ПОДЕЛИТЬСЯ

В пятницу, 2 марта, в резиденции МРО «Рисалят» состоялась очередная лекция Рината хазрата Фасхудинова, которую он посвятил теме выбора человеком своего жизненного пути.

Каждый человек практически со дня своего рождения стоит перед выбором. Мы выбираем продукты питания, одежду, автомобиль, место отдыха, выбираем место для строительства дачи, мужчина выбирает спутницу жизни, а женщина супруга. Мы выбираем имена нашим детям, выбираем для них детский сад, школу, пытаемся потом помочь им с выбором ВУЗа и т.д. У каждого из нас есть выбор… Но результаты избравшего тот или иной шаг на своем жизненном пути не всегда радует и устраивает…

В этом мире для человека есть только два пути. Об этом явно свидетельствует высказывание одного из наших современников Али Апшерони: «Весь уклад нашей нынешней жизни свидетельствует, что выбор у человечества невелик: либо светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования, либо мрак культурной и моральной деградации».

Светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования о котором идет речь выше – это путь человека верующего, устремившегося своим бытием к довольству Творца. Есть два источника, являющихся проводниками в этой жизни для верующих. Об этом свидетельствует следующее высказывание пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые, вы не собьетесь с прямого пути. Книгу Аллаха и Сунну Его посланника»

Этот хадис очень известный и распространенный среди ахлю-Сунна. Его приводит имам Малик в «аль-Мууатта» 1395 в форме мурсаль. Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил, что этот хадис настолько известный, что не нуждается в непрерывном иснаде.

Тема нашей сегодняшней лекции: «Каждый шаг в нашей жизни – это выбор». И твердо держась за две вещи, описанные в хадисе, мы будем придерживаться истинного пути и делать правильный выбор. Каждый аспект, связанный с нашей жизнью – начиная от покупки продуктов питания и заканчивая выбором профессии или спутника жизни, требует от нас непрерывного согласования и следования двум бесценными источникам. О чем будет свидетельствовать вторая часть сегодняшней лекции.

Например, согласно Корану и Сунне нам известны продукты, дозволенные к употреблению и какие нет. Нам запрещена мертвечина, кровь животных, мясо свиньи и осла. Запрещены все алкогольные напитки. Также в одном из хадисов говорится об объеме пищи для верующего. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) однажды сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[1].

Вопрос гигиены также очень для нас важен. Так, например, в свете аятов[2] и хадисов, призывающих к чистоте, руки нужно мыть до еды и после. До еды — если они грязные. Тем более в современных реалиях, особенно когда бываем в общественных местах.[3] Все это без излишней щепетильности, но с элементарной приверженностью чистоте и порядку, в меру возможностей.

В другом хадисе наш досточтимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость».[4]

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) наставлял: «Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню, но без расточительства и без проявления высокомерия (надменности, кичливости)».[5]

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), подняв в правой руке шелк [натуральный шелк], а в левой — золото, сказал: «Поистине, эти две вещи являются запретными (харам) для мужчин из числа моих последователей».[6]

Например, выбору супруга(и) посвящены следующие хадисы. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Весь этот [бренный] мир — то, что приобретаемо (чем человек пользуется, наслаждается). Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая (благонравная) супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый, любящий и любимый супруг]».[7]

«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому».[8]

Пророк Мухаммад сказал: «Не женитесь на девушке (женщине) [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это может сделать ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности [первоочередно обращая внимание на ее воспитанность и религиозность]!».[9]

Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.

Абу Дауд передает от Абу ад-Дарда’: «Посланник Господа сказал: «Поистине, в День Воскресения вы будете созваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!».

От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена пред Господом — ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Милостивого)».[10]

Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово « ‘абд» (раб) в сочетании с одним из имен Всевышнего: например, ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).

Любой шаг в нашей жизни требует правильного выбора и лучшими источниками в этом тонком деле являются Коран и Сунна.

Уважаемые братья и сестры, еще один животрепещущий вопрос и очень актуальный на сегодня – это участие мусульманина или мусульманки на различного рода политических выборах.

Наше поликонфессиональное и многонациональное российское сообщество должно стремиться к единению, что в свою очередь требует от каждого из нас активного участия в политической жизни страны. Каждый человек имеет право голоса и это право неотъемлемо. История повествует, что мусульмане отличались тем, что всегда принимали участие в политических делах своего государства, своего народа и своей уммы. Важно отметить, что целью участия мусульман всегда была совместная работа на благо своего народа и своего Отечества. 18 марта в России пройдут выбора президента. Именно в этот день каждый мусульманин может принести пользу окружающим, придя на выборы и отдав свой голос за достойного кандидата. А мы с вами знаем, что каждый мусульманин должен приносить пользу тому обществу, в котором он живет. Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: “Лучшим мусульманином является тот, который приносит больше пользы для других”.  Уверен, что нам с вами необходимо принять участие в судьбе нашей и судьбе наших детей. Во многих странах мира мусульмане участвуют в выборах, ответив на поставленные выше вопросы однозначно: идти на выборы – нужно, так как каждый человек имеет право голоса. Каждый человек может повлиять на перемены в жизни в лучшую сторону, выбрав достойного кандидата. Каждый человек, отдав свой голос, может изменить будущее страны, так как его голос будет учтен и, кто знает, возможно, чей-то окажется решающим при подсчете результатов.

Что же говорят современные исламские ученые, отвечая на вопрос о дозволенности участия мусульман в выборах депутатов или глав администраций? Ответ однозначен: мусульманам предписано Исламом избирать лидеров своей общины, своего города, района или республики.

Крупные исламские ученые и известные исламские научные центры, такие как «Центр исламских исследований при Аль-Азхаре» в Египте, «Центр ученых Индии», «Европейский Совет по фетвам и исследованиям», «Всемирный совет мусульманских ученых» и многие другие выносили фетвы о необходимости участия мусульман в выборах. А мы с вами должны вспомнить правило шариата – «то, без чего невозможно осуществить обязательное, становится обязательным». Это правило дает возможность всем мусульманам пойти на выборы и принять участие в голосовании за своих лучших лидеров – честных, справедливых и заслуживающих доверия, проявляющих дружелюбие в отношении мусульман.

Кроме того, биография Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) дает множество прекрасных примеров того, как Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) по-дружески обращался с представителями разных конфессий в поликонфессиональных сообществах Mекки и Mедины…

В заключение своей лекции, мои уважаемые братья и сестры, и по нашей доброй традиции я хочу обратиться вместе с вами ко Всевышнему Аллаху Табарака ва Та’аля с просьбой укрепить нас на пути следования Корану и Сунне, дабы удостоиться довольства Всевышнего Творца. Амин!

 

[1] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи

[2] «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222); «Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми» (см. Св. Коран, 9:108).

[3] Так как вирусы и бактерии постоянно мутируют, чтобы быть более жизнеспособными и стойкими, в XXI веке появились новые их виды, которых не существовало в VI–VII веках и которые способны нанести значительный вред организму, если не соблюдать правил гигиены.

[4] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 310–312.

[6] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Хаббана и Ибн Маджа. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих».

[7] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 585, хадис № 64–(1467); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 64–(1467); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3232, «сахих».

[8]Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих».

[9] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы. Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 202, хадис № 1859, «да‘иф».

[10] Св. х. имама Муслима.