ПОДЕЛИТЬСЯ

Слово «риба» в арабском языке означает любую прибавку. В шариатской терминологии «риба» – это излишек, не имеющий замены, который может быть измерен узаконенными в Шариате мерами (веса, объема и т. п.), обозначенный как условие одним из участников сделки по обмену имуществом (аль-Любаб фи шарх аль-Китаб). Под «не имеющий замены» подразумевается «полученный просто так, без обмена на товар или услугу». Из этого определения исключается излишек настолько малый, что он не измеряется мерами веса или объема, а также излишек, не обозначенный как условие при сделке. Например, передача дополнительного товара или денег любой из сторон после завершения сделки «просто так», в качестве подарка. Например, если вы купили килограмм помидоров за 30 рублей, а продавец после завершения сделки положил вам сверху 2 помидора просто так, то это не будет риба.

Существует два вида риба:

Риба аль-бей’ (ростовщичество в торговле).

Риба аль-кард (ростовщичество в выдаче денег или товаров в долг).

Оба вида однозначно запрещены Шариатом. Причем грех совершают как тот, кто дает, так и тот кто берет (деньги или товары в результате ростовщической сделки).

 

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране (сура «Аль-Бакара», аяты 278-279): Смысл: «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и оставьте то, что остаётся вам из роста (риба), если вы истинно верующие. Если же вы не сделаете это, то Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. Но если вы покаетесь, то при вас останется только ваш капитал, чтобы вы не притесняли и вас не притесняли».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)  сказал: «Сторонитесь семи вещей, несущих погибель!» Его спросили: «О Посланник Аллаха! Что это за вещи?» Он ответил: «Придание Аллаху сотоварища, колдовство, убийство человека, которое запретил Аллах, кроме как по праву, потребление полученного через ростовщичество, потребление имущества сироты, бегство с поля боя, обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (хадис от Абу Хурейры, приводят Бухари и Муслим).

Передается, что Джабир  сказал: «Проклял Посланник Аллаха  получающего проценты, дающего их, регистрирующих сделку и свидетелей этого» (привел Муслим).

Абдуллах ибн Ханзаля передает, что Посланник Аллаха  сказал: «Один дирхам, полученный от ростовщичества, который человек потратил, зная об этом, хуже, чем совершение 63-х прелюбодеяний» (привели Ахмад и Даракутни).

Передается от Абу Хурейры , что Посланник Аллаха  сказал: «У ростовщичества 70 частей, и самая легкая из них как совершение прелюбодеяния сына с матерью».

Привел Бухари от Абу Бурда, что Абдуллах ибн Салям  сказал ему: «Если ты находишься на земле, купленной за проценты, а ее хозяин должен тебе урожай с этой земли, то не бери – поистине, это риба».

Ростовщичество запретно в том, что измеряется мерами веса или объема, когда товар обменивается на такой же товар с излишком.

Передает Абу Саид аль-Худри , что Пророк  сказал: «Золото – на золото (в хадисе опущен глагол в повелительном наклонении: меняйте золото на золото), серебро – на серебро, пшеница – на пшеницу, ячмень – на ячмень, финики – на финики, соль – на соль равноценно и из рук в руки. А тот, кто добавил или потребовал добавления, совершил ростовщичество, и дающий равен в грехе берущему» (приводит Муслим).

Приводит Убада ибн ас-Самит , что Пророк  сказал: «Золото – на золото, серебро – на серебро, пшеница – на пшеницу, ячмень – на ячмень, финики – на финики, соль – на соль равноценно, в одинаковом количестве из рук в руки. А когда различаются эти виды [товаров], меняйте их, как хотите, но только из рук в руки» (приводит Муслим).

И Пророк  упомянул эти шесть вещей, и велел обменивать их на вещи того же вида равноценно и без прибавки, и пояснил, что прибавка здесь будет являться ростовщичеством. И он разрешил обмен этих вещей на вещи другого вида с прибавкой с условием, чтобы обмен производился из рук в руки.

