ПОДЕЛИТЬСЯ

Истинность божественных откровений и способы их ниспосланий.

Слово «вахий» обозначает такие различные понятия, как быстрый сигнал, знак, письменность, послание, воодушевление и негласное слово. Это – послание Всевышним Аллахом информации в том виде, в каком Он хочет дать ее Своим пророкам. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْياً أَوْ مِن وَرَاء حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ
رَسُولاً فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاءُ إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ

«Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, как через откровение (внушаемое его сердцу или во сне), или (он может услышать Божьи Слова) не видя, кто разговаривает с ним, или же через посланца (ангела, которого он видит и слышит), который возвестил бы по Его дозволению то, что Он хочет. Воистину, Он – Всевышний, Мудрый». (Сура «Аш-Шура», 51)
Согласно передаче Айши (радыйаллаху анха), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на вопрос о том, как к Нему приходят Божественные откровения – вахий – ответил:
«Божественное откровение порой нисходит в виде звука, напоминающего звон колокольчика. И это для Меня самый трудный вид ниспослания откровений. После того как Я, усвоив сообщенное Мне Всевышним Аллахом, запоминаю его, ангел удаляется. А порой ангел является ко Мне в облике человека. Он беседует со Мной, и Я сразу же усваиваю сказанное Им». (Бухари «Баду’ль-Вахий», 1/2; Муслим «Фадаил», 87).
Исламские ученые, отталкиваясь от различных хадисов, установили следующие пути ниспослания Божественных откровений:
Божественные откровения (вахий) порой приходили во снах и сбывались в реальности, в точности как «вещие сны».
Ниспосылаемая Речь Аллаха – Калям – внушалась Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Его сердце без появления ангела.
Ангел, сообщавший Божественное послание, принимал облик человека, подобно тому, как это произошло в «Хадисе Джибриля».[1]
Следующий хадис, переданный Абдуллахом ибн Аббасом (радыйаллаху анху), является прекрасным примером, подтверждающим осуществление факта Божественного откровения в подобном виде:
«Я находился у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с моим отцом Аббасом. Рядом с Посланником Аллаха находился некий человек, с которым наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил шепотом, и потому не проявил интереса к моему отцу. Когда мы уходили, отец сказал мне:
– Сынок! Ты заметил, что Посланник Аллаха был невнимателен по отношению ко мне, не так ли?
Я ответил:
– Папочка! Рядом с Ним находился человек, с которым Он беседовал!
Поэтому мы немедленно вернулись к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Отец сказал:
– О Посланник Аллаха! Я сказал Абдуллаху, что Вы не были любезны со мной, а он ответил мне, что Вы беседовали шепотом с человеком, который находился рядом с Вами?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь ко мне, спросил:
– О Абдуллах! Ты видел его?
Я ответил:
– Да, я видел.
И тогда наш Господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать такие слова:
– То был Джабраил (алейхис салям). Поэтому Я и не смог оказать внимание тебе! (Ахмад, 1, 293-294; Хайсами, IX, 276).
Порой Божественное откровение снисходило к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в виде очень сильного звона колокольчика. После того, как послание передавалось, и звон колокольчика стихал, оказывалось, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прекрасно усваивал сообщенную Ему ангелом информацию.
Джабраил (алейхис салям) дважды сообщал Божественные послания, являясь в своем истинном облике. Первый случай произошел в период временного прекращения ниспослания Божественных откровений – фатра, когда наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спускался с горы Хира, где Он находился в уединении, совершая богослужения…
Второй же случай имел место в Ночь Вознесения «Мирадж» в месте Сидратуль-Мунтаха.
Сообщение посланий Всевышним Аллахом напрямую Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) без посредничества ангела в Ночь Вознесения «Мирадж», удостоив Его Своим особым благоволением и оказав Ему честь и уважение.
Сообщение Джабраилом (алейхис салям) Божественного послания Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в момент Его пребывания в состоянии сна. Некоторые толкователи Корана выражают мысль о том, что Сура «Кявсар» была ниспослана именно таким образом.
