ПОДЕЛИТЬСЯ

Зухайр ибн Харб передал мне: «Абдурахман ибн Махди рассказал нам от Суфьяна от Алькамы ибн Марсада от Сулеймана ибн Бурайды от его отца от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Тот, кто играл в нарды, подобен тому, кто выпачкал руку мясом и кровью свиньи» («Сахих» Муслима).

Аль-Куртуби сказал об этом: «Это намек на забой свиньи, так как [известно, что] это харам».

Ан-Навави сказал: «Это намек на съедение, потому что у того, кто потребляет свинью, рука загрязнена ее мясом, а если он убивает ее, то его рука загрязнена ее кровью».

Однако в любом случае этот хадис доказывает недозволенность игры в нарды, и алимы в этом единодушны, за исключением того, что передано от Ибн аль-Мугаффаля, Ибн аль-Мусайбы и Абу Исхака аль-Марвази, [что упоминается] в Найль аль-Автар (8:85).

Большинство ученых, исходя из этого, сделали кыяс для игры в шахматы и приняли мнение, что это также не дозволено.

Аль-Хаскафи сказал в Ад-Дурр аль-Мухтар: «Игра в нарды — макрух тахрим (нежелательность, близкая к запрету.), и подобны этому шахматы… Аш-Шафии дозволял это, и также Абу Юсуф, согласно одной передаче, и комментатор Аль-Вахбанийя в стихотворной форме сказал: «Нет вреда в шахматах, о чем есть одна передача от великого ученого, кади Запада и Востока (имеется в виду Абу Юсуф)».

Здесь ведётся речь о такой игре, когда игра не идет на деньги, без азарта, без того, чтобы длиться долго, и когда человек не оставляет обязательное, иначе это запрещено иджмой (радд аль-Мухтар,том 6, стр. 394).
Кроме того, несмотря на то, что имам Шафии не придерживался мнения о запретности шахмат, это макрух, даже по его мнению, как объясняет имам Навави, несмотря на то, что степень порицаемости шахмат меньше, чем степень порицаемости нардов.

Передается от Ибн Аббаса, Ибн Умара, Абу Мусы аль-Ашари, Абу Саида и Аиши, да будет доволен ей Аллах, что они порицали шахматы.

Передается в Дав’ ан-Нахар от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Ибн Сирина, Хишама, Ибн Урвы, Ибн аль-Мусайбы, Ибн Джубайры, да будет доволен ими Аллах, что они считали это дозволенным. Это упомянуто в Найль аль-Автар(8:95).

Хукм развлечений (малахи) и спорта (аль’аб) в Шариате

Шариат не запрещает блага и пользы, к которым расположена человеческая натура, и не одобряет монашества (рахбаниййя) и абсолютного аскетизма (табаттуль), а требует от людей правильного социального взаимодействия. Да, он запрещает крайности в развлечении, полное погружение в него, когда человек отвлекается от того, что необходимо из религии и из мирского. К признанным вещам и нуждам, к которым расположен человек, относится нужда в занятиях для тела и расслабления сердца, в том, чтобы давать ему наслаждение время от времени. Об этом Посланник Аллаха сказал:
«Расслабляйте сердца от часа к часу».
Абу Дауд передает это от Анаса (Аль-Джами ас-Сагир). Отсюда и обычай шутить в его словах и действиях.

Передается от Пророка (мир ему и благословение ВСевышнего): «Развлекайте (себя) и играйте, воистину, я не люблю суровости в вашей религии».
Этот хадис приводит аль-Байхаки.

Также передается от Аиши, да будет доволен ей Аллах, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:  «У вас есть с собой какая-нибудь забава (ляхв)? Поистине, ансары любят забавы». Этот хадис приводит аль-Хаким.

Поэтому передается от Али и Абдуллы Ибн Мас’уда : «Сердце утомляется так же, как и тело утомляется, поэтому ищите для него пути мудрости».

Передается от Ибн Аббаса , что, когда разговоры о Коране и хадисах были слишком долгими, он говорил тому, кто был около него: «Развлеки нас», — то есть погрузись в рассказы и поэзию.

Другие сподвижники говорили:«Дай отдых сердцам с помощью зикра». Это упоминается в Кафф ар-Руа (на полях Аз-Заваджир (1:164).

