ПОДЕЛИТЬСЯ
Чудо птиц
Чудо птиц

Аллах заселил небо птицами, наделив их способностью летать. Вот маленькие серые воробьи мгновенно вспорхнули, испугавшись крадущейся кошки, за ними поднялись в небо встревоженные голуби, каркающей стаей пролетели важные вороны. А мы с интересом и скрытой завистью наблюдаем снизу. Человека всегда тянуло в небо, может быть, это стремление души, сошедшей в наше тело с небес, к возвращению? Но нет у нас крыльев, чтобы взмахнуть ими, и нет силы, чтобы взмыть в небеса. Аллах не создал нас летающими. Счастье полета он подарил другим Своим созданиям.

“Неужели они не видят, как птицы над ними простирают и складывают крылья? Никто не поддерживает их [в воздухе], кроме Милостивого. Воистину, Он видит все сущее!” (Коран “Аль-Мульк”, 19).
“Неужели они не видели покорных [воле Аллаха] птиц, летающих в небе? Их удерживает [в воздухе] только Аллах. Воистину, в этом — знамение для верующих людей!” (Коран “Ан-Нахль”, 79).

Коран объясняет, что Аллах — поднимающий птиц в небо и удерживающий их там. Создавая птиц, Всевышний Аллах закладывает в них способность летать, поэтому, по Его воле, к полету приспособлено все строение их тела. “Птицу узнают по перьям”, — говорят в народе. Действительно, снаружи тело птиц покрыто контурными перьями, состоящими из полого стержня, к которому прикреплены опахала. Нижняя часть стержня, погруженная в кожу, называется очином. Опахало состоит из бородок (тонких роговых пластинок) первого порядка, на которых находятся бородки второго порядка, снабженные мелкими крючочками. Крючочки крепко соединяют бородки между собой. Контурные перья, образующие основную часть несущей поверхности крыла, называют маховыми, образующие поверхность хвоста — рулевыми. Совершенству своего полета птицы обязаны гибкости крыльев и особому расположению перьев, которые частично налегают друг на друга наподобие черепицы.

При взмахе крыла между перьями появляются щели, через которые проходит воздух; при опускании крыла опахала перьев плотно прижимаются друг к другу и создают для воздуха значительное сопротивление. Таким образом, при каждом ударе крыла птица приподнимается, опираясь на воздух, и продвигается вперед, так как движение ее крыльев происходит не только сверху вниз, но и спереди назад. Полет птиц быстротой превосходит все другие способы передвижения животных, а выносливость их такова, что они способны без перерыва лететь несколько дней, преодолевая иногда тысячи километров.

Кроме крыльев, Аллах даровал птицам и другие приспособления к полету: обтекаемую форму тела, облегченные полые кости, систему воздушных мешков и двойного дыхания. Помимо легких, в груди птиц имеются особые воздушные мешки. Из носовой полости, расположенной у основания клюва, воздух попадает в гортань, а затем в трахею. Трахея разделяется на бронхи, которые входят в легкие. Некоторые бронхи проходят сквозь легкие и оканчиваются тонкостенными воздушными мешками. Они располагаются между внутренними органами, между мышцами, под кожей и в полостях трубчатых костей. За счет запаса кислорода в воздушных мешках снижается количество вдохов и выдохов, необходимых для обеспечения обменных процессов в организме летящей птицы. Кроме того, воздушные мешки уменьшают массу птицы во время полета. При подъеме крыльев на вздохе воздух поступает в легкие, частично отдает кислород и проходит в воздушные мешки. В воздушных мешках газообмена не происходит. При опускании крыльев на выдохе воздух из мешков снова поступает в легкие. Кровь забирает кислород и отдает углекислый газ как при вдохе, так и при выдохе. Такое дыхание ученые назвали двойным. Эти удивительные воздушные мешки в теле птицы во время полета то расширяются, то сжимаются, подобно воздушным шарикам поднимая ее в небо! Поистине, Мудрость и Изобретательность Аллаха неисчерпаемы!