Судя по рассказам сахабов, в моменты снисхождения Божественных откровений Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) одолевало беспокойство, наваливалась тоска, а лицо приобретало розовый цвет. Он закрывал глаза и склонял голову на грудь. Сахабы также опускали свои головы, и до тех пор, пока наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) не выходил из этого состояния, ни у кого из сахабов не было сил, чтобы поднять голову и взглянуть на Него…
Временами, когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ниспосылались Божественные откровения, рядом с Его лицом слышался звук, напоминающий жужжание пчелы. В такие мгновения у Посланника Аллаха дыхание учащалось, и даже в прохладные дни с Его лба стекали крупные, похожие на жемчужины, капли пота.[2]
Согласно сообщению Зейда ибн Сабита, одного из писарей-секретарей,[3] степень тяжести ниспослания откровений была пропорциональна ценности и важности предписания. То есть, если ниспосылаемое откровение носило характер Божественного известия или обещания, то тогда Джабраил (алейхис салям) являлся в образе человека, и это не отягощало нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако если послание содержало Божественное предостережение, носящее устрашающий характер, то тогда оно приходило к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в виде звона колокола, наводящего ужас. Если послание Аллаха – вахий – снисходило в тот момент, когда Он сидел верхом на верблюде, животное не выдерживало тяжести послания Аллаха, ноги его подкашивались, и оно опускалось вниз…
К примеру, когда наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел верхом на своем верблюде по имени Адба, и в это самое время стал снисходить 3-ий аят Суры «Маида», то ноги Абды, казалось, вот-вот согнутся и переломятся, и тогда Посланник Аллаха слез со своего верблюда.[4]
Зейд ибн Сабит (радыйаллаху анху) говорил следующее:
«Я сидел рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В это время к Посланнику Аллаха стало снисходить Божественное откровение – вахий. Его колено находилось на моем колене. Клянусь Аллахом, я никогда не ощущал такой тяжести, как в тот момент. Я думал, что мое колено вот-вот будет раздавлено». (Ахмад, V, 190-191).
Х
Востоковеды, отрицавшие, что Священный Коран является Божественным откровением, выступая с рядом ложных утверждений по его поводу, говорили, что это были вдохновения и волнения в сердце Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вызванные Его долгими размышлениями. Нет никакого сомнения в том, что выдвинутые ими утверждения можно объяснить только слабостью их восприятия, недостаточностью их познавательной способности, а также силой их ненависти и антагонизма. Чувство страха, которое испытал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), впервые увидев ангела с Божественным посланием, совершенно четко выявляет то, что этот испуг отнюдь не был следствием галлюцинации[5], как это утверждают востоковеды, и уж никак не был следствием личной внутренней проблемы Посланника Аллаха… Ибо восприятие Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) откровений Всевышнего Аллаха – вахий – было восприятием реальности внешней, не относящейся ни к Его внутреннему миру, ни к Его личности как таковой! Тот факт, что Джабраил (алейхис салям) сжал 3 раза Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), приказав Ему читать, подтверждает то, что Божественное откровение, вахий, имеет экзотерический (не имеющий отношения к внутреннему миру человека) характер, т.е. это послание идет от Бога. А тот факт, что ниспослание откровений на какой-то период времени приостановилось (фатра), решительно свидетельствует о том, что это явление – вахий – и вовсе не является следствием душевных переживаний Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), возникших якобы как результат долгих Его размышлений (тафаккур). Ибо фатра (временное прекращение ниспослания откровений) и страстное ожидание их Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорят в пользу того, что вахий — это явление, которое возникало вне зависимости от желания нашего Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)…
К тому же, Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) вначале не знал о том, что Ему будет ниспослано откровение вахий. В Священном Коране сказано об этом так:

