма’неви». Во вторую же группу
входят слова, составляющие основу «Собственных Атрибутов», такие как, например, Жизнь, Знание, Могущество, являющиеся отглагольными именами существительными (масда
рами). Они их называли «Риторическими Атрибутами». Мутазилиты не относят их к Атрибутам Аллаха. Исходя из этого, мутазилиты принимают утверждение, что «Аллах – Знающий», но утверждение, что «Аллах – Обладатель Знания»
не принимают. Согласно мнению мутазилитов, если, вместо
того, чтобы сказать что Аллах в Сущности Знающий, сказать,
что Аллах – Обладатель Знания и что существует Его вечный
без начала Атрибут Знание, то получается, что кроме Сущности Аллаха присутствует еще и «Знание», в виде некоего самостоятельного риторического понятия. И тогда, принятое в качестве Атрибута Аллаха, это понятие будет вечным без начала, как и Сущность Аллаха. В таком случае получится, что кроме Сущности Аллаха, вечно без начала будут существовать и риторические понятия, что в результате приведет к увеличению вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама). Что является явным противоречием принципу Единобожия религии Ислам. Как выясняется, между суннитскими богословами и мутазилитами нет разногласий по поводу «Атрибутов Ма’неви» Аллаха. Разногласия же начинаются, вокруг использования по отношению к Аллаху «Риторических Атрибутов». Суннитские богословы приняли такие атрибуты, как Жизнь, Знание, Воля, Могущество, Видение, Слышание, Речь, Создание, как вечные без начала обязательно присутствующие у Аллаха Атрибуты. Ибо:
1. Всевышний Аллах назвал Себя в Священном Коране:
Живым, Могущественным, Знающим. Эти преобразованные
арабскими языковедами слова, являются наименованиями,
имеющими определенное значение. Когда эти наименования адресованы личности, то и корни этих слов также относятся к этой же личности. Говоря, что «Али – знающий», мы
подразумеваем под этим, что у Али есть признак знания. Говоря же об Аллахе, что «Аллах Знающий», мы доказываем
наличие у Него Атрибута Знание.
2. Что же касается утверждения мутазилитов относительно так называемого увеличения вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама), то если принять, как счи
тают они, наличие«Риторических Атрибутов», как существующих, вечно без начала, отдельно от Сущности Аллаха, то в таком случае получается, что количество вечных без начала существований будет возрастать.
Говорить о двух вещах, что они существуют независимо друг от друга, являясь, по сути, разными вещами, означало бы, что существуют две сущности. Однако Атрибуты неотделимы от Сущности. Поэтому в выражении «Обладатель Знания» одно слово подразумевает само существование Сущности, а второе – его Атрибут (а не другую сущность).
3. Эти Атрибуты и Сущность Аллаха не идентичны. Ибо, идентичность означает, что две сущности и по смыслу и по
обозначению являются одним и тем же. По этой причине,
с точки зрения суннитов Атрибуты Аллаха не являются ни
идентичностью Его Сущности, и ни чуждые Ей. То есть эти
Атрибуты представляются в сознании человека отдельно от
Сущности Аллаха (не идентичны Сущности). Но во внешнем
мире невозможно их представить как отдельные от Сущности Аллаха другие независимые существа (не чуждые Сущности).
А теперь рассмотрим обязательные Атрибуты Аллаха по
отдельности.
1. Жизнь (Аль-Хайят)
Означает «быть живым». Всевышний Аллах Живой, и
Он дарует жизнь всему, даже сухой, мертвой земле. Он – Обладатель вечной без начала и без конца Жизни. Жизнь – это Атрибут совершенства Всевышнего Аллаха. Ибо совершенное существование возможно только Живым. Обладатель таких Атрибутов, как Знание, Воля, Могущество, должен быть Живым. Противоположность жизни – смерть. Абсурдно и невозможно применять это понятие по отношению к Аллаху. Аят из Суры «Аль-Фуркан» 25/58 гласит:

«И полагайся на Вечно Живого, который не умирает,
и воздавай Ему хвалу».
А аят Суры «Та ха» 20/111 гласит так:
«И поникнут лица людей (в Судный день) перед Вечно Живым, Сущим…»


