ПОДЕЛИТЬСЯ

Важность бракосочетания в Исламе
Религия Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا
وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ َلآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

Значение: «И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». (Ар-Рум, 30/21 )

وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ
إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
Значение: «Соединяйте браком безбрачных из вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, Аллах обеспечит их своей щедростью. Аллах знает намерение людей и Его Знание объемлет всякую вещь во Вселенной». (Ан-Нур, 24/32)
Святой Пророк Ислама в своих изречениях советовал верующим жениться. Как сказано в одном из Его хадисов: «О, молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться». (Аль-Бухари, «Никах», 1, Муслим, «Никях», 1)
В другом хадисе сказано: «Есть четыре сунны, присущие всем пророкам… одна из них – женитьба». (Ат-Тирмизи, «Никях», 1, «Муснад», том V, стр. 421)
Есть много хадисов и аятов Корана, говорящих о совместной жизни мужчины и женщины в рамках закона, дозволенного Аллахом, т.е. в браке по Шариату.
Из вышеприведенных аятов мы понимаем, что Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе. Мужчины и женщины, которые избегают брака, склонны к незаконным связям, то есть к нарушению законов Шариата.
Ислам отличается от христианства, которое в качестве религиозного обряда предлагает своим последователям принимать монашество или обет безбрачия.
Положение женщины при замужестве.

Относительно женитьбы и замужества в Священном Коране говорится так:
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий». (Ан-Нур: 32).
Как мы видим, жениться — это одно из повелений Священного Корана. Повеление это, в зависимости с положением и состоянием человека, может стать как обязательным, так и запретным. В хадисе об этом говорится так:
«Женясь, человек восполняет половину (всей) возложенной на него религии пусть же вторую ее половину, он восполняет, страшась Аллаха!..». (Ат-Тебризи, т.с.п, том II, стр. 161).
В другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорит следующее:
«Если к вам придет свататься тот, чью религию и нрав вы видите приемлемыми, то выдавайте за того дочь свою. Иначе на земле распространится смута и нечестие».
Когда же его спросили: «А если известно, что он беден и из знатного рода?» Он ответил:
«Если вы довольны его религиозностью и характером, то жените его!..», (Ат-Тадж, том II, стр. 284.) и повторил это трижды.
Относительно обязанностей супруг в их семейной жизни, Он (да благословит Его Аллах и приветствует!) также говорил:
«Знайте, что каждый из вас пастух. И каждый из вас в ответе за свою работу. Правитель является неким хранителем. Он в ответе за тех, кто под его правлением. Мужчина хранитель своих домочадцев. Он ответственен за них. Женщина также пастух в доме мужа и ответственна за свою работу. Слуга хранит имущество своего хозяина и отвечает за него. И таким же образом, каждый из вас является пастухом, и ответственен за свою работу». (Аль-Бухари, том VI, стр. 152.)

Суть замужества

Основной сутью замужества в Исламе является произведение верующих потомков, которые преумножат численность приверженцев этой религии. Об этом Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил так: «Женитесь и размножайтесь! Ведь в день суда я буду похваляться именно вашей многочисленностью!..». (Абу Дауд, Маа Авн-иль-Маъбуд, том I, стр. 173.)
О том же, что замужество помогает человеку уберечь свой взор от греховного и помогает жить благочестиво, Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорит так: «Молодежь! Пусть те из вас, кто может жениться, непременно сделают это! Потому что это убережет взор от греха и поможет остаться благочестивым. Кто же не в состоянии сделать этого, пусть поститься. Так как это поможет ему преобладать над своим искушением». (Муслим, том II, стр. 1019.)
Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) повелевал также предпочитать при замужестве всем остальным качествам, религиозность и благонравие человека. «Не женитесь на женщинах только ради красоты их! Может именно красота делает скверным их нрав. Не следует жениться на них и ради их состояния! Может именно это делает ее распутной. Женитесь на них, ради их религиозности! Несомненно, что черная женщина, в поношенной одежде, но та, что религиозна, во многом превосходней, чем любая иная». (Ибн-аль Хумам, Фатх аль-Кадир, стр. 343.)
Религия Ислам, для того чтобы брак был прочным и долговечным, рекомендует хорошенько думать при выборе супругов. Ведь для того, чтобы создать семейный очаг, полный счастья, радости и гармонии, его следует возводить на прочной основе. Эта основа религия и благонравие. Религиозность же, увеличивается с возрастом. Нрав совершенствуется со временем и опытом. А благой нрав и прекрасные качества, это самое ценное, чем человек может обладать. Истинная красота — в красоте характера и поступков. Поэтому человек с прекрасным нравом и характером останется прекрасным в любом возрасте.
Богатство, красота, знатность, за которыми гонятся многие люди, будучи уходящими, не укрепляют и не делают продолжительными брачные узы. Более того, все это способствует возникновению заносчивого самодовольства, тщеславия хвастовства и желания притягивать внимание. (Вахба Зухайли, Энциклопедия Исламского Правоведения, том IX, стр. 13.)
Именно поэтому пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:
«На женщинах женятся ради четырех вещей: ее имущества, красоты, рода (знатности) и религиозности… Ты же ищи ту, что религиозна, будешь счастлив…». (Аль-Бухари, Муслим, том II, стр. 1086.) Ведь при женитьбе мужчины преследуют именно эти цели, оставляя религиозность женщины на самый задний план.