وَمَا كُنتَ تَرْجُو أَن يُلْقَى إِلَيْكَ الْكِتَابُ إِلَّا رَحْمَةً مِّن رَّبِّكَ
فَلَا تَكُونَنَّ ظَهِيراً لِّلْكَافِرِينَ

«Ты [Мухаммад] и не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, иначе как по милости твоего Господа. Так не поддерживай же неверующих». (Сура «Аль-Касас», 86)
И еще. Явное различие стиля священных аятов и языка хадисов – есть твердый аргумент, свидетельствующий в пользу того, что Священный Коран является Божественным откровением.
Порой происходили такие события и явления, которые требовали немедленного решения, и все же, несмотря на это, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) откладывал или переносил ответ на более поздний срок. Как, например, в случае с ответами на вопросы иудеев или же в инциденте, связанном с возведением грязной клеветы на Святую Айшу. Господин Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) мог давать ответы на подобные вопросы только исходя из сообщаемых Ему Божественных посланий – вахий. Если бы Священный Коран был плодом размышлений нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), согласно утверждениям некоторых, то Он должен был бы давать ответы на все возникающие вопросы немедленно, не обрекая Себя на трудности и не испытывая при этом мучительной тоски. Вдобавок ко всему, порой откровение приходило к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в непривлекательном для Него виде. В ниспосылаемом откровении иной раз сообщалось об Его некоторых ошибках или невнимательности, а порой оно повелевало то, к чему Он не проявлял должного усердия и внимания.
Иногда, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) недостаточно внимательно подходил к вопросам, связанным с сообщением истины, таблигом, Он получал порицание от Всевышнего Аллаха. Все это четко и ясно выявляет полнейшее безрассудство и всю нелогичность утверждений о том, что якобы Священный Коран есть плод размышлений нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)…
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал нескольким именитым и влиятельным людям племени Курайш об Исламе. В это время к Нему подошел слепой сахаб Абдуллах ибн Умми Мактум (радыйаллаху анху), который раньше уже принял Ислам. Он сообщил нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что хотел бы осведомиться о некоторых истинах, сообщенных Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Всевышним Аллахом…
Однако Посланник Аллаха, занятый тем, что убеждал влиятельных людей Курайш, не проявил к сахабу внимания, а в ответ на его настойчивую просьбу у Него на лице отразилось недовольство. Хотя слепой сахаб не видел этого и никак не почувствовал, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подвергся порицанию со стороны Всевышнего Аллаха:

أَمَّا مَنِ اسْتَغْنَى فَأَنتَ لَهُ تَصَدَّى
وَمَا عَلَيْكَ أَلَّا يَزَّكَّى وَأَمَّا مَن جَاءكَ يَسْعَى وَهُوَ يَخْشَى فَأَنتَ
عَنْهُ تَلَهَّى كَلَّا إِنَّهَا تَذْكِرَةٌ فَمَن شَاء ذَكَرَهُ

«К тому, кто богат, ты поворачиваешься приветливо, хотя ты и не отвечаешь за то, что он не очистится от скверны [неверия]. Но тем, кто приходит к тебе с рвением, и кто боится [Аллаха], ты пренебрегаешь. Но нет! Воистину, он (т. е. Коран) — назидание, и тот, кто захочет, пусть извлекает из него (т. е. Корана) урок». (Сура «Абаса», 5-12)
После ниспослания этих аятов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проявил очень много внимания к Ибн Умми Мактуму. Кроме того, при встрече с ним Он всегда говорил:
«Здравствуй тот, из-за кого Мне сделал порицание Мой Господь!» (Вахиди, стр. 471).
Божественные предписания и повеления порой снисходили к Посланнику Аллаха в лаконичном, очень сжатом виде.[6] До тех пор, пока они не разъяснялись Всевышним Аллахом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не сообщал о них никому. В качестве примера мы можем упомянуть о следующем священном аяте:

لِّلَّهِ ما فِي السَّمَاواتِ
وَمَا فِي الأَرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ
يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَاءُ
وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Все то, что вы откроете или утаите в ваших душах, Аллах всегда знает и предъявит вам счет за это». (Сура «Аль-Бакара», 284)
Когда снизошел этот священный аят, то сахабы, подумав, что они будут нести ответственность за то, что непроизвольно промелькнуло в их сознании, задали Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) такой вопрос:
«О Посланник Аллаха! Как мы сможем выдержать, вынести этот аят?»
Посланник Аллаха ответил им так:
«Что это? Вы что? Хотите, подобно христианам и иудеям, сказать: «Услышали, однако воспротивились?» Вы должны сказать: «Услышали и повиновались. О наш Господь! Просим Твоего прощения. Ибо мы вернемся к Тебе!» (Муслим «Иман», 20; Ахмад, 1, 233; Вахиди, стр. 97).
Посланник Аллаха не дал подробного объяснения, так как не знал правильный ответ, потому что смысл этого аята был не вполне ясен. Тогда Он велел сахабам смириться и быть покорными Аллаху. Спустя какое-то время сошел следующий священный аят, раскрывающий смысл предыдущего, который сводился к следующему:

