ПОДЕЛИТЬСЯ
Условия действительности веры
Условия действительности веры

Для того чтобы вера была крепкой, и обладающий верой человек мог бы обрести спасение в последующей вечной жизни, ему необходимо соблюдать следующие условия:

Вера не должна основываться на страхе и отчаянии от неминуемого наказания. Если человек, не являющийся мусульманином, в последние мгновения жизни, увидев наказание, которое обрушится на него, попытается обрести веру, то его вера уже не будет принята. В одном из аятов, сообщающем о недействительности веры, возникающей в состоянии потери надежды на спасение от неизбежного возмездия, говорится так:

فَلَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا قَالُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَحْدَهُ وَكَفَرْنَا بِمَا كُنَّا بِهِ مُشْرِكِينَ

فَلَمْ يَكُ يَنفَعُهُمْ إِيمَانُهُمْ لَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا سُنَّتَ

اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ فِي عِبَادِهِ وَخَسِرَ هُنَالِكَ الْكَافِرُونَ

«Когда они увидели Наше наказание, то сказали: »Мы уверовали в Аллаха Единого и отреклись от тех, кому поклонялись и кого придавали Ему в сотоварищи. Но не помогло им их (запоздалое) уверование, после того, как они увидели Наше наказание. Таково установление Аллаха, которое Он вершит над Своими рабами. Неверующие будут в убытке».
(Сура «Аль-Му`мин» 40/84-85).

Ибо человек обладает верой, когда верит и в скрытое, а если он признает скрытое лишь после того, как увидит его, то он приобретает не веру, а знание.
Правоверный мусульманин обязан избегать вещей, приводящих к неверию. Человек не может считаться мусульманином, если отрицает один из Атрибутов, присущих Создателю, или какой-либо из столпов веры (к примеру, подтвердивший сердцем существование Всевышнего Аллаха и Его пророков, но не верящий в пророческую миссию Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)); если по своей воле отрицает хоть одно из предписаний Шариата (к примеру, совершение намаза или запрет на употребление спиртных напитков, известных как обязательные к исполнению); если поклоняется идолу или распятию.

Верующий не должен уклоняться от выполнения ни одного из предписаний Ислама, принимая их все за единое целое. Он не должен проявлять упрямства, игнорируя их выполнение. К примеру, человек теряет свою веру, если ему не нравится какой-нибудь вид поклонения (намаз или пост), и он начинает надсмехаться над ним; или если он пренебрегает совершением богослужений только из-за того, что их повелел выполнять Аллах; или же совершает прегрешение, зная, что Аллахом оно запрещено, с целью непризнания или отрицания Аллаха.

Верующий не должен терять надежду на милость Аллаха или быть уверенным в избавлении от наказания. Он должен пребывать в состоянии между страхом и надеждой. Пребывание верующего в состоянии уверенности в том, что он защищен от мук Ада, поскольку он верует, а потому непременно попадет в Рай, так же, как и потеря надежды на милость Аллаха из-за того, что он совершил много прегрешений, одинаково способны стать причиной потери веры. Всевышний Аллах в Коране сказал следующее:

وَلاَ تَيْأَسُواْ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». (Сура «Юсуф» 12/87).

أَفَأَمِنُواْ مَكْرَ اللّهِ فَلاَ يَأْمَنُ مَكْرَ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ

«Неужели они уверены в избавлении от наказания Аллаха?! Только потерпевшие убыток не остерегаются наказания Аллаха».
(Сура «Аль-Араф» 7/ 99).