Куфюв при замужестве.

Куфюв, означает пара или ровня.
В фикхе (исламском правоведении) же, это означает соответствие супругов друг другу по некоторым вопросам.
При замужестве женщины должны искать это сходство и идентичность в мужчинах. То есть следует знать, мусульманин ли тот, за кого она выходит, его род, свободен ли он, его профессию, и достаток. Особенно для того, чтобы защитить женщину предусматривается равное соотношение в этих критериях.
Все мазхабы в Исламе сходятся во мнении, что тем, кто желает пожениться следует быть одинаково религиозными. Ханафиты к этому добавляют и то, что мужчина не должен быть ниже женщины в своем происхождении. (Бекир Торлаоглу, Женщина в исламе, стр 48.)
То, что преследуется Исламским правоведением в соблюдении соответствия супруг друг другу, это то, чтобы они, пребывая на одной и той же экономической и социальной ступени и будучи одной и той же религии, не столкнулись с трудностями и проблемами в будущем. Это же способствует тому, чтобы между ними и их родственниками царило лишь взаимопонимание, согласие, любовь и гармония.
Это условие, не является тем, что делает брак действительным, оно лишь делает его более прочным. То есть при замужестве это не является условием, а только лишь способствует семейному счастью. Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил Али (да будет доволен им Аллах!):
«Никогда не запаздывай с тремя вещами: с молитвой, когда подошло ее время, с погребением покойного и с женитьбой, когда нашел себе равную…». (Ат-Тирмизи, Намаз, 14.)
В другом же хадисе, известно, что он говорил следующее:
«Выдавайте женщин за тех, кто им подходит, пусть их женят их родители. И знайте что, нет махра меньше чем десять дирхемов». (Аз-Зейлаи, Насб ур-Райе, том III, стр. 196.)
По ханафистскому мазхабу будущим супругам следует удостовериться в соответствии друг другу в шести вещах, это: религиозность, ислам, свобода, происхождение, состоятельность и профессия.
1.Религиозность: мужчина, который не придерживается правил и нравов, не является ровней благочестивой и непорочной женщине. Ровно, как и не придерживающаяся правил и нравов женщина, не является ровней благочестивому мужчине с превосходным характером.
2.Ислам: это условие заключается не в том, чтобы муж был мусульманином. Так как это является условием действительности самого брака. Искать соответствие следует в предках человека, были ли мусульманами и его дед и прадед.
3.Свобода: раб, по мнению большинства не ровня свободному человеку.
4.Происхождение: равенство в происхождении считается условием среди Арабов.
5.Состоятельность: немаловажным является и то, чтобы супруги были одного и того же достатка, находились на одинаковой материальной ступени.
6.Профессия: следует обратить внимание и на то, чтобы родственники будущих супругов занимались равным видом деятельности. (Хамди Дендюрен, Семейная энциклопедия, стр. 181-182.)
Также для большего взаимопонимания между супругами им необходимо обратить внимание и на соответствие друг друга в их физических особенностях, таких как рост и привлекательность.
В заключении следует сказать, что все Исламские правоведы едины во мнении, что будущая супруга должна соответствовать своему будущему супругу во всем этом для того, чтобы их брак был более прочным. Особенно они единогласны в том, что будущие супруги должны соответствовать друг другу своею религиозностью и нравами. И если обратить внимание на то, что искали люди в супругах, жившие во времена расцвета Ислама, то мы увидим, что прежде всего, это было соответствие в религиозности и благонравие. Об этом Сахль б.Саъд ас-Саиди (да будет доволен им Аллах!) передавал:
«Однажды перед Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) прошел человек. Тогда Он (да благословит Его Аллах и приветствует!) спросил одного из тех, кто был рядом с ним:
«Что ты скажешь о том, что прошел?».
Ему ответили: «Этот из знатных. Он из тех, кому не следует отказывать, если он пришел свататься и к кому следует прислушиваться, если он говорит речи».
Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) на время замолчал. Вскоре мимо них прошел другой человек. Тогда Он (да благословит Его Аллах и приветствует!) вновь спросил:
«Ну а что ты скажете об этом?»
Человек отвечал
«Этот из бедных о, Посланник Аллаха. Если он придет свататься, то не следует выдавать за него (замуж), если он заступается, то это никому не поможет и если он говорит, то к словам его не следует прислушиваться»
На это Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) сказал так: «Напротив, этот во много раз лучше, чем первый». (Аль-Бухари, том VII, стр. 178.)
Будущим супругам не следует обманываться внешней привлекательностью и богатством своей будущей второй половины, женясь на тех, кто известен слабой верой, религиозностью и скверным нравом. Такие браки в большинстве случаев оканчиваются печально. Да и Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) всегда советовал жениться на религиозных женщинах.
Соответствие супругов друг другу, в действительности выгодно, прежде всего женщине. Обязательно и соответствие в сердцах и мнениях. Ведь пары, у которых возникают в этом разногласие, не смогут жить счастливо.

