ПОДЕЛИТЬСЯ

Он имел высокий рост. У него была темная кожа, красивое лицо и большие глаза. Он носил бороду, которая была редкой по краю. Он был очень глубок в знаниях о явном и тайном и был очень аскетичной и богобоязненной личностью. Выражение его лица было серьезным и внушающим доверие, таким, что каждый, кто видел его, спешил прийти к покаянию или встать на истинный путь.
Он был сыном Мухаммада Ма’сума и внуком Имама Раббани. Родился он в 1049/1639 году в Серхинде. Свои первые знания о религии приобрел в кругу семьи. А первым его учителем
и духовным наставником в тасаввуфе и тарикате стал его отец, Мухаммад Ма’сум. После того как он прошел свой путь духовного становления сейр-у сулюк, отец направляет его для духовного наставничества в Дели. Его текке становится центром духовного воспитания. Этот центр переполнялся тысячами людей из самых разных слоев населения. Именно здесь получили воспитание очень многие его преемники. Ветвь Муджаддидийя тариката Нашибандийя распространилась до Афганистана, Туркестана, Ирака и Сирии. Дом его и текке становятся пристанищем для нескончаемых посетителей, которые приезжают к нему целыми группами. Его последователем становится даже
Алемгир Эвренгзиб, внук Акбар Шаха, который в свое время
боролся против его деда Имама Раббани. Это явилось плодом
усилий Имама Раббани и его сына Мухаммада Ма’сума. Султан Алемгир, который был воспитан в духе богобоязненности,
после примкновения к Сейфуддину Серхинди становится причиной следования за ним многих государственных деятелей и везирей, которые также как и он, пройдя через путь тариката, окунаются в океан божественных знаний.
С Алемгиром Эвренгзибом
Став последователем Сейфуддина Серхинди, Алемгир Эвренгзиб быстрыми темпами преодолевает путь, освещенный
шейхом. Благодаря ему, в стране царит справедливость. А сам
он в своем правлении старается во всем следовать сунне Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и походить на праведных халифов. Иными словами, султан полностью отдался духовному влечению. Несмотря на преклонный возраст, выучил наизусть Коран. Он не спит по ночам и находится в постоянном поминании, размышлениях и поклонении. И очень скоро от степени «латаиф» переходит к степени «ахфа». Когда же он замечает, что на него нисходят некоторые особые духовные состояния, рассказывает о них Мухаммаду Сейфуддину. Тот, в свою очередь, оказывает ему в этом свою духовную помощь и поддержку. Также об этом он сообщил своему отцу Мухаммаду Ма’суму. Тот же, в свою очередь, заверяет сына, что все то, что переживает сейчас султан, это – последствия духовного роста и предпосылки счастливого конца: «Это великое благо, что, несмотря на свое величие, положение и всеобщее признание, султан подчинился Всевышнему и примкнул к вам, за которое надо благодарить Господа». В III томе Мактубатов Мухаммада Ма’сума, в письмах с 221 по 227, которые он писал своему сыну, говорится о той радости, которую он испытывает, видя насколько султан увлечен латаифами, рабитой и зикром, и дается наставление султану выполнять принцип «амр биль-ма-
’руф ва нахи аниль-мункар» (повелевать благое и удерживать
от зла).
О том, как Мухаммад Сейфуддин посетил примкнувшего к нему Алемгира Эвренгзиба в его дворце, в книгах по истории рассказывается: «Шейх, придя во дворец шаха, увидел на стенах множество картин. Он сразу же попросил, чтобы их сняли. Шах без всякого промедления покорно снял картины. Затем во дворце состоялся долгий сохбет».
Мухаммад Сейфуддин был очень щепетилен в отношении
принципа «амр биль-ма’руф ва нахи аниль-мункар». Об этом
качестве своего сына Мухаммад Ма’сум говорит: «Где бы на
территории Индостана он ни услышал о зле или несправедливости, сразу же направлялся туда, чтобы искоренить его. И в этом он не терпел промедления».