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْساً إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ
عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ
تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا
أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

«Аллах не спросит с души ничего, что было сверх ее сил и возможностей. Добрые деяния, приобретенные ей, идут ей на пользу, злые деяния, приобретенные ей, идут ей во вред. [Вы такую молитву-дуа читайте]: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты Властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего»». (Сура «Аль-Бакара», 286)
Сахабы, благодаря этому священному аяту, поняли тогда, что они будут нести ответственность только за те свои мысли и дела, которые они сами добровольно приобрели, а не за непроизвольно возникающие у них.
Другое неоспоримое доказательство того, что Священный Коран является Божественным откровением, — это истинность и достоверность пророческой миссии нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который никогда не приступал к объяснению неясного по смыслу аята до тех пор, пока не снисходил разъяснительный, уточняющий его аят Корана…
В противном случае такие сведения или не передавались бы, или же переданные сведения носили бы субъективный, произвольный, вымышленный характер. А поскольку дело обстояло не так, то это еще один особый показатель блестящего, лаконичного, ошеломляюще захватывающего языка Священного Корана! Сообщения о невидимом потустороннем мире, заявленные Священным Кораном, также являются очевидными аргументами в пользу того, что Коран является Божественным откровением – вахий.
Сведения о прошлом, содержащиеся в Священном Коране, также переданы в виде, соответствующем истине. В 7-ом веке нашей эры в Мекке не было ни единого научного учреждения, которое обладало бы этими сведениями, и ни единого человека, который был бы носителем общей культуры. Все исторические сведения состояли из привозимых купцами повествований и легенд персов, полных противоречий. А, между тем, сведения о прошлом, имеющиеся в Священном Коране, представляют собой единое целое, находящееся в величайшем соотношении и в пропорции друг с другом. Эти сведения являются такого рода знаниями, которые не под силу выдвинуть ни одному человеку, даже обладающему проницательным умом…
В таком случае, здравомыслящий человек должен призадуматься. Может ли необученный грамоте человек, вышедший из среды невежественного общества, стать источником для несравненных и бесподобных смыслов Корана, если Он не воспринял эти смыслы из Божественного откровения? Конечно же, нет!.. А это значит, что все сведения, сообщенные Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), были переданы Ему Всевышним Аллахом. Священный Коран сообщил также сведения, связанные с прогнозами на будущее, которые воплотились и будут воплощаться в реальности именно так, как об этом было заявлено…
Священный Коран шествует всегда впереди, а наука и техника идут вслед за Ним. Вот и следующее событие, упомянутое в Священном Коране, есть лишь один из примеров, подтверждающих этот факт.
Всевышний Аллах сказал Фараону, который, находясь в отчаянном положении, хотел ухватиться за спасательный круг религии Ислам, боясь сгинуть в пучине Красного моря:

آلآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ
مِنَ الْمُفْسِدِينَ

«Теперь (ты уверовал)?! Но раньше (в течение всей своей жизни) ты не повиновался (Нам) и был нечестивцем». (Сура «Юнус», 91)
Всевышний Аллах не принял признания Ислама Фараоном, находившимся в безнадежном положении. Он сказал ему:

فَالْيَوْمَ نُنَجِّيكَ بِبَدَنِكَ لِتَكُونَ لِمَنْ
خَلْفَكَ آيَةً وَإِنَّ كَثِيراً مِّنَ النَّاسِ عَنْ آيَاتِنَا لَغَافِلُونَ

