ПОДЕЛИТЬСЯ
Jesus gives the bread to a beggar.

Деньги и богатство – это испытание, которое посылает нам Всевышний Аллах.  Мусульманин при на себя должен расходовать меньше, а на пожертвования отдавать как можно больше. Самые известные примеры проявления щедрости являют нам сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): Абу Бакр, Усман бин Аффан, Абдуррахман бин Авф (радыяллаху анхум) и авлия: Абу Ханифа, Убайдуллах Ахрар (кад-и дасаллаху асрарухум). Люди, которые утопают в своём богатстве, расходуя всё на себя, являются причиной смуты и раздоров.. Такие богачи, подобно язычникам, поклоняются не Аллаху, а удовольствиям этого бренного мира. Фараон возгордился своими земными владениями и был проклят. Он настолько сильно поверил в себя, что посчитал себя Богом.

Карун, последователь пророка Мусы (мир ему и благословение) был наказан за своё высокомерие. А ведь будучи бедным, Карун был праведником, лучше всех толковавшим Таврат. Обретя богатство,  он стал заложником непомерной алчности и стремления к показной роскоши. Его друзья и соплеменники предупреждали его, говоря: «Не возносись, Господь не любит горделивых!». Однако Карун, опьянев от богатства, забыл о том, кто оказал ему милость и стал надеяться на себя. Аллах наказал его.  Карун вместе со своим богатством провалился под землю.

Где те богачи, что унижали бедных и рабов, где жители каменных дворцов и огромных крепостей, где те, кто привносил ужас в этот мир своими показным великолепием и жестокостью? Все они умерли или погибли, многие о них не помнят, а кто-то даже не знает их имён. Время разрушило их дома, покрыло плесенью памятники, воздвигнутые ими самим себе, скрыло их могилы под курганами. Всё, что делает человек для себя – бессмысленно. Всё материальное останется в этом мире, а в настоящий мир мы сможем забрать лишь свою любовь к Всевышнему.

Аллах сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах с терпеливыми. Не говорите о тех, кто убит на пути Аллаха: «Мертвые!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого. Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:153-157).

В одном хадисе говорится: «Щедрость – это одно из райских деревьев, ветви которого тянутся к земной жизни. Кто возьмется за одну из ветвей, оно приведет его в Рай. Скупость – это одно из деревьев Ада, ветви которого тянутся к миру. Кто возьмется за одну из ветвей, того оно притащит в Ад». (Бейхаки, Шуаибуль Иман, 7/435).

Чтобы нас не постигла кара Всевышнего, мы должны с достоинством проходить испытание имуществом. Нельзя становиться скупым, но это не значит, что скупым может быть только богач, скупым может быть и бедняк. Поэтому милостыню должны раздавать все, и бедные, и богатые.

Милостыня должна быть обычным и привычным делом в любой семье. Дающий не беднеет, он обретает довольство Аллаха и только увеличивает свой удел.

Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха! Какое пожертвование является наилучшим?» Он ответил: «Пожертвование того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоем иждивении». (Ахмад, Абу Давуд)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми». (Ибн Хиббан и аль-Хаким)

Наш Пророк (мир ему), в один из дней зарезал овцу в качестве курбана для членов семьи. Чуть позже он спросил у своей благословенной жены, матери правоверных Аиши: «Скажи мне, Аиша, что же нам осталось от зарезанной нами овцы?» Праведная Аиша (р.а.) сказала: «От зарезанной нами овцы нам осталась одна лопаточная кость, о Расулюллах». Наш Пророк (мир ему) в ответ на это сказал: «О, Аиша, ты знай, что нам достались все части, кроме этой лопаточной кости, всё, что ты раздала и чем угостила гостей». Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил своей умме очень важную особенность этого мира, всё, что раздаётся ради Аллаха – остаётся при нас, а то, что мы забираем себе в этом мире – уходит в небытие.

Однажды наш Пророк (мир ему) прочел своим сподвижникам суру «Такясур», которая начинается со слов «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы…». Хвастаться своим богатством и детьми стало для вас настолько привычным, что привело вас к погибели. Затем наш Пророк (мир ему) сказал: «Сын Адама всегда беспокоится о накоплении богатства. А между тем, истинное его достояние — это то, что он ест и пьет, одевает, пока не износится, или же отдает ради Аллаха и, таким образом, заранее отправляет для себя в ахират».

Обязанность раз в год расходовать на пути Аллаха (закят) является одной из пяти основ религии Ислам. Всевышний Аллах сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Сура «Семейство Имрана», аят 92).

Вне всякого сомнения, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сам был наилучшим примером для нас в вопросе милостыни. Он говорит так: «Я только раздаю, а дарует Аллах». Несомненно, истинным владельцем богатства всей Вселенной является Всевышний Господь. Мы же лишь временного обладаем этим миром. Поэтому Посланник Аллаха и своими поступками, и на словах призывает нас раздавать милостыню ради Аллаха, заботиться о бедных, нуждающихся, сиротах, одаривать и угощать их.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого (пищи) или одного-двух фиников, нет, беден тот, кто не имеет достаточно средств, которых бы ему хватило, о чём никто не догадывается (и поэтому не) подаёт ему, сам же он не обращается с просьбами к людям».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёт и этого, то − с помощью доброго слова!» (аль-Бухари, Муслим и Ахмад).

Следовательно, даже если у нас нет ничего, что можно было бы отдать другим, то, по меньшей мере, мы можем одарить людей приветливым взглядом, улыбкой, и это тоже будет милостыней. Следуя этому завету нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), будем стараться отдавать для нашего ахирата, и  наши садака станут пищей в последней жизни и средством к спасению. Как счастлив тот, кто способен осознать это и отдавать ради Аллаха, заслуживая тем самым воздаяние!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, скрытая милостыня гасит гнев Аллаха» (ат-Табарани).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклоняющийся» (Тирмизи).