ПОДЕЛИТЬСЯ

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый». (Коран; 9,60)

Среди мусульман России и ближнего зарубежья бытует распространенный обычай раздавать деньги на религиозных мероприятиях, называемых обобщенно «мезелес» (искаженное «меджлис» -«собрание»). Откуда он взялся никто толком объяснить не может, но деньги берут охотно и розданные суммы не редко становятся предметом для хвастовства.

Определенную сумму денег получает и мулла, проводивший данное мероприятие.

В хадисах говорится, что брать деньги за исполнение религиозных обрядов – харам. В Муснаде имама Ахмада есть хадис, переданный через Абд ар-Рахмана ибн Шибли, в котором говорится: «Читайте Коран, но не питайтесь (с помощью) его».

В одном из других хадисов говорится, что берущий деньги за чтение Корана берет в руки кусочек Ада.

Именно поэтому многие специалисты по мусульманскому праву считают, что брать деньги за любой акт ибадата не позволительно.

Известно, что сбор закята с мусульман является религиозной миссией.

Исходя из этого, сборщик закята не должен ничего получать за свой труд, однако процитированный выше аят доказывает, что это дозволено и сборщик закята входит в перечень восьми категорий лиц, которым из закята положено жалование.

Известный и авторитетный комментатор Корана имам аль-Куртуби, рассматривая этот аят, указывает, что брать деньги за исполнение ибадата, который относится к фард-айн (личная обязанность каждого мусульманина) полностью запрещено (харам). Однако, брать плату за совершение ибадата, относящегося к категории фард-кифая (обязательные действия, распространяющиеся на всю общину мусульман в данной местности, но не на каждого конкретного мусульманина) можно.

Таким образом, имам, проводящий общую молитву-джума и произносящй хутбу, может брать за это плату, так как эти виды ибадата относятся к фард-кифайя. Тоже самое верно и в случае обучения арабскому языку, хадисам, тафсиру и другим религиозным наукам.

Эти религиозные обряды должны выполнятся всей умой. Также в ней должны быть люди, разбирающиеся в религиозной проблематике. Однако данная обязанность лежит не на всех членах уммы.

Таким образом, имам может получать заработную плату за то, что, работая в мечети, исполняет религиозные обряды, а мударрис за то, что обучает людей.

Однако, чтение Корана на «меджлисах» не является фардом и поэтому вовсе не обязательно платить деньги тому мулле или «бабаю» из мечети, которые обычно руководят подобными мероприятиями и куда они зачастую стремятся попасть в надежде на легкий заработок, вместо того чтобы заниматься просвещением мусульман или обустройством мест поклонения.