ПОДЕЛИТЬСЯ

В «Общине мусульман «Рисалят» с 8-17 февраля в г. Москве в форме очного обучения проходили курсы повышения квалификации. Квалифицированные специалисты из разных областей исламских наук презентовали свои лекции и семинары, раскрывающие разные аспекты мусульманской культуры.

Тема курсов: «Методика изучения дисциплины Хадисоведение».

Курсы повышения открыл и провел первую лекцию Ринат хазрат Фасхудинов, ректор Московского исламского колледжа теологии и права. Тема:Место Сунны в исламе и ее роль в толковании Корана.

Коранические аяты и достоверные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что ниспосланные пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, откровения не ограничиваются тем, что вошло в Коран. Мусульманам известно, что Коран — это Слово Аллаха. Господь произнёс его истинно и научил ему ангела Джибрила, который услышал его и передал пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Вторым источником Божьего откровения в исламе является Сунна. Арабское слово «Сунна» означает ‘образ’, ‘дорога’, ‘жизненный путь’, ‘установление’. В этом смысле оно может иметь как положительный, так и отрицательный характер. В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой (ум. 273/887) со слов Абу Джухайфы, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто проложит добрый путь, которым будут следовать после него, тот получит своё вознаграждение и вознаграждение тех, кто последовал за ним, причём их вознаграждение от этого ничуть не уменьшится. А кто проложит дурной путь, которым будут следовать после него, тот взвалит на себя свой грех и грех тех, кто последовал за ним, причём их грех от этого ничуть не уменьшится».

Сунна складывается из хадисов, которые делятся на две части:
Пророческие хадисы (ахадис набавиййа);
Священные хадисы (ахадис кудсиййа).
Доказательства того, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в своих словах и поступках руководствовался откровением от Господа, встречаются во многих аятах. Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это всего лишь внушаемое [ему] откровение» (сура 53 «Звезда», аяты 3-4).
В основе толкования Священного Корана лежит традиция. Сунна является второй частью откровения, ниспосланного пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Она несёт в себе Божье разъяснение того, что ниспослано в Коране, и необходима для его правильного понимания. Всевышний сказал о Коране: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтём его, читай его следом. А потом Нам надлежит разъяснить его» (сура 75 «Воскресение», аяты 17-19).

Хадиджа ханум Афлятунова, преподаватель Исламского колледжа теологии и права. Тема лекции:История возникновения науки хадисоведение. 

Ильм аль хадис (наука о хадисах)- это наука, которая занимается определением степени достоверности хадисов и их
передатчиков.
Во-первых, сподвижники предостерегали людей от тех, кто придумывал хадисы. Во-вторых, они обязали каждого, кто рассказывал хадисы, называть имя того, от кого он их услышал, и возводить цепочку рассказчиков к Пророку, мир ему.
Благодаря жестким требованиям, предъявляемым к рассказчикам, мусульманам легко удавалось выявить лжецов. Имена фальсификаторов тоже попали в историю. И ученые не принимают во внимание их рассказы. Цепочка рассказчиков (иснад) служила главным критерием достоверности хадиса.
Она подвергалась тщательной проверке и анализу. Такое отношение к иснадам позволило мусульманам уберечь сунну от искажения.
Мухаммад бин Сирин (р.а.) говорил: «Раньше люди не спрашивали про иснад. Когда же началась смута, они стали требовать имена рассказчиков. Они принимали хадисы тех, кто следовал сунне, и отвергали рассказы тех, кто вводил новшества в религии».
Абдуллах бин Мубарак (р.а.) говорил: «Иснад часть религии. Если бы не иснад , то каждый бы говорил то, что ему вздумается».
Интерес к сунне резко возрос. Абдуллах бин Масуд (р.а.) своей рукой написал книгу о хадисах. Абдуллах бин Аббас (р.а.) оставил после себя столько записей, что можно было
ими нагрузить верблюда. Абу Хурайра (р.а.) хранил у себя несколько книг с записями хадисов. Сулейман Яшкури (р.а.) читал хадисы по книге, записанной со слов Джабира бин Абдуллаха (р.а.).

Шейх Абдуллах Хусейн, преподаватель Московского исламского колледжа теологии и права. Тема: Практика сунны в повседневной жизни мусульман.