2. Знание (Аль-‘Ильм)
Означает «знать». Аллах – это Тот, Кто ведает абсолютно обо всем. Он знает о прошлом и будущем, о скрытом и
явном. Знание Аллаха не похоже на знания Его творений.
Оно не увеличивается и не уменьшается. Аллах извечно
знает обо всем, не оказывая принудительного влияния на
совершение нами определенных действий. Вечное Знание
включает в себя все, в том числе и будущее. Такой Атрибут,
как Знание обязателен для Аллаха, а невежественность, являющаяся противоположностью знанию невозможна и нелепа в отношении Всевышнего Аллаха. В Священном Коране
говорится: 
«У Аллаха – все ключи сокровенного. Никто не знает сокровенного, кроме Него. Ему известно все, что имеется на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его
ведома».
(Сура «Аль-Ан‘ам» 6/59).
А аят Суры «Аль-Муджадаля» 58/7 гласит о следующем: «Разве ты не знаешь, что Аллах знает все, что на небесах и на земле?!»
Самым большим и неопровержимым доказательством бесконечности и безграничности Знания Создателя служит
чудесная гармония и порядок во Вселенной, ее безукоризненное устройство. Атрибут Всевышнего Аллаха – Знание имеет отношение ко всему, вне зависимости существует оно или нет. Ему ведомо обо всем «необходимом», «возможном» и «абсурдном». Знание Аллаха не изменяется и не обновляется. Оно постоянно и вечно.
3. Воля (Аль-Ирада)
Означает «хотеть, желать». Всевышнему Аллаху присуще изъявлять желание. Он выбирает: какой вещи быть, а
какой не быть, определяет ее время и место, где и когда ей
быть и где и когда не быть. То, что Аллах хочет, будет, а то,
что не хочет, не будет. Противоположностью своеволия (абсолютной независимости в своих желаниях) является принужденность (неволя, зависимость), которая неприменима
в отношении Всевышнего Аллаха. Слово «машийя» имеет
такое же значение, как и слово «ирада». Для Атрибута Аллаха Могущественность, осуществление или, напротив, не осуществление того или иного события, а также время, место и обстоятельства, сопровождающие это событие в случае его осуществления, равны и адекватны. Атрибутом Воли Аллах
делает выбор среди многочисленных вариантов, являющихся для Него равными и адекватными. Атрибут Воли имеет
отношение только к допустимым вещам — «возможному», но
не относится к «обязательному» и «абсурду». Ибо «обязательное» и «абсурд» соответственно необходимо существует и не существует. Вдумаемся в строки Священного Корана: 
«Скажи: «О мой Господь – Обладатель Власти! Ты даруешь богатство и власть, кому хочешь, и забираешь богатство и власть у кого хочешь, возвеличиваешь кого хочешь, и унижаешь кого хочешь». (Сура «Али Имран» 3/26).
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит все, что хочет». (Сура «Аш-Шура»42/49).
Это всего лишь несколько доказательств существования
Атрибута Воли у Всевышнего Аллаха. У Всевышнего Аллаха
есть два вида Воли:
а) Воля создающая (Таквиний ирада).
Этот вид Воли объемлет все создания. Если этот вид
Воли будет иметь отношение к какой-нибудь вещи, то она
тотчас возникает. В Суре «Ан-Нахль»16/40 выделен именно
этот вид Воли: 
«Когда Мы хотим появления чего-либо, стоит Нам лишь сказать «Будь», и это тотчас осуществляется».
б) Воля законодательная (Ташрий ирада)
Это любовь и довольство Всевышнего Аллаха чем-либо,
одобрение и принятие этого. Одобрение чего-либо этой Волей не делает необходимым появление этого. Пример этого
вида Воли можно увидеть в Суре «Ан-Нахль»16/90:

«Поистине, Аллах повелевает (и одобряет) справедливость, благодеяние и преподношение даров близким».
Воля создания имеет отношение к добру и злу, покорности и неповиновению. Законодательная Воля же относиться
лишь к добру и повиновению.
4. Могущество (Аль-Кудра)
Означает, что Всевышний Аллах является Обладателем
бесконечного Могущества и Силы. Этим Атрибутом Он властвует над Вселенной, влияет, изменяет, оберегает ее. Антоним слова «могущество» – «беспомощность» неприемлемо
по отношению к Аллаху. Во Вселенной нет ничего, на что не
распространялось бы Могущество Аллаха. Все во Вселенной проистекает благодаря Могуществу Аллаха.
«Аллах сменяет дни и ночи. Поистине, во всем этом для обладающих знаниями есть назидание. Аллах сотворил всякое животное из воды. Одни из них передвигаются на брюхе, некоторые ходят на двух ногах, а некоторые ходят на четырех. Воистину, творит Аллах то, что хочет. Ведь, Аллах над каждой вещью могущественен!»
(Сура «Ан-Нур» 24/ 44-45).
Атрибут Могущество так же, как и Атрибут Воля, имеет отношение только к «возможному». Школы матуридия и аш’ария пришли к согласию по поводу того, что Могущество
– вечный без начала Атрибут. Однако, согласно точке зрения аш’аритов Могущество – это Атрибут, влияющий на осуществление создания возможных существ из небытия. Ибо
у Могущества есть два состояния, одно из них – вечное без
начала, а другое — возникающее. По вечному без начала Могуществу, вещи становятся готовы к созданию, а через воз
никающее – они создаются. Согласно матуридия у Атрибута
Могущество есть только одно состояние. Оно вечное без начала и не влияет на создание возможных вещей из небытия
в бытие. Ибо это уже сфера Атрибута Создание.
5. Слышание (Ас-Сами‘)
Означает «слышать». Аллах – Слышащий. Он слышит сказанное шепотом, громко, открыто, скрытно. Все, что бы ни говорилось, Аллах всегда слышит. Для Аллаха нет никаких препятствий для одновременного восприятия всего того, о чем говорится. Аллаху не требуется никакого органа для
того, чтобы слышать. Глухота и невозможность слышать –
это вещи, несовместимые с Аллахом.
6. Видение (Аль-Басар)
Означает «видеть». Аллах — Видящий. Ничто не укроется от Видения Всевышнего Аллаха. Тайное, явное, свет, тьма, – все, что есть на свете, Аллах видит. Невозможность видеть для Аллаха – это абсурд. В Священном Коране есть много аятов, дающих нам сведения о том, что Аллах видит и слышит все. Один из этих аятов звучит так: «Аллах знает лживые взоры очей и тайны, скрытые в сердцах. Аллах выносит решения и приговоры по справедливости. А те, кому они поклоняются, кроме Аллаха, не судят ни о чем, ибо они не могут этого делать. Воистину, Аллах Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Му`мин» 40/19-20).