Право женщины выбирать супруга.

Религия Ислам дает женщине право выбирать супруга. И при заключении брачного договора ей предоставляется возможность первой ответить на предложение, как согласием, так и отказом. Право первого слова за женщиной. И лишь после нее мужчина принимает ответ. (Хусейн Хатами, Выход для женщины, стр. 41.)
Религия Ислам ставит условием при заключении брачного договора и то, чтобы будущие супруги видели друг друга перед браком. Необходимость этого, содержит в себе много пользы и мудрости. Ведь это способствует тому, что они после вступления в брачный союз могут быть еще более счастливы и довольны своей совместной жизнью. Также это было и при Пророке (да благословит Его Аллах и приветствует!), когда тот спросил пожелавшего жениться Мугиру б. Шуъбу видел ли тот свою будущую невесту. Когда Мугира ответил: «Нет, я не видел ее!..» Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) посоветовал ему: «Тебе следует увидеть ее! Потому что в дальнейшем это повлияет на любовь между вами и сделает ваш брак еще крепче». (Ат-Тадж, том II, стр. 285.)
Брачный союз должен быть скреплен взаимной симпатией, любовью, пониманием и согласием будущих супругов. Ислам дозволяет женщине и мужчине, которые собираются жениться, увидеть друг друга в присутствии хотя бы одного из их родственников, а также говорить друг с другом. Однако не разрешается их уединение и разговор без присутствия их родственников. О порицаемости этого ясно говорится в хадисе: «Если мужчина с женщиной остались наедине, то третьим с ними будет шайтан». (Ат-Тирмизи.)
Брак считается недействительным, если мужчина и женщина вступают в совместную жизнь, предварительно не увидев друг друга и не познакомившись, а лишь по решению их родителей или родственников. Ведь религия наша повелевает, чтобы будущие супруги знали друг друга, поняли и полюбили. Однако это не допускает, чтобы они гуляли вместе и вели совместную жизнь, не заключив брачного договора.
В выборе супруга женщина имеет такие же права, как и мужчина. И она может отказать тому, за кого не желает выходить.
Одна из сподвижниц пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!), овдовевшая женщина по имени Хаиса дочь Хизама (да будет доволен ей Аллах!) была выдана замуж ее отцом без согласия. Та пришла к пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) и поведала ему о том, что сделал ее отец. На что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) расторг этот брачный союз и сказал, что такого брака быть не может. (Аль-Бухари, Брак, 42.)
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) передает, что к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) пришла девушка и стала ему жаловаться. Она сообщила ему, что отец ее выдал за того, кто ей не нравится. На что пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) сообщил ей, что она может как продолжить, так и расторгнуть этот союз. (Абу Дауд, Никах, 24.)
Известно также, что к вдове Субейя аль-Аслямийя пришли свататься двое. Они настаивали, чтобы та вышла за того, кто ей оказался не по нраву. Тогда та пришла к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) и рассказала ему обо всем. На что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) ответил: «Ты в праве выходить за того, кого пожелаешь!». (Ибн аль-Асир, Усд аль-Габа, том VII, стр. 137.)

