ПОДЕЛИТЬСЯ
Караматы (чудеса) приближенных Аллаха
Караматы (чудеса) приближенных Аллаха

Карамат – это необыкновенное явление, которое появляется у соблюдающего верующего и этим оно отличается от колдовства и иллюзионизма.
Карамат может появиться у святого по его желанию. Некоторые из них говорили: «Может быть такое, что тот, у кого он не выявляется, лучше, чем тот, у кого оно явный, потому что кашф (раскрытие чего-либо из скрытого) может быть дан для укрепления его Веры и сердца».
Поэтому Караматы не были в большом количестве среди сподвижников, но часто случались среди тех, которые появились после них.
Доказательством того, что аулия обладают Караматами является следующий Аят Кур`ана (Сура «Ан-Намль):
﴿قَالَ الَّذِي عِنْدَهُ عِلْمٌ مِنَ الْكِتَابِ أَنَا آَتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَنْ يَرْتَدَّ إِلَييْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَآَهُ مُسْتَقِرًّا عِنْدَهُ قَالَ هَذَا مِنْ فَضْلِ رَبِّي﴾

«Тот, кто был знающ в религии, сказал: «Я доставлю его, прежде чем вернется к тебе твой взор». Когда же Пророк Сулейман увидел, что Ему доставили трон, сказал: «Это по милости Господа Моего»
Пророк Сулейман, мир Ему, находясь в Палестине, хотел, чтобы трон царицы Йемена по имени Балькыс был доставлен Ему. Ее трон был очень большим и Сулейман, мир Ему, обратился к присутствующим с вопросом о том, кто доставит Ему трон царицы. Тогда один из джиннов сказал, что он доставит его, прежде чем Пророк встанет со своего места. Однако среди присутствующих был человек по имени `Асыф ибн Бархыя, который сказал Сулейману, что доставит его прежде, чем вернется его взор. Именно этот человек и доставил трон – он был святым.
Также передается в достоверном Хадисе о том, как ‘Умар воззвал к главе армии по имени Сарият Ибн Зунайм, который находился в местности Наhауанд:
«يا ساريةُ الجبلَ الجبلَ», предупредив его тем самым об опасности из-за горы, и Сарият услышал обращение ‘Умара, находившегося на тот момент в Медине, несмотря на большое расстояние. (Аль-Байhакый)
Истинность карамата аулия подтверждается и другим аятомКораном:
«Каждый раз, когда Закарийа входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает» (Али Имран 3/37).
Муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили, что когда Закариййа (алейхи салям) заходил в комнату Марьям в летние дни, видел у нее фрукты, которые поспевают зимой, а приходя к ней в зимние дни, видел, что рядом с ней находятся фрукты поспевающие летом. Известно, что по единогласному мнению алимов, Марьям не являлась пророком. И этот аят является неоспоримым доказательством истинности карамата аулия.

Так почему же во время сподвижников караматов было мало, а в позднее время много?

Один из известнейших аулия, Шихабуддин Сухраверди сказал: «Аллах, чтобы укрепить убежденность своих любимых рабов, дарует им карамат. Но и над ними есть рабы, с сердец которых были подняты завесы, и которые познали сокрытое. Для таких рабов нет необходимости в карамате, для укрепления их убежденности. Поэтому у сахабов, относящихся к этой категории рабов, проявление карамата не было распространено. А у аулия последующих поколений, проявлений карамата было много. Потому что сподвижники были всегда рядом с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), были свидетелями ниспослания откровений и прихода ангелов. Они не придавали значения мирской жизни, их души были чисты, а сердца сияли подобно зеркалу. Поэтому у них не было нужды в карамате».

На этот же вопрос имам Таджуддин ас-Субки ответил следующим образом: «Если тебе скажут: «Почему караматов во время сподвижников было мало, а после них у авлия (любимцев Аллаха) их много», то ответим на это словами имама Ахмада: «Потому что сила их имана не нуждалась в караматах, и начальное время (Ислама) было полно светом (нуром). И разве не видел ты, что у лампы не выявляется свет среди света ламп, также у звезд не выявляется свет вместе со светом солнца»». Аль-Манави, «Аль-Кавакиб ад-дуррийя фи тараджим ас-садат ас-суфийя», мукъаддима
Некоторым аулия Аллаh даровал известность. Люди знали, что они святые, и мир получил от них большую пользу. К таким святым относился, например, наш господин Аль-Джунайд Ибн Мухаммад Аль-Багдадий – глава суфиев. Суфии считали его предводителем суфизма, он жил в третьем веке по hиджре, а умер в начале четвертого века.
Также к таким святым относились шейх ‘Абд Аль-Кадир Аль-Джиляний Аль-Ханбалий, шейх Ахмад Ар-Рифа’ий Аш-Шафи’ий, да будет ими доволен Аллаh. Подобно Аль-Джунайду, они также принесли огромную пользу людям.
Как отличить карамат от муджизата и сихра? Ведь и карамат и сихр и муджизат — это что-то сверхъестественное, и простой человек, увидев нечто такое, может обмануться этим и посчитать это караматом или вообще муджизатом.
Существуют следующие сверх естественные явления.