«Сегодня же Мы вынесем твое (безжизненное) тело на берег, чтобы ты был знамением для последующих поколений. Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями». (Сура «Юнус», 92)
Замахшари комментирует этот священный аят следующим образом:
«Мы выбросим тебя в какой-нибудь уголок морского побережья! А тело твое, нетронутое тленом, в обнаженном виде сохраним в назидание тем, кто придет спустя века». (Замахшари, III, 24).
Во время исследований, проведенных в последние годы, на берегу моря было обнаружено тело Фараона лежащим ниц, как во время молитвы… То было последним мгновеньем его жизни перед смертью!.. Под впечатлением устрашающих сцен последних минут своей жизни он хотел принять религию Ислам, однако из-за того, что это желание у него возникло в минуту безнадежности и отчаяния, его вера не была принята Всевышним Аллахом… Таким образом, несмотря на то, что прошло 3 тысячи лет, его тело осталось нетленным, и сегодня предстало перед взором человечества в качестве наглядного урока назидательности, как и заявлено в священном аяте. Сейчас оно выставлено для обозрения в Британском музее. И это всего лишь одно из чудесных действий Всевышнего Аллаха, о которых заявлено в Священном Коране и которые будут продолжаться до Конца Света.
Однако, поскольку основная цель Священного Корана – это сообщение о Тавхиде – Единобожии – и призыв людей к обретению ими истинной веры (хидайя), то такого рода чудесные истины, т.е. научные, технические и исторические истины, являются для него задачами второстепенными. Не стоит забывать о том, что:

وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ

«…влажное это или сухое, все это есть (записано) в ясной книге». (Сура «Ан’ам», 59)
Исходя из этого, Священный Коран – совершенное собрание всех истин, существующих во Вселенной, в нем заключена суть, основа всех истин. Такое положение, вызванное лаконичностью, сжатостью изложения тем в Священном Коране, прояснится и будет гораздо понятнее в процессе развития событий и в прямой пропорции с уровнем прогресса науки. Если бы знания, которые, согласно воле Аллаха, являются сокровенными, были бы представлены в развернутом, определенном и ясном виде, а не в сжатом, сокращенном виде, то тогда Коран приобрел бы такие объемы, которые заполнили бы библиотеки… Кроме того, вера человечества в Коран тогда не продлилась бы до Конца Света, поскольку оно не смогло бы воспринять сведения о науках, еще не изученных и не доказанных в его время. К примеру, если бы истина, связанная с телевещанием, в те времена была бы высказана в том виде, каком она известна нам сегодня, то люди не смогли бы воспринять ее до тех пор, пока телевидение не было бы фактически изобретено, и потому отвергали бы и не признавали Коран. Мудрость Корана, сконцентрировавшего в себе все истины и заявившего о подавляющем большинстве из них в виде лаконичных выражений, состоит именно в этом…
Священный Коран представляет все рассматриваемые темы, опираясь на идею Единобожия – Тавхид. Подход к научным истинам такой же. Это обстоятельство является свидетельством того, что Священный Коран, обладая особого рода выразительностью, меткостью и лаконичностью своего стиля и языка, будет существовать до Конца Света. И это обстоятельство всегда, при каждом исследовании Корана, еще и еще раз доказывает несравненное его великолепие.[7]
Ряд востоковедов, которые не сумели вынести благородную славу Священного Корана и высочайший уровень Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прибегнув к нелогичному и абсурдному утверждению, назвали состояния, которые переживал Посланник Аллаха в моменты ниспослания Божественных откровений, «приступами эпилепсии»?!..[8]
На такие несостоятельные, необоснованные и вымышленные утверждения можно дать следующий короткий ответ:
Больной эпилепсией человек после перенесенного им приступа испытывает муки и страдания, ощущая ужасную разбитость, подавленность и чувства безнадежности и апатии. Его психическое и душевное нездоровье ввергает его в бездну депрессии…
А между тем, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не переживал подобных затруднений и страстно желал ниспослания Божественных откровений, словно принимая период между двумя откровениями за период временного их прекращения – фатру. А во время ниспослания откровений Его охватывали чувства неописуемого восторга и радости. Такие состояния, имевшие место во время ниспослания откровений, наблюдались не всякий раз. Порой состояние Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в такие мгновения было самым обычным. Как известно в медицине, человек, перенесший приступ эпилепсии, утеряв всякую мыслительную и познавательную способность, не замечает ничего вокруг себя. Наш же Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщал человечеству великолепные аяты Священного Корана, включающие в себя такие вопросы, как право, мораль, богослужение, повествования, приходившие к Нему с Божественными откровениями – вахий. Больного эпилепсией человека трясет лихорадка, он испытывает чувство озноба, однако таких симптомов во время ниспослания откровений у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не наблюдалось. Больной эпилепсией во время приступа болезни бредит, несет вздор и чушь. Подобные состояния у нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) также никогда не наблюдались. Слова, льющиеся из священных уст нашего Пророка, были самыми красноречивыми, правдивыми, значительными из всех слов, которые человечество когда-либо слышало…
Наряду с этим, медициной также доказано, что ни один человек не выдержал бы такого длительного периода эпилепсии, во время которого можно было бы усвоить шесть с половиной тысяч аятов. Все эти злонамеренные, лишенные логики утверждения – есть результат неспособности постичь истину Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