Комектес хазрат Жагипаров, преподаватель Московского исламского колледжа теологии и права. Тема: Собирание сунны.

Сунна лексически включает такие понятия: обычай путь образ жизни (сира). Сунна представляет собой олицетворение выполнения пророческой миссий Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям), возложенной на него Аллахом. В Коране сообщается, что высказывания Пророка (саляллаху алейхи ва саллям) основаны на Божественных откровениях:«И речь ведет он не с пристрастьем, а лишь по откровению, которое ниспослано ему». (Сура ан-Наджм, 53/3-4.)

В науке «фикхе» существует единогласное мнение ученых, что после Корана, вторым достоверным источником религиозных положений является сунна. Приведу некоторые аяты, которые свидетельствуют о том, что сунна представляет собой «шари-и далиль» (доказательство, указание шариата). Аяты нижеследующие: «Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании» (Сура аль -Хашр, 59/7.).

Сначала пророк, запрещал записывать что-либо из его слов и говорил: «Пусть тот, кто записал за мной что-либо, кроме аятов Корана, сотрёт это». (Муслим, Сахихи Муслим Китаб-и Зухд, Ханбаль, Муснед, 3/12, 21,33)

Однако, после того, как его сподвижники изучили Коран, они получили от него и разрешение записывать его слова, и некоторые из них стали заниматься этим в присутствии самого пророка. К числу таких сподвижников относился и Абдуллах бин Амр бин аль-Ас. Говорят, что у него был свиток, на котором он записал около тысячи хадисов, и этот свиток называли «истинным».

Однако нет сомнений в том, что в общей массе своей сподвижники полагались прежде всего на свою память, поскольку память у них, как и у большинства неграмотных арабов, была просто великолепной, и они быстро и надолго запоминали всё то, что слышали от пророка. Некоторые из них, например, могли запомнить длинную касыду, прослушав её всего лишь один раз, что же касается сунны, имевшей
непосредственное отношение к их религии, то можно не сомневаться, что они проявляли к ней больше внимания и запоминали всё связанное с ней лучше любых стихов. Есть все основания полагать, что сохранение хадисов в памяти людей было даже более надёжным методом, чем их записывание, которое неизбежно сопровождалось ошибками и искажениями.
Тысячи хадисов были записаны при жизни Святого Пророка и его Четырех Халифов. Невозможно дать исчерпывающий обзор результатов этих усилий, для чего потребовался бы многотомный труд. Тем не менее, мы собираемся дать краткое описание некоторых выдающихся собраний хадисов в этот ранний период. По крайней мере, это опровергнет неверное
представление о том, что хадисы не собирались в течение первых трёх веков.

Комектес хазрат Жагипаров, преподаватель Московского исламского колледжа теологии и права. Тема: Сунна Пророка в понимании знания Аллаха явного и тайного.

«Каким образом можно по достоинству возвеличивать Аллаха знающего и явное, и тайное о своих рабах? Это возможно только при условии осознания своей слабости и ничтожества. Что значит обрести состояние совершенного раба, осознающего истинный таухид? Это значит сжечь дотла собственное «я» перед присутствием божественного величия. Кто желает блистать от солнечного света, должен избавься от собственной значимости, которая подобна ночной тьме!»
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) с огромной щепетильностью относился к Божественным атрибутам и качествам и сурово пресекал даже малейшие признаки придания сотоварищей Аллаху. Как рассказывал ибн Аббас (радыйаллаху анху), однажды к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий бедуин и, сказав: «Согласно желанию Бога и вашего волеизъявления», – и произнес имя Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с
Создателем. В ответ на это выражение почтения Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ты приравнял меня к Аллаху, тогда как ты должен был указать только на волю Бога!» (Ибн Ханбаль, 1/286).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), когда в разговоре речь шла о изъявлении воли или создании событий, строго пресекал употребление своего имени вместе с именем Аллаха, так как Создателем всего сущего является только Всевышний Господь.

Шейх Абдуллах Хусейн, преподаватель Московского исламского колледжа теологии и права. Тема: Хадисы даиф.

Улукбек хазрат Алимов, преподаватель Московского исламского колледжа теологии и права. Тема: В Коране о Сунне.

Семинары и лекции благотворно влияют на новое поколение имамов, желающих проповедовать свою религии, показывать её красоту и помогать обществу.