1- Ирхас (предварительное чудо) – Проявление чего-то необычного от пророка до пророческой миссии [Например, еще до начала Откровения за нашим любимым Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, следовало облако, создавая ему тень.]

2- Карамат (чудо вали)– Проявление чего-то необычного от праведного человека

3- Мауна (помощь) – Проявление чего-то необычного от обычного человека
4- Истидрадж (искушение) – Проявление чего-то необычного от нечестивца по его замыслу. [Например, Даджаль (Антихрист) разрубит человека напополам, а затем снова оживит его. Истидрадж – необычное явление, присущее грешным и неверующим рабам Всевышнего.
В корне слово «истидрадж» означает: отсрочка, дать определенное время. То есть Всевышний Аллах не наказывает сразу неверных, а дает им воз-можность побольше погрязнуть в грехах, чтобы их наказание было как можно суровее. В качестве примера можно привести шайтана. Ведь ему дана возможность сбивать рабов Всевышнего с истинного пути до наступления Судного Дня.
Другой пример истидраджа – удача, сопутствующая не благим, низким и подлым людям.
В Коране оносительно истид-раджа сказано следующее: «А тех, которые опровергают Наши знамения, Мы одного за другим низвергнем в ад так, что они и не заметят. И тем не менее Я даю им отсрочку, ибо то, что Я предрешил, неотвратимо». («Аль-А`раф», 182-183)

5- Ихана (унижение) – Проявление чего-то необычного от нечестивца не по его замыслу. Ихана – это необыкновенное явление, которое возникает вопреки желаниям грешных и неверующих людей. К примеру, когда лжепророк Мусайляма Каззаб помолился о прозрении глаза у некоего человека, то бедняга ослеп на оба глаза в результате его дуа.
Следует знать, что ихана происходит в качестве знаки, указывающего на лживость того или иного грешника или же неверного.
Отличие истидраджа от иханы в том, что при истиджардже чудеса случаются по желанию и воле человека, погрязшего в безверии и грехах. При ихане же попытка совершить чудо производит обратный эффект. Так, когда тот же Мусайляма Каззаб плюнул в колодец, чтобы в нем прибавилась вода, источник полностью высох. Подобные явления также называются «хизлан».
А как же различить их?

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
«Что касается разницы между караматом и колдовством, то оно заключается в следующем: если чудесное явление, не связанное с притязанием на пророчество, случается у праведника, который исполняет долг перед Всевышним Аллахом и перед Его творениями, то это карамат. Если же случается у того человека, который не является таковым, то это колдовство. Имам аль-Харамайн (аль-Джувейни) сказал: «Оно существует не согласно разуму, а по единогласному мнению ученых». Отличие же праведника от не праведника очевидное, оно не скрыто, потому, что их признаки не похожи друг на друга и их адаб не одинаковый. Если не праведный человек выдает себя за праведного, то обязательно будет проявляться «неприятный запах» его деяний и слова, отличающие его от праведника.
(Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 560.)
Сихр – действие, которое со стороны схоже с чудом, хотя на самом деле оно таковым не является. На самом деле сихр это не что иное, как «изменение истинной сущности вещи». В качестве примера можно привести историю пророка Мусы (мир ему), когда он должен был противостоять колдунам Фараона: «Они сказали: «О Муса! Ты бросишь первым, или же нам бросать первыми?» Он сказал: «Нет, бросайте вы!» И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение. Тогда он почувствовал в душе страх. Мы сказали: «Не бойся! Ты одержишь верх. Брось то, что держишь в своей деснице, и оно проглотит содеянное ими. Воистину, содеянное ими – это козни колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришел». («Таха», 65-69 аят)
А то, как различить праведника и неправедного, не является тайной, так как вид [неправедного] не такой как у праведника, его этикет не такой как у праведника. Также когда неправедный человек приступает к совершению того, чем он хочет одурманить людей, то непременно [от его сихра] начинает исходить дурной запах (то есть признак), которым можно будет отличить его от праведника»[2].
Признаки искушения и обмана
Мухаммад Тахир аль-Карахи пишет: «Признаком искушения является то, что тот, у кого проявляется сверхъестественное, превозносит себя перед другими; он думает, что это поможет ему преодолеть все трудности. А тот, у кого проявляется карамат, боится, что это может быть искушением и обманом, поэтому праведные люди боялись от подобных сверхъестественных дел и состояний, дабы не оказаться в числе обманутых людей». Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 122 стр.