[1] Однажды, когда наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети, явился Джабраил (алейхис салям), приняв облик человека, и стал задавать Ему вопросы, касавшиеся веры, Ислама, благодеяний и признаков Судного Дня. Он желал, чтобы сахабы так изучали свою религию. Хадис, в котором рассказывалось об этом событии, был назван «Хадисом Джибриля» (См. Бухари, «Иман», 37; Муслим «Иман», 1, 5).
[2] Бухари «Баду’ль-Вахий» 1/2; «Умра», 10; Муслим, «Фадаиль», 87; «Худуд» 13; Тирмизи «Тафсир», 23/3173; Ахмад, V, 327)

[3] Зейд бин Сабит (радыйаллаху анху) был писарем-секретарем Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он фиксировал на бумаге факты Божественных ниспосланий. Он был 10-ти летним сиротой, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил хиджру в Медину. Еще будучи ребенком, он выучил наизусть 17 Сур. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ему выучить сирийский и древнееврейский языки. Он выучил оба эти языка менее чем за 40 дней и стал вести переписку Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на этих языках. Одной из самых достойных уважения его заслуг явилось то, что он вместе с двумя сахабами собрал воедино Священный Коран. Скончался он в Медине в 45-ом году по Хиджре, передав 92 хадиса.
[4] Ахмад, II, 176; VI, 445; Ибн Сад, 1, 197; Табари «Тафсир», VI, 106.

[5] Галлюцинация (фр.) – подозрительность, воображение, мнительность.
В психологии: непроизвольно возникающие, ложные, мнимые восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих. Чаще всего наблюдаются у больных шизофренией и паранойей. Восприятие нереальных вещей как реально существующих.
[6] Муджмаль – кратко изложенные, резюмированные выражения, значения которых требовали разъяснения.
[7] Для более подробных сведений, см.: Осман Нури Топбаш «Рахмэт Эсинтилери», Стамбул, 2001 г. (стр. 184-239)

[8] Некоторые востоковеды изменения, наблюдавшиеся в состоянии нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в моменты ниспослания Божественных откровений (вахий) и подробно описанные выше, восприняли как симптомы приступа эпилепсии (падучей) и, упорно настаивая на этом, стали выдвигать различные утверждения. В итоге, они возвели это дело до такой степени, что стали утверждать свою версию о том, что якобы Посланник Аллах (саллаллаху алейхи ва саллям) был душевнобольным человеком, и, чтобы подтвердить эту версию, обеспечили ее рассмотрение в качестве научного процесса во «Французской национальной медицинской академии». 1842 году комиссия, состоящая из избранных докторов того времени, изучив в деталях все утверждения, опубликовала большой, аргументированный доклад об абсолютной несостоятельности и невозможности вышеуказанного утверждения с точки зрения медицинских фактов. Интересующиеся подробностями читатели могут в качестве источника обратиться к произведению под названием «Рапор», переведенному профессором Доктором Феридуном Нафиз Узлуком и опубликованному в 1996 году в Стамбуле издательством «Себиль Йяйинэви».