Из почтения к духовности шейха даже султаны и полководцы стояли в его присутствии по стойке смирно, не позволяя
себе ни на миг присесть. Говорится, что однажды один человек, находясь в присутствии шейха Сейфуддина, поедал его взглядом и думал: «Насколько же надменен этот шейх», что через кашф сразу ощутил сам шейх и сказал:
«Если есть во мне некое величие, то оно от Аллаха. А если
есть изъяны и недостатки, то они – от меня самого».
Говорится также, что один из тех, кто также не считал Мухаммада Сейфуддина великим человеком, однажды увидел сон, что был пойман силами правопорядка, которые его побивали и приговаривали: «Это ты, который невзлюбил нашего шейха, ты – тот, который не приемлет его? Разве ты не знал, что он любим Самим Всевышним?»
Проснувшись, этот человек обнаружил на своем теле следы побоев и, посчитав это знаком свыше, прибежал к шейху и
примкнул к нему.
Рассказывают, что однажды, когда шейх был у себя дома, он услышал доносящиеся из соседнего дома звуки свирели. Они настолько сильно проникли в его душу, что он на мгновение потерял сознание и упал на землю. В результате он сильно поранил руку. Очнувшись, шейх сказал: «В связи с тем, что я не отказываюсь от слушания свирели и божественных песнопений, некоторые говорят, что я лишен любви. Хотя сами они и являются лишенными её. Ведь как умеющий любить может вынести равнодушно такие трогательные звуки свирели?»
Говорится также, что однажды один из дервишей, страстных приверженцев тасаввуфа, попадает туда, где играют на свирели и слушают духовные песнопения. Слушание этих божественных рифм и мелодий настолько увлекает и поглощает его, что им овладевают внутренние чувства и страсти. Но, будучи благочестивым, он не дает им выплеснуться наружу, из-за чего там же умирает. Когда об этом узнал шейх Сейфуддин, он сказал: «Звуки свирели и слушание духовных песнопений могут таить для некоторых чутких и чувственных душ опасность. Ведь в том, что ученые запрещают их слушание, есть и своя мудрость».
* * *
Известно, что ежедневно в его доме готовилась пища на
1400 человек, которую раздавали всем, как дервишам, так и посетителям. Однажды один из посетителей спросил его: «Разве не «киллет таам» (мало есть) является основой тариката? Вы так досыта кормите». Шейх Сейфуддин ответил:
«На самом деле, недоедание лишает тело сил и делает его
слабым. Шейхи нашего тариката настаивали на том, что основой нашего пути являются «вукуф кальби» и сохбет. И поэтому, несмотря на то, что особое усердие в духовных тренировках и постоянное недоедание хоть и могут явить некоторые сверхъестественные явления, мы не уделяем этому особого внимания. Наша цель – постоянно быть в зикре, всецело устремляться к Аллаху, следовать сунне и заниматься тем, что предписывается шариатом, и тем самым распространять нур и баракат».
Мухаммад Сейфуддин, воспитав большое количество преемников, умер в 1096/1684 году в Серхинде и там похоронен.
Его воспитанниками были Шах Аббас, Шейх Садреддин Суфи, Шейх Абуль-Касым, Шах Иса и Сейид Нур Мухаммад Бедаюни. Последний станет его преемником.

Источники: аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 199-200; Нузхатуль-хаватыр, том. VI; Адаб, 63; Надви, аль-Имамус-Серхинди, 312-314; Мухуммад
Мурад Казани, Зайлур-Рашахат, Мекка 1300, стр. 68; Мактубат-ы Мухаммад Ма‘сум, III, 115, 118; Хадикатуль-Аулия, II, стр. 112-114; Дурарун-Надид стр. 45; Иргамуль-Марид, стр. 75; Иргамуль-Марид Пер. стр. 90.