ПОДЕЛИТЬСЯ

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается» (Ибн Аби-Дунья).

Человек – био-социальное существо. Для того чтобы жить, ему необходимо постоянное общение. Без общения человек может сойти с ума. Язык необходим человеку, чтобы передавать полезный опыт и распространять свою веру.  Некоторые используют свою речь не по назначению,  тем самым загоняя себя в ловушку. Например, человек в порыве радости даёт обещание, которое не в силах выполнить, или, не выдержав психологического напряжения, начинает изрыгать яростные ругательства. Таких примеров очень много. Поэтому в нашей религии проблемам, связанным с языком, уделяется много хадисов и аятов. И многие ученые говорили о важности следить за своими словами.

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) говорится: «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения – это молчание и хороший нрав» (Ибн Аби-Дунья).

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит» (Аль-Бухари, Муслим).

Также в хадисе говорится: «Тот, кто много говорит, часто ошибается; у того, кто часто ошибается, возрастают грехи; а тот, у кого много грехов, обречен на огонь» (Аль-Байхаки).

Сказал Хасан аль-Басри: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхамы и динары. Как ни один из вас не любит тратить динары или дирхамы, лишь только на то, что принесет ему пользу, точно также они не любили тратить время из своих деяний, только как на то, что принесет им пользу» («аль-Ийказу-уль Химам» стр.267).

Абу Убайда передает от Хасана ибн Али, да будет доволен ими Аллах, такие слова: «Признаком отказа Аллаха от своего раба является то, что Он направляет его на бесполезное занятие» («ат-Тамхид» 9/200).

Малик ибн Динар (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Когда ты заметишь черствость в сердце, слабость в теле, лишение себя ризка (удел), то знай, что ты порой вел бесполезную речь» («Файд аль-Кадир» 1/287).

Анас ибн Малик  (да будет доволен им Аллах) сказал: «В день битвы при Ухуде один юноша из нас пал шахидом, на его животе нашли привязанный камень из-за голода, мать с его лица убрала пыль и сказала: «Наслаждение тебе — Рай», тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Откуда ты знаешь? Может быть, он вел бесполезную речь и скупился в полезном» (Передает ибн Абу Дунья в книге «Ас-сумт» стр. 109).

Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Три вещи увеличат разум: пребывания с алимами, пребывание с праведными, и оставление бесполезной речи». Также он сказал: «Кто желает, чтобы Аллах его сердце осветил божественным светом, то пусть оставит бесполезную речь» ( Ибн аль Джавзия «Замму аль-Хава» стр. 35).

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как ты достиг этого (то есть такого достоинства)?» Он ответил: «Я говорил правду, сохранял аманат и оставлял ненужное дело» («аль-Мувата» 2/990).

Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) одному человеку сделал такое наставление: «Не разговаривай о бесполезном, сторонись своего врага, предостерегай верного друга, не бывает друг верным, кроме того, который боится Аллаха. Не ходи с грешником, не то он обучит тебя какому-либо греху, не раскрывай ему тайну и не советуйся о своих делах ни с кем, кроме как с теми, которые боятся Аллаха» Передает ибн Абу Дунья в книге «Ас-сумт» стр. 109.

Когда один из бедуинов спросил Пророка: «Расскажи мне, как попасть в рай». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых» (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: «Если вы увидите муъмина, хранящего молчание, окажите ему уважение, сблизтесь с ним; поистине, он изрекает мудрость». В другом хадисе говорится: «Поистине, язык муъмина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем» (Ибн Аби-Дунья).

В Коране сказано: «Нет пользы в большинстве ваших разговоров, кроме тех, где (вы) говорите о подаянии милостыни или совершении благого поступка, или о том, как наладить добрые отношения между людьми. Тот, кто этим ограничит свои разговоры, вызывает благоволение Аллаха, и велико будет Наше воздаяние ему». (Смысл. Сура «ан-Ниса», аят 114).

Ибрахим ан-Нахаи говорил: «Людей ввергают в гибель две вещи: излишество в имуществе и в разговоре».

Многие люди, даже религиозные и соблюдающие, любят вести споры, но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Не достигнет раб Божий совершенства в вере, пока не оставит споры, даже если он будет прав» (Ибн Аби-Дунья). Следовательно, любой спор мешает вести праведную жизнь.

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не стоит приобретать знания ради трех вещей: чтобы использовать их в спорах, чтобы гордиться ими и выставлять их напоказ. Но также не оставляйте стремление к знаниям из-за трех вещей: из-за того, что стыдитесь искать их, что пренебрегаете ими или отдаете предпочтение невежеству перед знанием».

Иногда мусульмане ругаются или используют непотребные слова, но ведь мусульманин — это человек благочестивый, поэтому у него должна быть чистая речь без использования всяческих плохих слов.

В хадисе говорится: «Сквернословие и разглашение тайного – это два луча из лучей неверия» (Абу Умамат).

В Коране Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Пусть никто из мужчин не издевается над другим; потому что тот, над кем вы смеетесь, может оказаться лучше вас перед Аллахом. И пусть никто из женщин ваших не издевается над другой женщиной. Может быть, та, над которой они глумятся, лучше их перед Аллахом. И не порочьте друг друга злословием, и не называйте друг друга унизительными, злыми прозвищами…» (Смысл. Сура «аль-Хужурат», аят 11).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Огромное предательство совершаешь ты, когда рассказываешь что-либо своему брату по вере, и он тебе в этом верит, а ты его обманываешь» (Бухари).

Ислам охватывает все стороны жизни человека. Наша религия даёт понять человеку чего стоит опасаться во время разговоров и о чём следует говорить.