ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний даровал своим рабам Милость. Он облегчает требования к человеку, который болен. Разрешает не посещать некоторые молитвы, употреблять лекарства, которые до болезни могли быть запретными.  Если человек читал дополнительные намазы, но во время болезни перестал их совершать, то награда за них будет записываться, будто он не оставлял выполнение дополнительной ибады.

Здоровью уделяется большое внимание в Исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) всегда призывал к здоровому образу жизни. Есть много хадисов,  в которых Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) объясняет, как лечиться от той или иной болезни.

От Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:«Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и лекарство от неё, кроме одной болезни – старости». (Имам Ахмад, 17455; Абу Давуд, 3855).

Верующий должен быть сильным и здоровым, чтобы совершать поклонение и  приносить пользу обществу и искать через это довольство Всевышнего.

Верующий не должен истязать себя и не принимать лекарства, якобы надеясь лишь на Всевышнего. Ведь лекарство — это дар Господа, который он открывает через врача.

Господь сказал в Коране (смысл): «Уповайте на Аллаха , если вы являетесь верующими» (сура «Аль-Маида», аят 23). Врач и лекарство — средство. Исцеляет только Всевышний.

В книге «Кимьйаус-Саада» имам аль-Газали приводит следующий риваят:

«Однажды, когда Муса (мир ему) заболел, он отказался принимать лекарства, сказав: «Аллах  и без лекарств дарует выздоровление». Однако Аллах Всевышний сказал ему: «Если ты не станешь принимать лекарств, Я не дарую тебе исцеления». Муса (мир ему) стал использовать лекарства и в скором времени выздоровел. Однако его не переставала интересовать причина этого. И тогда Аллах Всевышний сказал ему: «Неужели ты своим упованием хочешь поменять установленный Мною порядок? Кто наделяет лекарства способностью оказывать влияние на болезнь? Конечно же, это Я являюсь Создателем этого влияния».

Также передаётся, что однажды Ибрагим (мир ему) обратился ко Всевышнему: «О Господи! От кого болезнь?» – «От Меня», – ответил Господь. «А от кого лекарство?» – спросил пророк. «От Меня», – было сказано ему. «А зачем же в таком случае врач?» – недоумевая, произнёс Ибрагим (мир ему). «Врач – это человек, в руки которого я низвожу лекарство «, – ответил Творец».

Имам аш-Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных – для сохранения религии и врачах – для сохранения (здоровья) их тел». Он также сказал: «Я не знаю науки, кроме знаний дозволенного (халяля) и запретного (харама), и знаний медицины».

Изучение медицины — это фард кифаййя (то есть один человек из общества должен обязательно быть медиком). Быть врачом — богоугодное дело.

Однако во всех профессиях есть шарлатаны, которые стремятся к наживе. Даже сегодня, когда есть так много информации, люди попадают в сети обманщиков, желающих лёгкого обогащения. Но учёные ислама уже давным давно предупредили такую ситуацию и дали ответ, как отличить настоящего врача от лгуна или незнающего.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Фатава аль-хадисийя» пишет об этом следующее:

«Тот, кто читает медицинские книги и рассказывает больным то, что там написано, без установления точного диагноза, поистине, рискует жизнью больных, посмел разрушить здоровье людей и нанести им большой вред.

Ведь тому, кто не умеет ставить диагноз и не изучил полноценно медицинскую науку, не дозволяется выносить решение, относящееся даже к одному разделу медицины, потому что в медицине невозможно ограничиться изучением одного раздела без полноценного обучения всей программе.

Именно поэтому некоторые высококвалифицированные лекари говорили, что их книги губительны для факихов. Они читают в этих книгах, что то-то является лекарством для такой-то болезни, и применяют это лекарство при этой болезни, не обращая внимания на то, что у человека может быть скрытое сопутствующее заболевание, при котором это лекарство категорически противопоказано. И получатся, что он ведёт этого больного к погибели, думая, что приносит ему пользу.

Следовательно, это лекарство подходит (и его можно давать) только тому больному, у которого нет противопоказаний. Это может знать только квалифицированный врач, который обучался у квалифицированных преподавателей, а не самоучка, который прочитал где-то в книгах об этом.

Читая книги самостоятельно, человек не может стать специалистом, более того, каждый, кто получил знания, самостоятельно прочитав книги, является заблудшим, который вводит в заблуждение и других.

Поэтому имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тому, кто прочитал даже в десяти книгах ответ на один и тот же вопрос, не разрешается выдавать фетву на основании прочитанного, ибо есть риск, что во всех этих книгах на вопрос ответили, следуя слабому мнению».

Лекарь-самоучка, который лечит человека, предполагая, что приносит пользу, на самом деле является вредителем. И нет на нём ничего, кроме большого греха, за который ему грозит ужасное наказание в Ахирате. Пусть такой человек убоится Всевышнего и оставит свою деятельность, в противном случае он может стать губителем душ.

Что же касается платы, которую такой лекарь берёт у больных, то ему запрещено (харам) пользоваться этими средствами, ибо больные платили их, предполагая, что он владеет знаниями в медицине.

Если бы они знали, что его деятельность наказуема и ему за это записан только грех, ни один человек ничего не заплатил бы ему. Получается, что он брал эту плату обманом, ложью, несправедливо и враждебно. А Аллах знает лучше».

Слушайте врачей и доверяйте им. Не следуйте в делах лечения за необразованными людьми. Вверяя себя воле Всевышнего, обращайтесь к знающему в том деле, которое вам необходимо. Если вы строите дом — обратитесь к строителю, а не к имаму. Если у вас что-то болит, обратитесь к врачу, а не к имаму или мулле. Все мусульманские учёные призывают к этому.

Если человек заболел, пусть не боится и читает дуа, ведь Посланник Аллаха (мир ему  благословение Всевышнего) сказал: «Если мусульманина настигнет горе – болезнь или что-либо другое, то благодаря этому грехи будут осыпаться с него, как листья с дерева» (аль-Бухари, Марда).

Пусть Аллах очистит наши сердца и дарует нам возможность постоянно помнить о Нём!