ПОДЕЛИТЬСЯ

Султан империи моголов Акбар Шах I поначалу был праведным мусульманином, находящимся на истинном пути. Он не умел читать и писать.
В связи с постоянными вынужденными переселениями по причине политических событий, он остался без знаний и образования. Поэтому под влиянием ученого окружения, желавшего наживы, он стал следовать их ложным идеям. Эти ученые его окружения старались приблизиться к султанам и правителям и, чтобы войти к ним в доверие, шли на любые отступления, порождавшие сомнения и неопределенность относительно Ислама. Придавая актуальность спорным вопросам, они сбивали богатых и власть имущих людей с истинного пути (Имам Раббани, Мактубат, III, 30, номер 67).

Имам Раббани говорил о подобных ученых: «Последователи Ислама должны считать своим долгом помощь правителю-мусульманину. Необходимо направлять султана в вопросах возвышения Ислама и укрепления религии. Эта поддержка султана может выражаться как в словах, так и в действиях. Самая быстрая поддержка – словесная. И самым лучшим из этого является разъяснение общине шариатских положений, основ вероучения, Корана, Сунны и Иджмы в доступной форме. Таким образом будет предотвращено распространение пути некоторых заблудших нововведенцев, и положение перестанет ухудшаться. Помощь подобного рода свойственна
ученым Ахлю Сунны, обеспокоенных «ахиратом». Поскольку пребывание с учеными, стремления которых заключаются в погоне за мирским и сиюминутной выгодой, – убийственный яд. Их падение распространяется на других. Какие бы беды ни случались, – это случается по причине скверности этих ученых. Предыдущего султана именно они сбили с истинного пути. Они не остановились на том, что сбили султана с пути истины, а лидеры каждой из этих семидесяти двух заблудших групп обязательно принадлежали к числу этих плохих ученых. Практически нет никого, кроме плохих «алимов», чье заблуждение переходило бы к другим людям. В наши
дни большинство уподобляющихся «суфиям» являются невеждами и плохими учеными, поскольку их неверные умозаключения действуют на других людей» (Имам Раббани, Мактубат, I, 243, номер 47).

Акбар Шах I, сбившийся с прямого пути, назначал немусульман на важные государственные должности и женился на женщинах, исповедующих индуизм. По совету своего окружения он изобрел новую религию «дин-и-иляхи» (божественная религия), пытаясь объединить Ислам с индуизмом. В некоторых местах сносились мечети и на их месте строились индуистские храмы. Акбар Шах I повелел подданным делать ему земной поклон в знак почтения. Для индуистов это не составляло проблем. Но для искренних мусульман выполнение этого повеления представлялось невозможным. Алчные ученые, стремящиеся к мирской выгоде, чтобы заслужить внимание султана, издавали «фетвы» (правовые заключения) о том, что можно совершать земной поклон с целью приветствия без намерения поклонения. Имам Раббани прибыл в столицу, город Агруи встретился с некоторыми приближенными султана:
«Султан вышел против Аллаха и Его Посланника. Напомните ему, что его царство и власть рассеются. Пусть покается и следует путем Аллаха и Его Посланника!»
Некоторые государственные служащие, занимавшие высокие должности, относились с большим уважением к Имаму Раббани. Но сколько
они ни старались вернуть султана на истинный путь, Акбар Шах I оставался верен своей выдуманной религии и не внимал наставлениям. И вот звездочеты Акбар Шаха предсказали ему, что его царство и власть исчезнут. Расстроенный предсказанием султан в те дни увидел страшный сон. И в связи с этим издал указ: «Желающие могут следовать Исламу или Дин-и-иляхи. Нет принуждения». Однажды, в связи с организованным представлением, были установлены шатры. Шатры верующих Дин-и-иляхи были украшены красивыми драпировками, в них подавались изысканные яства. А в шатрах мусульман сквозила нищета.
Имам Раббани со своими последователями разместились в шатрах мусульман. Взяв немного земли в ладонь, Имам бросил ее в сторону шатров Дин-и-иляхи. И сразу начался сильный ветер, который создал большие трудности Акбар Шаху и его приближенным, но мусульман не коснулось это бедствие. После столь ясного и очевидного божественного увещевания некоторые государственные служащие и военные стали мюридами Имама Раббани (Муджаддиди, Равдату-ль-Каййумиййя, I, 221-227; Мухаммад Халим Шаркпури, Имам Раббани (пер.Али Генджели), 1978, с.29-33.).
В 1605 году Акбар Шах умер, и на престол взошел его сын Джихангир. Имам Раббани обрадовался, поскольку считал Джихангира человеком, привязанным к Исламу.
Имам Раббани направил многих из своих последователей в разные местности для наставничества. Например, он отправил Мир Мухаммада Нумана в Декан, передав ему право и разрешение на наставничество. В его обители собирались сотни людей ради поминания Аллаха, погружения в «муракаба» (созерцание) и получения сокровенного знания. Он направил шейха Бадиуддина
Сахаранпури, дав ему разрешение на наставничество, сначала в его родной город, потом в Агру. Таким образом, многие государственные служащие обрели духовное руководство, а многие военные пришли к покаянию, благодаря Имаму. Имам Раббани отправил 70 человек в Туркестан под руководством Мавляны Мухаммада Касыма. 40 человек под руководством Мавляны Фарруха Хусейна – в сторону Аравии, Йемена, Сирии и Анатолии. Десятерых своих учеников, достигших духовного совершенства, он направил
с Мавляной Мухаммадом Садыком в Кашгар, 30 человек с шейхом Ахмадом Барки – в сторону Туркестана, Бадахшана и Хорасана. Его посланцы достигли больших успехов в призыве и распространении исламского знания в местностях, куда пришли, и множество людей смогли получить от них пользу (Абу-ль-Хасан ан-Надви, Имам Раббани, с.156.).
Авторитет Имама Раббани все возрастал, и с каждым днем увеличивалось число его последователей. Джамаат (община) стала настолько многочисленной, что посещение Имама высокопоставленными лицами и правителями было очень затруднительным из-за большого скопления людей. Султан Джихангир, которому не нравилось повышенное внимание людей к Имаму, в 1619 году пригласил его в столицу Агру. Он пожелал привлечь Имама к ответу за некоторые тасаввуфические высказывания в одном из его писем, но
остался удовлетворенным приведенными Имамом Раббани разъяснениями по этому поводу. Однако недоброжелательные завистливые
люди из окружения султана усердствовали в том, чтобы настроить султана против Имама, высказываясь о нем так: «Этот шейх не сделал вам земной поклон в знак приветствия, а в войске есть много его мюридов. В скором времени он, приумножив число
своих мюридов, может начать смуту и нанести удар вашему правлению. Среди военных так много его мюридов, что шейх Ахмад может решить стать падишахом».
Большинство везирей и служащих султана следовали ложным мазхабам того времени. И, поскольку у Имама Раббани были письма, а также отдельные книги (рисаля), критикующие эти мазхабы, отошедшие от шариата, они питали к нему сильную неприязнь. И подстрекателями султана были именно они (Бадахши, Манакыбу-ль-Хазарат, ст. 39а-40б).

