ПОДЕЛИТЬСЯ

САДЖДА САХВ

Саджда сахв – это саджда после допущения в намазе ошибок. Его совершают, если был задержан один из фардов, или был не выполнен или задержан один из ваджибов намаза. Например, если забыть прочитать ду’а кунут в намазе витр; если забыть прочитать дополнительную суру после «Аль-Фатиха» и сразу сделать руку’у. Для возмещения этих нарушений необходимо совершить саджда сахв, что является ваджибом, т.е. необходимым действием.
Несовершение хотя бы одного фарда – сознательное или по забывчивости – нарушает намаз и не может быть восполнено совершением саджда сахв. В этом случае необходимо совершить намаз заново. Саджда сахв не возмещает невыполненного ваджиба, если он был пропущен в намазе сознательно. В этом случае намаз так же необходимо совершить заново. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то достаточно выполнения одного сажда сахв.
Если в завершении намаза отдать салям, забыв сделать саджда сахв, то совершать этот намаз заново не нужно.

Как и когда совершается саджда сахв

Тот, кто задержал выполнение одного фарда или ваджиба в намазе или по забывчивости не выполил ваджиб, в последнем сидении читает только «Ат-тахият» и дает Ас-салям в обе стороны – направо и налево. Затем со словами «Аллаху Акбар» совершает саджда и читает «Субхана Раббия-ль-а‘ля» 3 раза, затем садится между суджудами и со словами «Аллаху Акбар» вновь выполняет саджда, во время которого так же читает «Субхана Раббия-ль-а‘ля» 3 раза. Со словами «Аллаху Акбар» садится и читает «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», затем дает Ас-салям в обе стороны. Таким образом совершается саджда сахв.
Если во время коллективного намаза ошибся имам, то он дает ас-салям только в одну сторону – направо. Затем он совершает саджда сахв и завершает намаз таким же образом, как самостоятельно молящийся.

САДЖДА ТИЛЯВАТ

В 14-ти местах Корана встречаются аяты, после прочтения которых является ваджибом совершить саджда, называемое «саджда тиляват». Это требование относится и к тому, кто услышит эти аяты и к тому, кто прочитает их. Саджда-тиляват является актом поклонения Аллаху.
Выполнение саджда-тиляват предписано всем, кто обязан совершать намаз. Женщины в период менструации и послеродового очищения саджда-тиляват не совершают.

Правила совершения саджда-тиляват в намазе

1. Если после аятов саджда-тиляват есть намерение продолжать читать Коран (более трех аятов), то по завершении этого аята сразу делается однократное саджда-тиляват. Затем молящиеся возвращается в положение «стоя» для того, чтобы продолжить читать Коран.
2. Если такой аят является последним или после него читают три аята или менее, то саджда-тиляват не совершают, а намаз продолжают, как обычно.
3. Если аят саджда, прочитанный в намазе, услышал тот, кто в это время не совершает намаз, то он должен сделать саджда-тиляват. Кто в намазе услышал аят саджда от того, кто читает его вне намаза, совершает саджда-тиляват после намаза.
4. Тот, кто читает аяты «саджда» в намазе, совершает саджда тиляват в намазе и не делает его после завершения намаза.
5. Если имам читает в намазе аяты саджда, то он сам и те, кто следует за ним, совершают саджда-тиляват.
Правила совершения саджда-тиляват вне намаза

1. Саджда тиляват совершается в состоянии омовения.
2. Встать лицом в направлении к Кибле с прикрытым ауратом и сделать намерение на саджда-тиляват.
3. Не поднимая рук, сказать «Аллаху Акбар» и сделать саджда, в котором прочитать «Субхана Раббияль-А‘ля» 3 раза.
4. Со словами «Аллаху Акбар» встать. Мустахаб 259 произнести:
«Гуфранака Раббана уа иляйкяль-масыр».
Значение: «Просим, Господи, Твоего прощения и к Тебе мы будем возвращены».
5. Саджда тиляват совершается 1 раз и без «Саляма».

Аяты «саджда тиляват», встречающиеся в Коране.

Аль-А`раф,
Ар-Рад,
Ан-Нахль,
Аль-Исра,
Марьям,

7/206
13/15
16/48
17/107
19/58
Аль-Хадж,
Аль-Фуркан,
Ан-Намль,
Ас-Саджда,
Сад,

22/18
25/60
27/25
32/15
38/24
Аль-Фуссылят,
Ан-Наджм,
Аль-Иншикак,
Аль-‘Аляк,
41/37
53/62
84/21
96/19
САДЖДА ШУКУР

Когда человек избавится от бед и несчастий, или в его жизни произойдет какое-то радостное событие, он может совершить саджда шукур. Этот земной поклон благодарност Аллаху, совершается так же, как и саджда тиляват. Абу Бакр (радыйаллаху анху) передал что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получал добрые вести, он совершал саджда шукур.260 Саджда шукур – мустахаб, но совершить его сразу после намаза – макрух, потому что люди, у которых недостаточно знаний, могут подумать, что это один из элементов намаза. Этот саджда совершается в любое время, кроме времени макрух.