ПОДЕЛИТЬСЯ

Великий ученый ислама, основатель ашаритской акыды, чьим именем она и была названа Абу-ль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари изначально был мутазилитом. Мутазилиты или «обособившиеся», называющие себя ахль аль-адль ва-таухид — люди справедливости и единобожия — представители первого крупного направления в каляме, обладали значительным влиянием в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. Во многих вопросах акыды ошибались. Мутазилиты считали Коран сотворённым, отрицали вечность Божественных атрибутов, отрицали заступничество Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), отрицали возможность увидеть Всевышнего Господа в Раю и допустили ещё много ошибок, углубившись в «логичное» понимание и трактование религиозных догм.

30 лет имам Аль-Ашари придерживался мутазилизма. А затем он вдруг изменил свои взгляды и открыл новую школу каляма, где объяснил постулаты Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джамаа.

Имам аль-Аш’ари пишет: «В один из первых десяти дней одного из месяцев Рамадан я увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он (мир ему и благословение Всевышнего) обратился ко мне: «О Али, помоги тем мазхабам, которые истинно переданы мною, потому что только это и есть истина». Я был озадачен этим сном и чрезвычайно взволнован, потому что многое мог сказать против «переданного от Пророка».

В один из последующих десяти дней я вновь увидел его (мир ему и благословение Всевышнего) во сне. Он (мир ему и благословение Всевышнего) спросил: «Что ты предпринял относительно того, что я повелел тебе?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, я пытался сделать это, но у меня есть множество сильных доводов против тех убеждений, которые переданы от тебя. И я следую более сильным доводам о качествах и атрибутах Всевышнего Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Помоги тем мазхабам, которые истинно переданы от меня, потому что только это и есть истина». Я проснулся ужасно огорченным. После этого я оставил калям и стал следовать хадисам и аятам Корана.

У нас в Басре был такой обычай – чтецы Корана собирались вместе в 27-ю ночь Рамадана и читали Коран полностью. Однако я в ту ночь очень хотел спать и не мог больше оставаться на собрании. Поэтому я отправился домой и лёг спать, сильно сожалея, что покинул хатм (собрание) этой ночи.

Я вновь увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), и он (мир ему и благословение Всевышнего) спросил меня: «Что ты предпринял относительно того, что я повелел тебе?» Я ответил: «Я отошёл от каляма и твёрдо встал на путь Книги Аллаха и твоей Сунны». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я не велел тебе оставить калям. Я повелел помочь мазхабу, который истинно передан от меня, потому что только это и есть истина». Я сказал: «О Посланник Аллаха, как я могу на основании одного лишь сна пойти против тех воззрений, которым сам помог оформиться и которые укреплял в течение тридцати лет?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Если бы я не знал, что Аллах облегчит тебе это дело, то не стал бы приходить сюда, чтобы всё объяснить. Не относись несерьёзно к этому сну, в котором я явился тебе. Неужели тот сон, в котором Джибриль явился мне, всего лишь один из таких неважных, не имеющих значения снов? Ты больше не увидишь меня во сне. Поступи, как я велел, и Аллах поможет тебе». Я проснулся и сказал себе: «Когда ложь стала явной, остаётся лишь истина».

Таким образом, я стал распространять хадисы о видении Аллаха, о заступничестве и так далее. И я обнаружил — с помощью Аллаха – доказательства, о которых ранее никогда не слышал и о которых не читал в книгах. И я понял, что это была та самая помощь от Аллаха, о которой рассказал мне Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)».