Караматы Авлия
Однажды воспитанники попросили, чтобы их духовный наставник Шах Накшибанди (р.а.) показал им одно из дарованных ему Аллахом почетных превосходств — необыкновенную способность (карамат).
На что великий шейх сказал: — Наша необыкновенность на виду. Обратите внимание на то, что мы еще можем стоять на ногах, осознавая ношу грехов, лежащую на наших плечах. Разве может быть что нибудь необыкновеннее этого?
Вслед за этим он подчеркнул, что в тасаввуфе важны не сверхъестественные вещи, а соблюдение (истикамат). И сказал об этом следующее:
— Если кто нибудь войдет в сад, где каждый лепесток начнет молвить: «Приветствую тебя, о приближённый Аллахом!», то, услышав, он не должен обращать внимание на это, а, наоборот должен многократно увеличить свое богослужение.
Тогда ученики сказали:
— Уважаемый учитель, сколько бы вы не скрывали своих необыкновенных способностей, все равно время от времени они проявляются. Но что этот великий праведник скромно ответил:
— То, что вы наблюдаете, — это необыкновенные проявления (карамат) моих воспитанников.
Следующий пример: до принятия Ислама среди жителей Египта бытовало мнение, что для того, чтобы ублажить Нил, вода которого временами уменьшалась, следовало принести в жертву молодую девушку.
После того, как египтяне приняли Ислам наместник Египта Амр ибн Аль-`Ас (да будет доволен им Аллах) написал об этом халифу Омару (да будет доволен им Аллах). И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) написал послание реке Нил: «Это послание от правителя верующих Омара реке Нил. Если ты течешь сама по себе, тогда перестань течь. Если же ты течешь потому, что так угодно Всевышнему, то я прошу Аллаха, чтобы Он заставил тебя разлиться».
Амр бин аль-Ас (да будет дово-лен им Аллах) бросил это послание в Нил. В течении одного дня река Нила поднялась на шестнадцать дирар.
Дирар – единица измерения.
Этот карамат Омара (да будет доволен им Аллах) остановил ужасную традицию жертвопри-ношения молодых девушек.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Жизнь в этом мире — лишь забава и игра. И, воистину, будущий вечный мир и есть настоящая жизнь, но они не знают об этом». (Аль-Анкабут, 29/64)
Поистине, для тех, кто знает это, земная жизнь ничего не значит. Единственным их желанием является, чтобы Аллах был доволен ими.
Яхья бин Муаз (рахматуллахи алейхи) говорил: – Познавший Аллаха (ариф) взял вечную жизнь в правую руку, а земную – в левую, и направил свое сердце к Господу. Отныне ничто не сможет отвратить его от Него.
В истории Ислама существуют незабываемые личности, которые сердцем были привязаны к Аллаху и не поддались желанию властвовать. А когда было необходимо, жертвовали властью и авторитетом ради Аллаха.
Ибн Хиббан и Нисаи сообщают, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Есть группа рабов Аллаха, которой даже пророки и мученики будут завидовать». Тогда кто-то сказал: «Кто эти люди, может быть, мы полюбим их?» И он сказал: «Это люди, которые любят друг друга благодаря свету Аллаха, а не благодаря богатству или семейным связям. Их лица полны нура, и они на кафедрах света, и не боятся они, когда люди боятся, и не печалятся они, когда люди печалятся». Затем Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прочитал аят: «Истинно, аулия Аллаха не боятся и не печалятся» (Юнус, 62).
Сказал Аль-Хатиб аш-Ширбини (ум. 977 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем тафсире «Ас-Сираджу-ль-Мунир»:
«А что касается мнения Ахлю-с-Сунна валь-Джамаъа, то они подтверждают караматы. Поистине, может быть такое, что Всевышний Аллах внушает некоторым Своим любимцам знание того, что случится в будущем. Этим знаниям их обучил Аллах. На достоверность этого указывают слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переданные Абу Хурайрой: «Поистине, среди тех общин, что существовали до вас, были люди, которые получали вести, при том, что они не были пророками. Если в моей умме будут такие, то одним из них является Умар» (Сахих Бухари, № 3413).
Ибн Вахб (ученик имама Малика) сказал: «Под словами «получающие вести» имеются в виду те, кому передается внушение (ильхам)». Также Муслим передает от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В прежних общинах были те, кто получал вести. Если в моей умме будут такие, то одним из них является Умар ибн аль-Хаттаб» (Сахих Муслим, № 4411). Это и есть подтверждение караматов любимцев Аллаха.» [«Ас-Сираджу-ль-Мунир», 4/447]
Сказал шафиитский ученый Иззуддин бин Абдис Салям (577-660 х/1181-1262 м) который известен, как «Сультануль Уляма» (Властитель Ученых) о нашем вопросе:
«Второй вид (наук которыми владеют Пророки и авлия): Науки связанные с внушением (ильхам). С помощью этих наук открывается то, что в сердцах, обладатель этой науки видит глазами скрытые вещи (гъайб) которых обычно нельзя увидеть, слышит с помощью своих ушей то, что обычно нельзя услышать. Так же его чувство запаха, трогание и ощущение (бывает сверхъестественным).
Так же он приобретет своим сердцем науки которые связанны со Вселенной. Было показано Ибрахиму (аляйхис салям) царство Небес и Земли.
Из этих людей (авлия) есть те, которые видят ангелов, шайтанов и далекие края, даже видят то, что под землей. Так же из них есть те, которые видят небо, его орбиты, звезды, солнце и луну в таком виде как они есть. Так же из них есть те, которые видят «Аль Лавхуль Махфуз» (Хранимая Скрижаль) и читают то что в нем. Так же слышат скрип пера, голос ангелов и джинов. Есть из них те, которые понимают язык птиц.
Пречист Тот, кто прославил их и приблизил, унизил и удалил других. Кого унизил Аллах, нет ему возвышающего. Воистину Аллах поступает так, как пожелает…».
(Иззуддин бин Абдис Салям: Къаваидуль Ахкам фи Исляхиль Анам: 195-196)
Имам Фахруддин Ар Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем тафсире «Мафатихуль Гъайб» в объяснении к аяту 107 из Суры Аль Аъраф упомянул мнения людей в вопросе возможности сверхъестественных вещей и сказал, что у них три мнения по этому поводу. Это мнение Ахлюс Сунны которые абсолютно допускают подобное, мнение философов которые абсолютно не допускают и мнение муътазилитов которые допускают частично.

