ПОДЕЛИТЬСЯ

У немецкого народа есть поговорка: «Дисциплина бьет класс».

Под этой простой цитатой подразумевается следующее: дисциплинированный человек достигает своей цели даже раньше, чем талантливый, по той простой причине, что постоянство дает гораздо больше, чем одаренность. В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ее Аллах), говорится:

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного»

(Аль-Бухари и Муслим).

Комментируя данный хадис, Имам Ан-Навави отмечает: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

Нет сомнения в том, что для мусульманину, постоянствующего в поклонении, обычно всегда присуща дисциплинированность.

Чтобы не ходить далеко за примерами, рассмотрим наш основной ибадат – пятикратный намаз. Как мы знаем из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), своевременное выполнение намаза – это самое лучшее деяние муъмина и одновременно одно из наиболее действенных оружий из арсенала верующего человека в борьбе против наущений сатаны. Выполнение намаза в свой срок – фундамент нашего поклонения.

И это именно та плоскость, в которой постоянство проявляется наиболее отчетливо. Как ни крути, но следует признать, что проклятый иблис порой очень разнообразен в своих ухищрениях, а наш нафс по своей природе очень ленив. И когда эти два обстоятельства сходятся воедино, то результат на выходе просто разрушителен. Именно поэтому даже самое элементарное и несложное из нашего ибадата мы иногда откладываем в долгий ящик, теряя при этом львиную долю своего вознаграждения.

Очень часто быть дисциплинированным нам мешают неправильно расставленные приоритеты, вследствие чего важные и богоугодные дела оттесняются менее значимыми.

Далее я хотел бы привести основные, на мой взгляд, подводные камни, мешающие нам быть эталоном пунктуальности и образцом для подражания.

1. Уверенность в запасе времени

Это, наверное, главная точка отсчета – мысль о том, что в запасе у нас еще уйма времени, и что в любой момент можно все наверстать. Понятное дело, что столь радужные мысли нам внушаются сатаной.

Иблис прекрасно понимает, насколько легко убедить человека отложить «совсем ненадолго» какое-либо важное деяние, будь то суннат-намаз или изучение Религии, с тем, чтобы впоследствии заставить о нем забыть. Тут всплывает еще один немаловажный нюанс – чем более значимым является то, что нам необходимо совершить, тем более тяжким оно начинает казаться.

Простой пример: нам предстоит прочесть интересную и полезную статью о религии (хадисы, дуа), но в какой-то момент нас начинают одолевать мысли, что сделать это «за раз» тяжеловато, а вот если отложить это дело на минут десять-пятнадцать, немного расслабиться, сидя на диване с телефоном в руках, то можно здорово отдохнуть, а потом быстренько вернуться в колею и легко все закончить… СИТУАЦИЯ ЗНАКОМАЯ КАЖДОМУ.

Откладывание на потом – это разновидность психического недуга, который со временем может трансформироваться в свойство характера. Приучите себя к немедленному выполнению важных дел и не давайте нафсу время на раздумья.

Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

2. Отсутствие целей

Не иметь конкретных целей, надеясь при этом на что-то хорошее – примерно то же самое, что искать в незнакомом городе определённый адрес, потеряв карту местности.

Отсутствия четкого плана вполне достаточно для разнузданности жизненного уклада. Мусульманин должен ясно представлять себе, что конкретно он хочет получить от жизни, и планомерно двигаться в этом направлении. Цель – это не планы, как провести выходные, это цепочка событий, ведущих к чему-то более масштабному и значимому, нежели получение сиюминутных удовольствий.

Определитесь, чего бы вы хотели достичь. Рассчитайте примерный срок, разбив этот процесс на серию мелких шагов и дерзайте. Следует заметить, что наши цели должны быть реалистичными и поэтапно выстроенными. Если вы говорите себе что-то наподобие: «С завтрашнего дня становлюсь другим человеком, встану на тахаджуд-намаз, прочту в первом ракаате суру «Ясин», а во втором – «Аль-Мульк»; или: «буду поститься три месяца подряд и выброшу в окно ноутбук…», то, скорее всего, это будет слишком тяжелой ношей для нашего нафса, и шокированный столь глобальными переменами, он впадет в уныние и вынудит вернуться в родное компьютерное кресло с пачкой чипсов в руках.

Не торопите события и не бегите впереди паровоза, только так вы достигнете желаемого и разовьёте в себе склонность к последовательности, которую смело можно назвать одним из главных элементов дисциплинированности.

3. Желание браться за несколько дел сразу

Есть такое отношение к жизни, характеризующееся словами «юношеский максимализм».

Это когда человек действует по принципу «всё или нечего». Конечно, это больше свойственно юношам, чья нервная система в этом возрастном периоде еще достаточно лабильна (то есть подвержена изменениям и внушениям), тем не менее, отзвуки этой черты могут преследовать человека и в зрелом возрасте, проявляясь в двух крайностях человеческой натуры: навязчивом желании успевать всё и сразу или в апатичном бездействии.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 «Никого не спасут его деяния». Люди спросили: «И даже тебя, о посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И даже меня, если только Всевышний Аллах не окажет мне Свою милость, а поэтому придерживайтесь же правильного пути, и приближайтесь, и занимайтесь поклонениями утром, вечером и (некоторое время) ночью — так мало-помалу вы достигнете цели».

Вывод: Не брать на себя слишком тяжелую ношу. Не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности и старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.

Успех не приходит за раз, УСПЕХ приходит постепенно!

Дисциплина – это, прежде всего, ответственность перед самим собой, когда ваше сознание наполнено пониманием важности тех деяний, совершать которые необходимо вне зависимости от настроения, погоды за окном и прочих внешних факторов. Писать об этом, конечно, легче, чем выполнять, потому что покорение нафса – это война, для победы в которой порой не хватает и целой жизни.

Пусть Аллах поможет всем и каждому привести свою жизнь в порядок, не растрачивая ее на пустое и запретное.