Расслабляться и давать наслаждение сердцу, а также тренировать свое тело — все это относится к дозволенным интересам человека, которые Величественный Шариат не запрещает безоговорочно (да, он запрещает чрезмерность и полное погружение в развлечение до такой степени, что это вредит и мирской жизни, и ахирату). Это лежит в основе дозволенности некоторых видов развлечений в некоторых ситуациях, поскольку эти виды развлечения (ляхв) с таким намерением и такой целью перестают быть бесполезными (ляхв), напротив, они связаны с пользой, о чем свидетельствуют хадисы о дозволенности плавания, стрельбы из лука, соревнований с арбалетами, гонках на верблюдах, верховой езде, игры с семьей. Ведь эти занятия с правильной целью приносят выгоду для этой жизни и для следующей, и в этом случае они исключается из описания бесполезностью (ляхвийя) — и поэтому они дозволяются и поощряются, если совершаются время от времени. А если кто-то делает это с намерением позабавиться (талаххи) и поиграть (таля’уб), то это будет, поистине, запрещено и порицаемо. Так разъяснили факихи.

Так же, как забавление (ляхв) периодически становится благом с правильным намерением и исключается из ляхвиййя, благие дела периодически становятся бесполезными с неправильным намерением или когда они препятствуют поминанию Аллаха, поэтому если намерение неверно, то речь идет о просто игре или ослушании Всевышнего.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Все, что не связано с поминанием Аллаха, — бесполезность (ляхв) и игра (лягб)». Ас-Суюти упоминает этот хадис в Джамиа-с-сагир с указанием на ан-Насаи и классифицирует его как хасан (хороший).

…Как только мы понимаем, что развлечение иногда становится полезным через правильное намерение и ожидаемую от него пользу, а полезные поступки становятся бесполезными при неверном намерении или полном погружении в них и отвлеченности от Аллаха, то нам должно также стать ясно, почему факихи разошлись насчет некоторых (видов) развлечений: одни разрешали их (при условии, что это делалось) с благой целью… а другие запрещали по причине отсутствия уверенности в верном намерении … и правильной цели наряду с грехами, которые бы совершались от этого, поскольку они обнаружили на опыте, что вред этого больше, чем польза.

…Таким образом, правило относительно этого вопроса, согласно нашим (ханафитским) ученым, полученное из их слов и принципов, таково:

1) Развлечение само по себе, которое не имеет в себе цели и не имеет полезного назначения для этой или другой жизни, является запретным (харам) или порицаемым (макрух тахрим), и это вопрос, на котором сошлась умма, и имамы совпали в этом.

2) Что же касается того, что совершается с определенной целью и содержит религиозную или мирскую пользу, то, если его запрет упомянут в Коране и Сунне, как запрет на игру в нарды, это запретно или порицаемо (макрух тахрим), и его польза или цель юридически (хукман) обнуляется в связи с конликтом с установленной запретностью, поскольку вреда от него больше, чем пользы… И на этом также сошлись все имамы. Однако между учеными могут быть разногласия о достоверности такого запрета, и те, кто считает запрет достоверным, запрещают и порицают это. Таков случай с шахматами, поскольку хадисы, говорящие о запретности в отношении шахмат, оспариваются учеными. Ханафиты и большинство факихов сочли их достоверными и, соответственно, запрещали и порицали шахматы, а Ибн Аль-Мусаяб, Ибн аль-Мугаффаль не считали их достоверными и, соответственно, дозволяли, также считал и имам Шафии.

3) В отношении тех видов развлечений, на которые не было запрета от Создателя, и того, что содержит пользу или благо для людей, в области фикха есть два мнения:

а) Первое. Если опыт показывает, что вреда от этого больше, чем пользы, и что зло от этого занятия перевешивает полезность, и что тот, кто занимается этим, отвлечен от поминания Аллаха, и (обязательных) молитв, и мечети, то это становится запретным, потому что подпадает под причину запрета (рацио легис, или основание закона), и это запретно или порицаемо.

б) Второе. Если это не так (практика не показала, что это несет вред), то, если люди погружаются в это с намерением развелечения и игры, это порицаемо, а если погружаются в это с целью приобретения пользы или с намерением достичь выгоды, то это дозволено и даже может дойти до уровня истихбаба или выше.

На основании этого принципа спорт, который нацелен на тренировку тела и ума, дозволен сам по себе, если только не содержит других грехов и если только человек полностью не погружается в него до такой степени, что это посягает на ответственность человека за свою религию и свою жизнь.

А Всевышний Аллах знает лучше.