А какие нам известны другие создания, имеющие подобные воздушные пузыри? Конечно, рыбы. Рыбы тяжелее воды и, теоретически, должны тонуть в ней. Но этого не происходит: птицы в небе, рыбы в воде — каждый прекрасно чувствует себя в своей стихии. В теле рыбы имеется наполненный воздухом прозрачный плавательный пузырь, представляющий собой вырост пищевода. Благодаря ему рыба может изменять плотность тела и тем самым влиять на свою плавучесть. Так же, как воздушные мешки птиц при движении расширяются и сжимаются, плавательный пузырь рыб увеличивается или уменьшается в зависимости от глубины. Когда рыба опускается, ее пузырь сдувается, излишки воздуха через капилляры перемещаются в кровь. Это помогает быстрому погружению рыбы. Если рыба всплывает, ее пузырь увеличивается, она становится легче. У некоторых рыб плавательный пузырь тонкой трубочкой связан с пищеводом. В этом случае лишний воздух через рот и жабры выходит наружу.

Мы видим, что каждый вид живых организмов создан по мудрому плану, для определенной цели. В строении их органов и систем, в их образе жизни мы не найдем недостатков. Всем своим существованием, стремлением к выживанию, преодолением трудностей сурового климата, конкурентной борьбой за пропитание, живые создания проявляют покорность Воле создавшего их Аллаха и поместившего их именно в эти условия и в этом состоянии. Каждый на своем языке и в силу своих возможностей восхваляет и благодарит своего Создателя:

“Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы, летящие стаями? И каждый знает свою молитву и то, как ему славить [Аллаха]. Аллах же знает о том, что они вершат!” (Коран “Ан-Нур”, 41).
“Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славят Его те, что на небесах и на земле, Он — Великий, Мудрый!” (Коран “Аль-Хашр”, 24).

Священный Коран подтверждает, что каждое живое существо на нашей Земле знает своего Господа, следует путями, указанными Им, подчиняется Его Замыслу и Закону, благодарит и восхваляет Его. Наивысшее проявление покорности живого существа своему Создателю в продолжении рода, рождении потомства и воспитании его. Аллах Всевышний повелел животным заботу о своих детенышах, т.е. заложил в них инстинкт по сохранению потомства. Известно, что для метания икры лососи массами идут из моря в реки и поднимаются высоко против течения! На своем пути лососи проявляют удивительную силу и настойчивость. Они могут преодолевать самую сильную струю течения, перепрыгивают сети и запруды. Ни стремнины, ни пороги, ни даже водопады значительной величины не могут остановить их ход. Достигнув назначенного места, лососи начинают нереститься. Метание икры отнимает у них все силы, так что их сносит течением вниз по реке, где они массами гибнут. Так, покорные воле Аллаха, они исполняют свой долг ценой собственной жизни. Подобных примеров множество среди рыб и представителей царства насекомых. Инстинкт продолжения рода у них проявляется в этой ситуации сильнее инстинкта самосохранения. Самки белых медведей, оставаясь полуголодными, в течение 2 лет выкармливают молоком своих медвежат. Беркуты отдают птенцам пищу из собственного зоба. Кошки бросаются в огонь, чтобы вынести котят из горящего дома. Киты нападают на рыболовецкие суда для спасения своих детенышей, попавших в сети. Лошади преодолевают тысячи километров в поисках своих потерявшихся жеребят. Откуда у животных, не обладающих разумом, появляется понимание опасности, грозящей их детенышам, и самоотверженность в действиях, направленных на их спасение? Неужели приобретение столь разнообразно проявляющихся высших инстинктов может произойти в результате случайных мутаций и естественного отбора?

Ведь если какая-то характеристика появляется при отборе, она должна быть у исходного вида хотя бы в стертой форме. Трудно представить, что бактерия, от которой, по мнению ученых-эволюционистов, произошли все виды живых существ, могла иметь подобный тип поведения! Поистине, “нет у них об этом знания”. Животные ради продолжения своего рода, своего вида, не щадят собственной жизни, не мучаясь при этом вечным человеческим вопросом: “Быть или не быть?” Всевышний Аллах вложил в свои создания программу сохранения рода и каждое живое существо беспрекословно подчиняется Его повелениям, Его порядку, предпочитая смерть ослушанию! Это — животные. А человек? Знает ли человек цену этой жизни? Знает ли сын Адама цену данных ему благ, знаний? Правильно ли понимает этот мир, правильно ли живет? Следует ли Закону и Порядку, установленному Создателем, или с момента прихода в этот мир пытается установить свои собственные правила и порядки? Извлечем урок из нашего путешествия в мир животных: взглянув на них, задумаемся о мире людей.