ПОДЕЛИТЬСЯ

Шейх уль-Ислам Абу Закария ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Маджму» (1/294):«Учёные (шафииты) согласились с порицанием окрашивания головы или бороды в чёрный цвет. Аль-Газали в труде “Ихья”, аль-Багави в книге “Ат-Тахзиб” и другие учёные (шафииты) сказали, что это нежелательно (макрух), и, согласно буквальному смыслу их слов, это макрух ат-танзих (Макрух-танзих – то, что Шариат не в категоричной форме требует от нас оставить, например, соблюдение поста во время хаджа в день Арафа. За несоблюдение поста в таком случае будет дарована награда за подчинение повелению религии, однако соблюдение поста не считается грехом.)».

Однако согласно достоверному и правильному мнению, это запрещено. К тем, кто сказал о запретности этого, относится автор книги “Аль-Хави” (аль-Маварди). В разделе о намазе, совершённом с нечистотой, он пишет: “Это запрещено, если речь идёт не о джихаде”.

Также он сказал в своей книге “Аль-Ахкам уль-Султания”: “Мухтасиб (специальный служащий, следивший за претворением в жизнь исламских моральных норм, которые заключаются в «воздержании от порицаемого и побуждении к дозволенному»)  запрещает окрашивать седину в чёрный цвет всем, кроме муджахидов, и доказательством запрета служит хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): «В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, отца Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). При этом его голова и борода были белыми, как цветы растения сагама, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Измените это (покрасьте седые волосы), но избегайте чёрного цвета”» (Муслим).

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“На исходе времён появятся люди, которые будут красить волосы в чёрный цвет, подобный цвету груди голубя. И такие не почувствуют даже запаха Рая” (Абу Дауд, ан-Насаи и другие). В том, что касается запрета окрашивания волос в чёрный цвет, то между мужчиной и женщиной нет разницы, согласно наиболее достоверному мнению в мазхабе».

Однако имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Равдат ат-Талибин» (1/364) делает исключение:«Незамужней женщине запрещено красить волосы в чёрный цвет, но если она замужем, то с позволения мужа это дозволяется, согласно мазхабу».

Красьте волосы хной.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/281) говорится: «На основании достоверных сообщений учёные-фахики единогласны в том, что маскировка седины [покраской] хной либо веществом, подобным ей, является желательным действием (мустахабб) как для женщин, так и для мужчин».

Сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс:

«Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – это хна и катам». (ат-Тирмизи, Абу Дауд).