В объяснении мнения Ахлюс Сунны он сказал:
«(Ахлюс Сунна) дозволяет такое: Слепой, который в Андалусии (Испания) сможет увидеть в темноте ночи дальний уголок востока (как Китай). И человек, который со здоровым видением не сможет увидеть солнце среди белого дня. Это мнение наших последователей (Ахлюс Сунны)».
( Фахруддин Ар Рази: Мафатихуль Гъайб: 14/202)
Сказал Имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м) в своей книге «аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куръан» сура «аль-Кахф», 77-78 аят:
«Караматы любимцев Аллаха являются бесспорными, на что указывают достоверные передачи и непрерывные аяты, и не отрицает их никто, кроме отрицающего нововведенца или отклонившегося нечестивца. Что касается аятов, это то, что Аллах рассказал про Марьям, о появлении зимних фруктов летом и летних зимой – как это было ранее упомянуто – и то, что случилось когда она повелела финиковой пальме, которая было сухой [чтоб дала плоды], и дала она плоды, в то время как она не являлась пророком; в этом имеется разногласие. Также на это [караматы] указывает то, что случилось с Хизри, мир ему — проделывание дырки в корабле, убийство ребёнка и выпрямление стены».
[«аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куръан», 18:77,78]
Имам Абу Хафс Наджмуддин ан-Насафи (461-537 х/1068-1142 м) говорит по части необходимости веры в чудеса следующее: «Караматы авлия (любимцев Аллаха) – истина, исходя из известных сообщений и большого числа рассказов лучших [из людей]. Проявляется карамат путём противоречия обычному состоянию вещей и явлений у вали (святым), например: пересечение длинного расстояния за короткое время; появление еды, напитков и одежды при потребности; ходьба по воде; полёт в воздухе; речь неживого объекта и не говорящего (немого) существа; защита путника от напасти; спасение обеспокоенного от врагов и другие подобные дела. Это является чудом (му‘джиза) Посланника, из уммы (общины) которого проявилось для определенного человека это малое чудо (карама), потому что посредством его проявляется то, что он есть вали. Но он не будет являться вали (святым), кроме как если он будет верным своему вероисповеданию, а его вероисповедание – утверждением миссии его Посланника».[«Аль-Акыда ан-Насафийя»]