И из этих хадисов имам Абу Ханифа вывел причину, приводящую к риба: оба товара принадлежат к одному виду и в то же время измеряются одной мерой веса или объема (оба товара измеряются, допустим, в килограммах или мешками). Дозволено производить равноценный обмен товаром одного вида, измеряемым весом или объемом. Не разрешается обменивать товар хорошего качества на товар того же вида, но плохого качества, с прибавкой. Когда к товарам не относятся упомянутые запреты (они не одного вида и не измеряются одной мерой веса или объема), то разрешается обмениваться ими с прибавкой и в рассрочку (например, разрешается обменивать мешок пшеницы на рулон ткани с отсрочкой поставки). В случае, если товары разного вида измеряются одной мерой объема, можно обменивать их друг на друга с излишком, но нельзя делать это в рассрочку (например, 1 мешок пшеницы за 3 мешка ячменя).

Все товары, о которых говорил Пророк , запрещая продавать их с излишком, измеряя их объем, измеряются так всегда, даже если люди в обиходе перестали их так измерять. Это четыре вещи: пшеница, ячмень, финики и соль. А то, что Пророк  запретил продавать с излишком на вес, взвешивается (даже если люди перестали это взвешивать), например, золото и серебро. А то, о чем Пророк  не упоминал, измеряется по обычаю людей.

В сделках по обмену денег ставится условием производить обмен на месте. А при обмене всего остального, в чем может быть риба, ставится условием определить (назвать) этот товар и не ставится условием производить обмен на месте.

Не разрешается обменивать пшеницу на муку или на кашу (из этой пшеницы). Также нельзя обменивать муку на кашу, поскольку пшеница, мука и каша продаются по объему.

Разрешается обменивать мясо на животное, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа. По мнению Мухаммада аш-Шайбани, не разрешается, кроме случаев, когда вес мяса больше веса мяса на животном.

По мнению имама Абу Ханифы, разрешается обменивать свежие финики на сушеные в равных объемах и виноград на изюм (по мнению же его учеников, такой обмен не разрешается; мнение Абу Ханифы является более сильным). Не разрешается обмен оливкового масла на оливки и кунжутного масла на кунжут, кроме случаев, когда масла будет больше, чем можно произвести из этого количества оливок или кунжута. Это касается любого масла и того (сока и т. п.), от чего остается жмых. И масло, содержащееся в оливках, таким образом, обменивается на соответствующее количество масла, а дополнительное количество масла обменивается на жмых (и тот остаток масла или сока, который в нем содержится).

Разрешается производить обмен мясом разных животных с прибавкой, а также обменивать коровье молоко на козье и уксус из фиников на виноградный уксус (с прибавкой). Разрешается обменивать хлеб на пшеницу и на муку с прибавкой (ведь хлеб измеряется не по объёму, а поштучно или на вес).

Доказательства приведены из книги «Ат-Тасхиль ад-дарури ли масаиль аль-Кудури» шейха Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни, рахимахуллах.

Депозиты и карты.

О риба современные мусульмане начинают думать, когда сталкиваются с желанием или необходимостью приобрести кредитную карту или открыть банковский депозит.

На это есть фетвы современных учёных. Доктор Музаммиль Сиддик: «Рост (риба) в исламе запрещен. Поскольку беспроцентных банков на Западе нет, нам разрешено пользоваться обычными банками. Согласно фатвам многих ученых, выплачиваемые этими банками проценты необходимо снимать [со счета] и раздавать на благотворительность, а не использовать для себя или выплачивать в качестве закята. Ин ша Аллах, Вы получите награду от Аллаха за то, что не используете проценты с Ваших денег».

Вот что добавляет доктор Монзер Кахф: «Шариат устанавливает такие правила, касающиеся средств, вложенных в процентные банки:

1. Проценты, выплачиваемые обычными банками, – это однозначно риба, запрещенная Кораном. В 1965 г. это было подтверждено Академией исламских исследований при университете Аль-Азхар, а в 1985 г. (решением № 10 на пленарной сессии в 1406 г. по хиджре) – Академией исламского фикха при Организации исламской конференции.

2. Мусульмане должны заботиться о том, чтобы все [финансовые] операции с их участием не шли вразрез с Шариатом независимо от того, как их соблюдает другая сторона. Иными словами, мы можем сотрудничать с мусульманами, которые придерживаются Шариата, мусульманами, которые не придерживаются Шариата, и немусульманами, если сама операция не противоречит нормам Шариата. Следовательно, с процентными банками сотрудничать разрешено, если операции [проводимые мусульманами при участии таких банков] не противоречат Шариату. Следовательно, разрешено открыть беспроцентный счет, переводить деньги, менять валюту и т.д.