В итоге Джихангир заключил 55-летнего Имама Раббани в крепости Говальяр. Он изъял его книги, забрал сад, колодец и дом и выселил его семью в другое место. Имам Раббани, находясь в заключении один год, обучал там людей Исламу и наставлял их
(иршад). Он стал причиной прихода некоторых из них в Ислам (Бадахши, Манакыбу-ль-Хазарат, ст. 41а. Мухаммад Мурад
Казани, Тарджумату Ахвали-ль-Имами-р-Раббани, Му’аррабу-
ль-Мактубат (ад-Дурару-ль-Макнунати-н-Нафиса), Мекка
пометка 1317, I, 58-59; Надждат Тосун, Имам Раббани Ахмад
Сирхинди.)
Трудности, которые он преодолевал здесь, способствовали еще большему его духовному возвышению (Имам Раббани, Мактубат, III, 180, номер 5; III, 182, номер 6.). Через год султан Джихангир, пожалев о своем поступке, отпустил Имама Раббани с условием,
что тот будет находиться в гарнизоне (Бадахши, Манакыбу-ль-Хазарат, ст. 41а-41б.). Джихангир выразил желание, чтобы Имам Раббани стал его советником в религиозных делах.

Некоторое время обсуждая этот вопрос, Имам Раббани понял искренность Джихангира и принял его предложение на следующих условиях:
1) Будет отменен земной поклон приветствия султана;
2) Все снесенные и разрушенные мечети будут восстановлены;
3) Будут отменены законы, запрещающие резать коров;
4) Кады, муфтии и управляющие будут тщательно соблюдать положения Ислама;
5) Будет вновь введен сбор налога «джизья»;
6) Будут упразднены все нововведения и будут соблюдаться исламские законы;
7) Заключенные за религиозные убеждения будут отпущены.
Как мы видим, у Имама Раббани не было каких-либо личных желаний. Единственной его целью было возмещение убытков, причиненных
во время правления предыдущего султана, и недопущение повторения прежних ошибок (Халиль Ибрахим Шимшек.).
Имам Раббани воспринял свое нахождение рядом с султаном как хорошую возможность возвратить его к истокам Ислама. Принимая участие в собраниях султана, он проводил беседы на религиозные темы. Присутствующие на этих собраниях слушали его с большим вниманием (Имам Раббани, Мактубат, III, 318, номер 43.).
Джихангир, который не запрещал разрушения мечетей в начале своего правления и по этой причине критикуемый Имамом Раббани, от блага этих бесед проникся Исламом настолько, что сам стал возводить мечети и резать коров на курбан.

Имам Раббани пробыл рядом с султаном Джихангиром четыре года. В это время он продолжал писать письма своим товарищам. Имам Раббани, получивший полную свободу в 1033 году по хиджре, вернулся в Сирхинд вместе с сыновьями, пришедшими навестить его, и провел последний год своей жизни на родине.