ПОДЕЛИТЬСЯ

Ростовщичество и получение прибыли от процентов — один из самых тяжких грехов. В Коране говорится: «Если не сделаете так (т.е. не будете остерегаться наказания Аллаха, не уверуете в то, что процент является харамом, или уверуете, но не откажетесь от процентов), тогда Аллах и Пророк Его объявят войну против вас». («Аль-Бакара», 2/279). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) считал сделки с процентами страшным грехом, которого необходимо избегать и который ведет человечество к несчастью (Бухари, Васайа, 23; Тыб, 38; Худуд, 44).
Запрещение процентных сделок является необходимым условием для поддержания между людьми и взаимопонимания и согласия. Запретив проценты и введя закят, наша религия помогает сближению между бедными и богатыми, призывает к терпимости и уважению. Благодаря закяту и предоставлению в долг денег без начисления процентов, люди не завидуют, а читают друг за друга дуа, на место беспорядков и смуты приходят покой и мир.
Проценты препятствуют развитию ремесел, торговли и сельского хозяйства, которые являются дозволенными видами заработка (халяль), проценты снижают желание трудиться. Ведь человек, который имеет определенное количество денег и для которого не важно, является его заработок халяль или харам, при помощи процентов получает возможность преумножать капитал, не прикладывая для этого каких-либо усилий, что способствует развитию лени и делает второстепенными ремесла, торговлю и сесльское хозяйство.
Подобное влияние процентов на человека отражается во всех сферах человеческой жизни, что рано или поздно приводит к экономическим затруднениям. При осуществлении производства на средства, полученные при помощи процентного кредита, большая часть прибыли расходуется на покрытие процентов этого долга. Таким образом, лицо, взявшее кредит, становится зависимым по отношению к кредитодателю (им может быть частное или юридическое лицо). А подобная ситуация угрожает социальному согласию и миру. Экономический кризис, охвативший страны Запада в 30-е гг. XX в., был одним из факторов, приведших к II Мировой войне. Самой главной причиной этого экономического кризиса стали процентные сделки.
Простой человек кладет свои сбережения в банк, который обещает ему 40% прибыли. В свою очередь, банк эти же деньги в виде кредита предоставляет предпринимателю, продавцу или производителю, начисляя при этом 60-70% годовых. Продавец и производитель включают процент в стоимость товара. Таким образом, товар, который выпускают за счет кредита, взятого под высокие проценты, существенно растет в цене. В результате, убытки несет потребитель.
Еще одним отрицательным последствием процентных сделок явялется сосредоточение капитала в руках богатых. В то время, когда они купаются в роскоши, бедные слои населения вынуждены брать в долг, что усугубляет их положение.
Проценты ведут к безнавственности и лени одних и побуждают к неудовлетворенности и протесту других. Поэтому человечество, стремящееся к порядку, миру и согласию, должно всеми силами бороться с подобным финансовым устройством… Обязанность каждого мусульманина и каждого человека, которому не безразлична судьба общества, не пользоваться услугами учреждений и организаций, работающих на основе процентов, и находить альтернативные пути заработка.
Как грех пьянства является не только грехом пьющего, так и проценты — грех не только того, кто пользуется прибылью от них.
Пророк Мухаммад ( салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Проклятие на том, кто получает прибыль от процентов, кто выплачивает проценты, кто фиксирует процентные сделки, кто является свидетелем их» (Муслим, Мусакат, 106). Заблуждаются те, кто считает, что проценты увеличивают капитал взимающего их. Не стоит обманываться внешней стороной этого явления. Потому что сказано в аяте
«Аллах уничтожит прибыль от процентов, но приумножит сумму садака» («Аль-Бакара», 2/276).
Словно червь, проценты подтачивают тех, кто производит товар, и в конце концов способствуют полному истощению их капитала. Садака же- источник вознагрождения, жизни и благополучия.Сказано в Священном Коране:
«Уверовавшие, совершеющие праведные деяния, беспрерывно и правильно соверщающие поклонение, дающие закят, непременно получат воздаяние от Аллаха. Им не надо бояться за свое будущее и печалиться оттого, что потеряют они что-либо» («Аль-Бакара», 2/278-279).
Мусульмане должны остерегаться наказания Аллаха и совершения того, что может вызвать Его недовольство. Поэтому необходимо отказаться от получения любого вида прибыли с участием процентов. Этого требует зрелость в вере. В Коране говорится:
«Если не сделаете так (т.е. не будете остерегаться наказания Аллаха, не уверуете в то, что процент является харамом, или уверуете, но не откажетесь от процентов), тогда Аллаха и Пророк Его объявят войну против вас. Но если раскаетесь вы, то капитал останется в ваших руках». («Аль-Бакара», 2/279).
Нельзя забывать о том, что «войну Аллаха и Его Пророка» (салляллаху алейхи ва саллям) необходимо в некоторых случаях рассматривать как действительно войну, в других случаях это выражение используется для разъяснения величины греха и наказания, которое последует за его совершение. В данном случае это выражение можно понимать в обоих смыслах. важно осознать, что любой, кто каким-то образом участвует в сделках с процентами, не сможет скрыться от гнева Аллаха (Рийадус- Салихин, Станбул, изд. «Аркам», 2002 г., Т.7, стр 60-63).
В соответствие с принципом «Ислам запрещает любые пути, ведущие к хараму», запрет на проценты распространяется на все виды действий, побуждающих к греховному.