3. Однако любая операция, игнорирующая запрет на ростовщичество, является харамом, где бы она ни осуществлялась – в обычных банках мусульманских или немусульманских стран.

4. На подобные запреты влияет правило Шариата об облегчении трудностей, в особенности если исламских банков нет; если они есть, но берут больше денег за свои операции; если они настолько неэффективны, что мусульмане (клиенты) только тратят на них время; если они не занимаются осуществлением крупных операций. Это правило Шариата особенно важно для той категории людей, которые желают качественного удовлетворения своих потребностей.

5. Проблемы, возникающие при упомянутых в 4 пункте обстоятельствах, следует решать с минимальным отхождением от закона. Так, если человеку приходится иметь дело с процентами в обычных банках, он должен снизить их до минимума. Это означает, что если человек имеет возможность иметь лишь процентный депозит, нужно минимизировать его [держать на нем минимально необходимую сумму денег].

6. Если мусульманин получает проценты, как упомянуто в 4 пункте, или же если он получил проценты, но раскаивается и сожалеет об этом и т.д, полученные таким образом проценты не становятся, согласно Шариату, его собственностью, и он должен от них избавиться. В принципе, их нужно вернуть тому, кто их дал. Но этот принцип не применим к обычным банкам как в мусульманских, так и в немусульманских странах, поскольку владелец банка будет использовать эти деньги для укрепления позиций банка через расширение процентного кредитования и, соответственно, для роста своей прибыли. Кроме того, Вы, как мусульманин, поставите себя в дурацкое положение, поскольку согласно законам, которые очевидно не соотносятся с Шариатом, вам добровольно отдает деньги банкир, который занимается харамом. Следовательно, эти заработанные проценты необходимо рассматривать как харамные деньги, владелец которых неизвестен. Вы поэтому должны избавиться от них, потратив их на мусульманскую благотворительность, отдав бедным и нуждающимся либо тем, кто сражается за себя или свою землю».
Материал взят с сайта islam.plus

Верующий человек должен максимально сторониться харама и сомнительного. К дозволенному относятся кредитные карты, которые никак не связаны с процентными начислениями. Посланник Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям».

Кэшбэк

Когда вы пользуетесь кредитными картами, вы становитесь заемщиком банка, поскольку вы тратите деньги, которые принадлежат не вам, а банку. Таким образом, когда вы получаете вознаграждение от банка за использование кредитной карты, банк-кредитор избавляет вас, как заемщика, от части вашего долга. Например, если ваш банк предлагает вам кредитную карту с кэшбэком в 3%, то это значит, что если вы совершаете покупку на сумму, допустим, 1000 рублей, то банк обяжет вас вернуть не полную сумму, а только 970 рублей, поскольку 3% возвращается вам. С точки зрения Ислама, в этом ничего запретного нет. Однако важно помнить, что банковские карты допустимыми для мусульман только при условии своевременного возврата заема, когда банк не начисляет проценты по кредиту. Обычно в каждом банке существуют кредитные продукты, которые подразумевают отсутствие процента по займу в течение некоторого времени (обычно 1-3 месяца).

Cashback сервисы получают свои деньги, за услугу, в данном случае реклама и привлечение клиентов, и в свою очередь делится с этими деньгами с покупателями, которые являются источником их прибыли.

Банки предлагают вознаграждение по кредитным картам, как правило, по двум причинам:

1. Когда вы пользуетесь кредитной картой, вне зависимости от того, платите ли вы проценты по кредиту или нет, банки получают свою комиссию с продавцов, у которых вы приобретаете товары.

2. Чем чаще вы будете пользоваться своей кредитной картой, тем больше будет разрешенная вам сумма и, следовательно, тем более высок будет процент, который вы должны будете заплатить.

Однако банковские вознаграждения или кэшбэк приучают вас чаще пользоваться кредитами. Может настать такой момент, когда вы не успеете вовремя погасить свою задолженность, и банк начнет начислять проценты по кредиту. Таким образом, кэшбэк может стать причиной безответственного отношения при использовании заемных средств.