7. Речь (Аль-Калям)
Означает «говорить». Этим Атрибутом Аллах передал
Пророкам Писания, а с некоторыми из них даже говорил.
Этот Атрибут Всевышнего Аллаха вечный без начала и без
конца. Поскольку этот Атрибут подчеркивает совершенство,
он является обязательно присутствующим у Аллаха. Антиподы слова «говорить» – «хранить молчание» и «немота» не
соотносимы с Сущностью Аллаха и поэтому абсурдны. Нам
не дано знать суть Атрибута Речь. Она не состоит из звуков
и букв. Атрибут Всевышнего — Речь также, имеет такое же
отношение к «обязательному», «возможному» и «абсурду»,
к бытию и к небытию, как и Атрибут Знание. Всевышний Аллах этим Атрибутом повелевает, запрещает и оповещает. В
Священном Коране говорится: 
«Когда Муса явился в положенное для него время, Господь сказал ему Свое Слово». (Сура «Аль-Араф»7/143).
«Скажи: «Для того, чтобы записать Слова моего Господа, понадобилось бы столько чернил, сколько воды
вмещают в себя все моря, и если бы прибавить еще
столько же, то все равно бы Слова моего Господа не
были бы исчерпаны, а моря бы обмелели и высохли».
(Сура «Аль-Кахф» 18/109).
Все школы пришли к единому мнению относительно того,
что Всевышний Аллах является Говорящим, однако, они вошли в разногласия по поводу Корана, свидетельствующего о
Его Речи, споря о том, был или не был Коран сотворенным.
Согласно мнению саляфитов, Коран – это Речь Аллаха и
он не является сотворенным. Он существует вечно без начала, также как и Аллах и извечно присущ Ему. Коран состоит 
не только из букв, слов или только из значений. Он состоит,
как из букв, также и из значений. Поэтому и буквы, и слова
Корана не являются сотворенными. Мутазилиты же утверждают, что Коран, состоящий из звуков, букв, аятов, сур и джузов (30 частей) является произведением, имеющим такие признаки сотворенного, как упорядочение, преобразование, ниспослание и поэтому они считали Коран сотворенным для посредничества между Аллахом и людьми. Согласно точке зрения мутазилитов, говорить об Аллахе, как о Говорящем означает «создание Аллахом Слова в Джабраиле, в Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), в Книге Судеб и в человеке, во время чтения им Корана».
Между тем, согласно точке зрения богословов-суннитов,
Аллах является Говорящим не потому, что Он создал Речь,
а потому, что Он изначально обладает Атрибутом Речь. Ибо,
если бы утверждение мутазилитов было бы верно, то тогда
Аллах характеризовался бы всем, что сотворил, например,
поскольку Он создал белый цвет, его должны были бы называть «Белым». А на самом деле, Аллаху это не присуще.
Суннитские богословы, придерживаясь середины, между
взглядами саляфитов и мутазилитов разделили Речь на Собственную Речь и Словесную Речь (возникшие ниспосланные произношения). Собственная Речь обязательно присуща Всевышнему Аллаху. Она вечная без начала и ее сути нам не понять. Аллах, обладая этим Атрибутом, является Говорящим. Словесная Речь, свидетельствующая о существовании Собственной Речи, является словами Корана, состоящими из звуков и букв, и не является вечной без начала. Ибо они обладают особенностями, присущими созданным. Согласно мнению имама Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) Собственную Речь, являющуюся вечным без начала Атрибутом Всевышнего Аллаха можно слышать. Ибо то, что существует, можно и услышать. Всевышний Аллах в Священном Коране велит следующее: 
«(О Мухаммад!) Если кто-то из многобожников обратился с просьбой о помощи, то (огради его от опасностей, дай ему приют и) помоги ему: пусть он услышит Речь Аллаха». (Сура «Ат-Тавба» 9/6).
Согласно мнению школы матуридия, Собственную Речь Аллаха невозможно услышать. Выражение «пусть он услышит Речь Аллаха», упомянутое в аяте означает следующее: «Пусть он услышит свидетельство Речи Аллаха (т.е. Словесную Речь)».
8. Создание (Ат-Таквин)
Означает «создавать что-то из ничего, из небытия». Синонимами слова «Таквин» являются такие слова, как «Фиия», «Халк», «Тахлик», «Иджад», «Ихдас», «Ихтира». Всевышний Аллах является Единственным Творцом и Создателем. Зная Своим вечным без начала Знанием, желая этого Своей Волей, Он создает это Своим безграничным Могуществом. Во Вселенной нет ничего, что было бы создано не Им. Обладая Атрибутом Создание, Аллах творит, придает форму, наделяет пищей, милостями и благами, дает и забирает жизнь, ниспосылает страдания. В Суре «Аль-Хашр» 59/24 сказано: «Он – Аллах, Творец, Создатель…»
Создание – это вечный без начала Атрибут Всевышнего
Аллаха и также, как и другие обязательно присущ Ему. Он
отличается от таких Атрибутов, как Знание, Воля и Могущество. Ибо, благодаря Знанию имеется информация о том, что произойдет, благодаря Могуществу осуществляется или, наоборот, не осуществляется «возможное» действие, благодаря Воле выбирается или его осуществление или его не
осуществление. Создание этого действия происходит благодаря Атрибуту Создание. Способность же создавать имеет непосредственное отношение к Могуществу и Воле. Соглас
но школе матуридия, Создание является обязательно присущим Аллаху, вечным без начала Атрибутом.
Согласно школе аш’ария, которые ближе всего в этом
вопросе к школе матуридия, Атрибут Создание, не подобен
Атрибутам Знание и Могущество. Он является Атрибутом
Божественных Деяний, которые необязательны для Аллаха, а возможны. Роль Атрибута Создание – это творить, создавать. Однако из-за соединения Атрибутов Могущества и Воли получился такой же результат. И потребность в выделении отдельного атрибута отпала. Аш’ариты не вводят в обязательно присущие Аллаху Атрибут Создание, т.к. по их
мнению, если принять Создание за вечный без начала Атрибут, то тогда и созданное также будет вечным без начала.
Представители школы матуридия же, считают сам Атрибут Создание вечным без начала, а созданное им – возникшим, не вечным. То, что Создание является вечным без начала, обязательно присущим Аллаху Атрибутом, они пытаются доказать следующим образом:
1. Если принять Атрибут Создание за возникший атрибут,
то тогда бы утверждалось, что возникший атрибут неотрывно
связан с Сущностью Аллаха, что совершенно невозможно и
абсурдно.
2. Всевышний Аллах назвал Себя в Своей вечной без начала Речи – Создателем. Если бы Аллах не был вечным без
начала Творцом, то Он либо говорил неправду, либо было
бы необходимо, оставив истинное значение слова «Создатель», придти к носящим метафорический, иносказательный смысл утверждениям типа: «Аллах – Создатель в будущем» или же «Аллах имеет способность и силу, чтобы создавать». Все эти предположения в отношении Аллаха неприемлемы.
3. Если Атрибут Создание был бы появившимся, то тогда он должен был бы быть создан другим создателем. А это
может привести нас к ложному, пустому образованию непрерывной безрезультатной цепи, отчего, получилось бы, что Вселенная не должна была бы существовать. Или же результатом было бы существование творения без участия Творца, не нуждающегося в чем-либо для своего существования.

