ПОДЕЛИТЬСЯ

1. Уважение и послушание
Хорошее отношение к родителям, проявление к ним уважения и выполнение их желаний, не противоречащих шариату, – те аспекты, которым религия придает особую важность. Во многих аятах Корана на это обращается пристальное внимание. (см. «Аль-Бакара», 2/83; «Ан-Ниса», 4/36; «Аль-Анам», 6/151; «Аль-Исра», 17/23; «Аль-Анкабут», 29/8; «Лукман», 31/14)
Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) настоятельно призывал хорошо относиться к родителям. В ответ на заявление одного человека о желании участвовать в джихаде Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) спросил его о том, живы ли его родители, получив ответ: «Да. Оба живы», задал ему второй вопрос: «Желаешь ли ты получить вознаграждение от Аллаха?» – и, услышав утвердительный ответ, сказал: «Вернись к отцу с матерью и хорошо заботься о них». (Муслим, Бирр, 5-6) В хадисах о правах родителей отдается преимущество правам матери (Тирмизи, Бирр, 1; Абу Давуд, Адаб, 129), также особо выделяются права отца, говорится о том, что ребенок лишь в том случае сможет возместить права своего отца, если освободит его из рабства. (Муслим, Итк, 25; Тирмизи, Бирр, 8)
Сообщается, что проклятие отца будет обязательно принято (Тирмизи, Бирр, 7), что подчеркивает значение родительских молитв и проклятий.
Тем не менее, нельзя подчиняться, если родители требуют от своего ребенка совершить куфр или ширк. Но даже в этой ситуации нужно стараться не обидеть их. («Аль-Анкабут», 29/8; «Лукман», 31/14)
2. Обеспечение средствами к существованию
Дети ответственны за материальное обеспечение неимущих родителей. В соответствии с мнением, принятым в ханафитском мазхабе, в данном вопросе нет разницы между сыном и дочерью. Если оба являются богатыми, то каждый из них в равной степени участвует в материальном обеспечении своих родителей. В соответствии с другим мнением, дети обеспечивают их, исходя из своей доли в наследстве.
По мнению мазхаба Малики, обязанность материального обеспечения ограничивается только собственными родителями, тогда как по другим мазхабам эта обязанность распространяется также и на родственников в результате брака, то есть на тещу, тестя, дедушку, бабушку, а также прадедушку и прабабушку. И в данном случае не имеет
значения, это родственники по материнской линии
или по отцовской.