ПОДЕЛИТЬСЯ

Авторитетный исламский ученый из Индии Мухаммад Азимуддин выпустил фетву, запрещающую мусульманам употребление в пищу креветок. Руководитель старейшей суннитской исламской семинарии Индии, Джамия Низамия заявил, что мусульманам не следует употреблять креветки, поскольку они не являются рыбой. Шейх Азимуддин отнес этот морепродукт к категории «макрух тахриман» (крайне нежелательное), сообщает IslamNews со ссылкой на International Business Times.

Вердикт креветкам, вынесенный шейхом, чреват серьезными последствиями для торговцев продуктами рыболовства в Южной Азии. Предыдущие фетвы, которыми пользовались индийские мусульмане, не ограничивали употребление креветок. Стоит отметить, что ученые ханафитского мазхаба действительно исключают креветки из разряда халяля (дозволенного), но некоторые богословы говорят о более сильном мнении других мазхабов о данном морепродукте.

В частности, известный российский имам Шамиль Аляутдинов считает употребление креветок дозволенным – по его мнению, все съедобное из числа обитателей моря разрешено в пищу.

Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:

«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).

В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха.

Саййидуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха
сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).

Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла передает, что Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Саййидуна Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр).

В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.