Это, в свою очередь, привело бы нас к абсурдной мысли о
том, что Вселенная может возникнуть без участия ее Создателя – Аллаха!?
4. Такие обязательные Атрибуты, как Знание, Воля и Могущество, о которых мы уже упоминали ранее, имеют связь
с созданными вещами. К примеру, почему Атрибутам Знание
и Воля, которые имеют отношение к известным и к желаемым нами вещам, вовсе не обязательно быть возникшими? И почему, когда это относится к Атрибуту Создание, то он
становится возникшим? Ведь по логике, и он не должен быть
возникшим.
(4) Атрибуты Божественных Деяний (Аль-Джаизи
или Аль-Фи’ли)
Атрибуты Божественных Деяний – это Атрибуты Действий Аллаха, которые необязательны для Него, а возможны, то есть они могут как быть, так и не быть у Аллаха. Эти Атрибуты являются несамостоятельными Атрибутами и возникают благодаря Его Могущественности и Воле. А Атрибут Создание является источником их возникновения. Эти Атрибуты можно рассматривать, разделив их на пять частей.
1. Создание (Ат-Тахлик)
Всевышний Аллах – Создатель всего, что есть на земле
и на небесах. Аллах волен создавать все, что хочет. Если
он хочет, то создает это, если же не хочет, то не создает. Он
создал и добро, и зло. Однако Он доволен нашим выбором
добра, и не одобряет наш выбор зла. Все, что бы Он ни создавал, есть результат Его Знания, Мудрости и Справедливости. Во всякой созданной Им вещи есть своя мудрость и свой сокровенный смысл. Только мы не всегда воспринимаем и осознаем эти сокровенные смыслы и причины. Создавать явные вещи (с очевидной целью) не является обязанностью Аллаха. Если бы это было Его обязанностью, то Он не был бы Тем, Кому дозволенно создавать все, что Он пожелает. В Священном Коране есть следующий аят:

«Аллах создает все, что хочет». (Сура «Али Имран» 3/47).
2. Выведение на путь истины (Аль-Хидая) и введение на путь заблуждения (Ад-Даляля)
Аллах по Своему желанию устремляет на путь истины
или напротив направляет на путь заблуждений и ошибок
всякого, кого Он только пожелает. Никому, кроме Аллаха,
не дано направить людей ни на истинный путь (правильная
вера), ни на путь заблуждений (неправильная вера). И то, и
другое – это Действие Аллаха. Однако введение раба Божьего на ошибочный путь означает не что иное, как неправильный выбор раба, использование им не во благо, а во зло своей личной воли. Воля и Могущество Аллаха не принуждает и
не толкает раба на путь заблуждений и ошибок. Человек сам
делает выбор и направляет свою личную волю на ложный
путь. 
«Воистину, Аллах сводит с верного пути того, кого
пожелает и ведет верным путем, кого пожелает».
(Сура
«Фатыр» 35/8).
Согласно богословам-суннитам этот аят следует понимать так:
«Аллах создает тому, кто пожелает — путь истины, и создает тому, кто пожелает — путь заблуждения».
3. Послание пророков и ниспослание Книг
Поскольку Всевышний Аллах является Снисходительным, Охраняющим, Оберегающим и Защищающим Своих
рабов, окружая их Своими милостями, Он направил к людям
Своих Пророков, которые могли бы указать им правильный
путь. Через Книги, которые ниспосылались вместе с Пророками, Он объяснял истину и правду. Все Действия Аллаха 
являются возможными, но не обязательными для Него. Если бы Он пожелал, то мог бы и не посылать Пророков и Священные Книги. Но Всевышний, будучи Милостивым к Своим рабам, ниспослал им Пророков и Писания.
«Мы послали тебя (о Мухаммад!) только как милость
для миров».
(Сура «Аль-Анбийя» 21/107).
4. Воскрешение (Аль-Ба`с) и Сбор (Аль-Хашр)
Воскрешение означает повторное оживление рабов Аллаха после смерти. Сбор означает «собрание всех воскрешенных в одном месте для их отчета за содеянное». В Священном Коране есть такие слова: «А потом, в Судный день вас воскресят». (Сура «Аль-Му`мин» 23/16).
«Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз,
а Он знает все творения».
(Сура «Ясин» 36/79).
Также в Суре «Ясин» 36/51 говорится о том, что Аллах,
воскресив заново Своих рабов, соберет их в одном месте.

