ПОДЕЛИТЬСЯ
Камиль хазрат Самигуллин:
Камиль хазрат Самигуллин: "Родной язык – это аманат"

Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин высказал свою позицию по вопросу изучения татарского языка в школах. «Сегодня над татарским языком нависла реальная угроза исчезновения и деградации до уровня «кухонного языка». Такой сценарий запросто будет реализован, если наш родной язык исчезнет из школьных программ Республики Татарстан. Между тем, родной язык и национальная самобытность в исламе является аманатом – тем, что дается нам Всевышним Аллахом для бережного хранения. Потеряем язык — не выполним приказ Создателя!

Вне сомнения, язык формирует мировоззрение отдельной личности и народа в целом. Невозможно в полной мере понять культуру, менталитет и традиции другого народа, не понимая его языка. Другой язык – это иное видение жизни, это обогащение своего внутреннего мира! Через язык мы не только объясняем свои мысли, но и выражаем искусство, этику и эстетику народа. Многоязычие является мировой тенденцией. Сегодня в школах Европы и Азии никого не удивишь, что ребенок знает одновременно три или четыре языка.

В постоянном глобализирующемся мире, знание многих языков – это фактор успеха человека, это указатель его эрудированности и образованности. Например, один мой знакомый уроженец России, а ныне гражданин Голландии, рассказал мне, что в местной школе его сын кроме голландского, французского, немецкого и английского языка изучает дополнительно латинский и древнегреческий. К слову, последние два языка – это мертвые языки, на них никто не общается, но на них написано много старинных книг.

Татарский язык – это дверь к пониманию духовного начала татарской нации, это благословенный ключ к познанию многомиллионной и многовековой тюркской культуры. Более того, в татарском языке большое количество слов из арабского и персидского языков, что делает наш язык уникальным для понимания всех основных языков мусульманских народов мира. К сожалению, многие сотни, а может и тысячи языков, уже исчезли, это большая потеря для всего человечества, ведь с каждым языком исчезает самобытная и неповторимая культура, история, литература… Как можно допустить, чтобы такое произошло и с нами?! Между тем, ислам призывает сохранять самобытную культуру. Доказательством этому является следующий аят:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура «аль-Худжурат», аят 13).

Иными словами, родной язык и национальная самобытность является аманатом, то есть тем, что дается нам Всевышним Аллахом для бережного хранения. Аллах вверил, отдал на ответственное хранение, поручил людям такую величайшую ценность, как язык, национальность, культуру, историю рода, генеалогическую информацию, в конце концов… Потеряем язык — не выполним приказ Создателя! Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) относительно аманата сказал:

«Нет имана у того, кто не соблюдает требований аманата» («Аль-Джами`ус-Сагир», 9704).

Противоположностью аманата является предательство и измена. И Всевышний Аллах не любит тех, кто не соблюдает аманат:

«О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (Коран, 8:27).

Обычно духовный аманат передаётся в семье: от родителей к детям, из поколения в поколение. Но иногда, как это случилось с татарским языком, передача национально-культурных ценностей происходит и вне семейной среды. Во всем цивилизованном мире для сохранения или реанимирования исчезающих языков люди учат их: самостоятельно или в учебных заведениях. Да, в силу разных, в большинстве своем объективных причин, в семьях татарский язык утрачен. А потому его нужно изучать нам и нашим детям.

Потеря национального языка — это первый шаг к манкуртизации — потери связи со своими историческими, национальными корнями. А затем последует потеря самого святого в нашей жизни – религии Ислам. Поэтому для сохранения и развития Ислама в России, мы сегодня должны сохранить и развивать татарский язык. Это наша ответственность, наш аманат перед прошлым и будущим поколением…», — говорится, в частности, в обращении.