Три основных права женщин

При замужестве женщина имеет право требовать три вещи и это: махр, достаточно средств, необходимых для ее содержания и жилище, где она станет проживать после замужества.
I Махр:
Махром называют количество денег или имущества, согласованное между ними, которое будущий муж должен выплатить женщине, которую он собирается взять в жены. Махр, это личное право женщины. И мужчина обязан выплатить ей эту сумму. Ведь в Священном Коране об этом говорится:
«Даруйте женам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо [из махра], то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие». (Ан-Ниса: 4.)
Этот аят указывает на то, что каждый мужчина обязан выплатить своей будущей супруге махр. Махр назначен женщине не матерью, отцом или опекуном женщины, а Аллахом и является естественным ее правом и прожиточной гарантией. Это своего рода выплата за ущерб. Женщина же может распоряжаться этими средствами как пожелает, но если же она пожелает посоветоваться в этом со своим мужем, то это сделает их совместную жизнь еще более счастливой. Женщина имеет также право использовать выплаченный ей махр, как в благотворительности, так и в торговле. Так как ее личное благосостояние берется под опеку ее мужа еще при заключении брачного союза. И все, что ей понадобится в быту и в ее личной жизни, должно предоставляться мужем.
Количество махра не ограничено. В Священном Коране говорится:
«Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кантар золота, то не удерживайте из этого ничего». (Ан-Ниса: 20.)
Омар (да будет доволен им Аллах!), следуя тому, что в свое время Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) выплачивал своим женам и просил за своих дочерей (самое большое) махр в размере 480 дирхемов серебром, пожелал во время своего правления ограничить эту сумму 400 дирхемами. (В то время 5 дирхемов равнялись стоимости одной овцы). Когда Омар (да будет доволен им Аллах!) объявил об этом с минбера (лестницы), из присутствовавших там людей, вышла женщина Курайшитка и прочла всем вышеупомянутый аят. Указав при этом, что сам Аллах не называет определенной суммы махра, и что женщины всегда достойны самых щедрых и дорогих плат. Тогда Омар (да будет доволен им Аллах!) опять поднялся на минбер и сказал следующее: «Я запретил, чтобы кто-либо из вас соглашался выплачивать женщинам махр, превышающий 400 дирхемов. А кто желает, может платить им из имущества своего столько, сколько пожелает». (Хамди Дендюрен, т.с.п, стр. 224.)
Относительно того, какова минимальная сумма махра, существуют различные мнения и взгляды. В ханафистском мазхабе придерживаются мнения, что минимальный махр 10 дирхемов серебром или имущество равное этой стоимости. (Хаскяфи, Дурр-уль-Мухтар, том II, стр. 452.)
Один человек, сообщивший Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) что хочет жениться, оказался крайне бедным, и тогда напоминая тому, что он должен выплатить своей будущей жене махр, Он сказал:
«Если у тебя в доме есть хотя бы железное колечко, найди его, и принеси!» Когда же выяснилось, что у него нет и этого, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) женил его на женщине за то, что он знает и хранит в своей памяти аяты из Священного Корана. (Ан-Насаи, Брачный союз, стр. 62.)
Женитьба в Исламе не обременяется. Напротив, с целью преумножения потомков и предотвращения распространения прелюбодеяния, она сделана облегченной. Поэтому и махр должен определяться благосостоянием мужчины и не должен быть непосильным. Ведь и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:
«Самый лучший махр тот, который мал». (Ибн Хаджар, Булюг аль-Марам перевод, том III, стр. 234.)
Разновидностей махра бывает два:
1.Махр-и Мусамма: если при заключении брачного союза сумма или количество махра оговаривается сторонами. В зависимости от его выплаты этот махр подразделяется на две категории:
А. Махр-и Муаджель: если сумма или количество условленного махра выплачивается сразу, то его называют махр-и мугаджаль.
Б. Махр-и Муэджель: если сумма или количество условленного махра, будет выплачена полностью или частично до обусловленного срока, то его называют махр-и муэджель.
2. Махр-и Мисли: если во время заключения брачного союза о выплачиваемом махре ничего не говорится и не упоминается, то такой махр называют махр-и мисли. Такой махр определяется и выплачивается мужчиной в соответствии с женщиной, которую он берет в жены.
Махр, в сущности, является для женщины запасом. Так как махр поможет ей в случае смерти мужа или развода с ним. Она может использовать махр пока не найдет себе способ зарабатывать на жизнь.
Как мы видим, в Исламе женщина является социально защищенной, и ей предоставляется возможность жить беззаботно, и не думать о том, где ей найти средства к существованию.
II Средства необходимые для содержания жены.
Под этим подразумевается необходимый достаток, которым будущий муж женщины должен обладать для содержания жилья, для приобретения пищи, одежды и лекарств. (Хайреддин Караман, Сопоставленное Исламское право, стр.286.)
После того, как женщина выходит замуж и переезжает в дом своего супруга, кормление, обеспечение одеждой и содержание жилья полностью возлагается на мужа. Это должно соответствовать их социальному положению, то есть во всем этом следует избегать расточительства и скупости. Если оба из супругов богаты, то им следует жить соответственно. Если же они бедны, то женщина не может требовать от мужа того, что могут позволить себе лишь богатые. Если один из них богат, другой беден, то им следует найти средний путь.
О необходимости обеспечения семьи в Священном Коране говорится так:
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». (Аль-Бакара: 233.)
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение». (Ат-Талак: 7)
Мужчина, в соответствии со своими возможностями, должен обеспечить свою жену и детей всем необходимым и должен искать это дозволенным методом. Он не может заставлять свою жену зарабатывать на жизнь или на другие семейные нужды. Обязанность обеспечить свою жену и детей дозволенным методом, является основной обязанностью мужчины. И даже если жена богата, а муж беден, муж должен вести семейные дела и стараться обеспечить своих домочадцев необходимым благом.
Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!), побуждая мужчин быть щедрыми во всем, что касается содержания семьи, говорил: «Все, что бы ни потратил мужчина на членов своей семьи, есть его милостыня». (Мунави, стр. 75.)
Существует и другой хадис такого же смысла: «За все, что бы ты не сделал ради своей семьи, и даже за кусок пищи, коим ты кормишь жену свою, ты будешь вознагражден…» (Ахмад б. Ханбал, том I, стр. 172.).
Мы видим, что за каждое старание и усилие, которое мужчина делает во имя Аллаха и ради содержания своей семьи, он будет вознагражден.
III Жилище
Одним из других требований, которое будущий муж должен выполнить при заключении брачного союза, это наличие у него жилища, в котором он станет проживать со своей будущей женой. Об этом в Священном Коране говорится:
«Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку!» (Ат-Талак: 6), что указывается на то, что, беря женщину в жены, мужчина должен обеспечить ее жильем, в котором они станут жить, и жилье это должно быть соответствующим социальному положению женщины. Этим жильем может быть как частный дом, так и своя квартира.
Право выбора места проживания оставляется за мужчиной. Однако жилье, в котором они станут жить, должно быть благоприятным для их физического и духовного состояния, должно находиться в людном месте, среди хороших соседей, и должно иметь в себе все, что будет необходимым им в их семейной жизни. Следует помнить также и то, что родственники мужа не должны жить вместе с супругами в одном жилище. Но если же женщина соглашается жить вместе с родственниками и присматривать за ними, то это от ее благонравия.