«И протрубили в Сур. И вот – они из могил к (месту сбора для отчета) своему Господу устремляются». Однако, для Аллаха воскрешать заново Своих рабов и собирать их в одном месте для призвания к отчету является не обязательным Действием, а допустимым.
5. Оказание милостей (Ат-Тан’им) и ниспослание мук и страданий (Ат-Та’зиб)
Всевышний Аллах кому желает, дает милости и блага, а
кому желает – муки и страдания. Если Он хочет, то не оставит без наказания раба Своего даже за малое прегрешение, а если хочет, то может простить даже большой грех, за исключением неверия и многобожия.
(См. Суру «Ан-Ниса» 4/48).
Оказывать благодеяния рабам, а также подвергать их
мукам и страданиям является не обязательным Действием
Аллаха. В одном из аятов говорится следующее: 
«Он прощает, кого хочет, и наказывает, кого хочет. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему – возвращение». (Сура «Аль-Маида»5/18).
(5) Атрибуты информирующие (Аль-Хабари)
Так называются Атрибуты, о которых сообщается в Коране и хадисах. Часть информирующих Атрибутов присутствует лишь в Священном Коране, а часть, как в Коране, так и в достоверных хадисах (мутаватир). Атрибуты Аллаха не
схожи с качествами других созданий, несмотря на их одинаковое произношение (название). Если эти Атрибуты будут все же восприняты со смыслом, лежащим на поверхности, то это приведет к уподоблению Аллаха созданным (ташбих) или преданию Ему тела, находящегося в пространстве (таджсим). Рассмотрим подход к вопросу о том, как следует воспринимать информирующие Атрибуты в иносказательных хадисах и аятах-муташабихат с четырех позиций.

1. Согласно точке зрения течений мушабиххитов, муджассимитов и хашевитов, упомянутые в текстах Корана информирующие Атрибуты воспринимаются ими по внешнему
смыслу. Эти Атрибуты они понимают и переводят буквально
и этим уподобляют их качествам созданных существ. Они
строят свои суждения, не взяв за основу (первичное условие)
ясные аяты-мухкамат, которые приводят только в качестве
дополнения (вторичные поправки), оговариваясь, что они понимают это в достойном Величия Аллаха виде. Однако эти
поправки не соответствуют Атрибутам Сущности – отрицания недостойного и не уподобления созданным, потому что
Аллах представляется ими объектом (имеющим тело, место
и свойства тел, такие как перемещение, деление на органы).
Например:
«Йяд» – рука, десница.
«Ваджх» – лик, лицо.
«Айн» – око, глаз.
«Истива» – утверждение, вознесение.
«Маджи» – приход.
«Итьян» – явление, приход.
«Нузуль» – нисхождение.
Эти течения впали в заблуждение, так как не приняли во внимание принцип отрицания недостойного Аллаха и не
уподобления Его созданным, основывающемся на ясных аятах-мухкамат, являющихся отправной точкой для вынесения
суждения по хадисам и аятам-муташабихат.
В Священном Коране, в ясном аяте-мухкамат сказано:
َل ْي َس َك ِم ْث ِل ِه َش ْي ٌء
«Нет ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура» 42/11). (отдельно см. Суры «Ан-Нахль»16/17 и «Марьям»19/65).
2. Согласно мнениям таких течений, как джахмия, кадария
и мутазилия иносказательные аяты Корана, буквально выражающие сравнение или уподобление, нельзя воспринимать по их внешнему смыслу. Поэтому, по возможности, требуется толкование смысла. Однако если это окажется не под силу, то в этом случае они ориентируются на отрицание. К примеру, когда мутазилиты интерпретируют Атрибуты «Йяд» или «Истива», то они доходят до отрицания возможности лицезрения Аллаха (Руйятуллах) в последующей вечной жизни.
3. Салафиты верили в информирующие Атрибуты, не
представляя их никак, чтобы не впасть в уподобление, и никак не истолковывая. Лишь иногда они давали толкование
аятов в целом. Согласно их точке зрения, суть Атрибутов,
соотносящихся с Величием Всевышнего Аллаха, их истина,
известна лишь Самому Аллаху. Разум же человека не в состоянии воспринять их. В Суре «Али Имран» 3/7 сказано:

«Мы уверовали в это, — это все от нашего Господа».
Согласно мнению салафитов: «У Аллаха есть Атрибут
«« — »
َيدЙяд». Мы не понимаем его буквально, не переводим
и не толкуем. Мы просто верим в него». Систему взглядов
салафитов в вопросе об информирующих атрибутах можно
резюмировать следующим образом: утверждение (сердцем)
без представления (разумом), буквального перевода и толкования, отрицая все недостойное Величия Аллаха.
4. Первые суннитские богословы, такие как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) и Аш’ари (умер в 324
г. Хиджры/936 г. н.э.) также последовали за салафитами и не
истолковывали информирующие Атрибуты. Однако, начиная
с Имама аль-Харамайн Абу’ль-Маали Аль-Джувайни (умер в
478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), толкование пришло и в богословие суннитов. Согласно мнению последующих богословов, эти Атрибуты должны толковаться в форме достойной Величия Создателя. Так 7-й аят Суры «Али Имран» был впоследствии истолкован учеными, являющимися авторитетами в 
науке и обладавшими знаниями и компетентностью. Однако, делая толкование, категорически нельзя делать заключение, что Аллах имел в виду именно это.
Исходя из этого, информирующие Атрибуты толкуются
ими следующим образом:
• «Йяд» – Милость, Могущество Аллаха, властвовать.
• «Ваджх» – Сущность, Существование Аллаха.
• «Айн» – видение, наблюдение, присмотр.
• «Истива» – властвовать, Величие Аллаха, господствовать.
• «Маджи» – поступление приказов Аллаха, или появление знаков Его Могущества.
• «Итьян» – наступление наказания от Аллаха.
• «Нузуль» – нисхождение милостей Аллаха.
Приведем несколько аятов, содержащих информирующие Атрибуты и истолкованных учеными Ахли Сунна:

«(Йяд) — Властвует Аллах над [ними] их руками». (Сура
«Аль-Фатх»48/10).

«Он сказал:«О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своим Могуществом — (Йяд)
(Сура «Сад»38/75).
«И вечно только (Ваджх) — Существование твоего Господа, Обладателя истинного Величия и Почета!» (Сура
«Ар-Рахман» 55/27).

«(О Муса!) Я распростер на тебя Мою любовь, чтобы
ты был выращен под Моим присмотром —
(Айн)». (Сура «Таха» 20/39).
«Милостивый ко всем на этом свете, Он (Истива) — властвует над Троном». (Сура «Таха» 20/5).
«И когда (Маджи) — придет приказ твоего Господа, и
придут ангелы рядами, один за другим».
(Сура «Аль-Фаджр»
89/22).

«Неужели они ждут, пока к ним (Итьян) — явится наказание Аллаха под сенью облаков и Его ангелы?» (Сура
«Аль-Бакара» 2/210).
«В последнюю треть ночи (Нузуль) — нисходит Милость
нашего Господа на ближайшее небо».
56
Суннитские богословы отмечали, что есть два пути, которыми они следуют в вопросе восприятия информирующих Атрибутов. Один из них – это путь саляфитов. А второй –
путь халяфитов
57, более рациональный и разъясняющий.