ПОДЕЛИТЬСЯ

Хафиз, шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в книге «Фатх аль-Бари» (Дар Тайиба: 1/94):

«Слово «Аль-Иман» в лингвистическом значении носит смысл «подтверждение», «вера». В шариатском же значении это – подтверждение всего того, с чем пришёл Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) от своего Господа. Это определение, с которым все согласны.

Далее следуют дополнения к определению, в которых имеются разногласия. Ставится ли в данном определении условие, что человек обязан выражать устами то, что у него на сердце (то есть веру), ведь вера – одно из действий сердца? Или обуславливается ли практика того, во что он уверовал, как то: совершение приказов и следование запретам? Это будет раскрыто далее, ин ша Аллах.

Слова аль-Бухари: «А это – то есть иман – слова и действие. Он усиливается и ослабевает». В версии аль-Кашмихини: «Слово и дело (аль-амаль)». Слово «аль-амаль» передаётся от праведных предшественников, и они использовали его. Речь здесь пойдёт о двух аспектах: 1. иман – это слово и дело, 2. иман усиливается и ослабевает.

1. Что касается слова, то под ним подразумевается произнесение свидетельства. А под делом подразумевается более общий смысл, чем просто деяние сердца и органов, куда входят также и убеждение, и поклонение. Те, кто внёс всё это в определение имана или же, наоборот, вывел из него, делали это с точки зрения того, что человека вероятнее всего ожидает у Аллаха. Праведные предшественники говорили: «Это убеждение сердцем, произнесение устами и практика столпов». Они подразумевали, что дела являются условием совершенства имана.

Отсюда и появилось мнение об усилении или ослабевании имана, об этом будет сказано ниже.

Мурджииты говорили: «Это убеждение и произнесение, и только».

Каррамиты сказали: «Это только произнесение».

Мутазилиты сказали: «Это дело, произнесение и убеждение».

Разница между ними и между праведными предшественниками (саляфу-с-салих) в том, что [эти секты] считали дела условием действительности имана, а предшественники (саляф) – условием его совершенства. Это всё, как мы и сказали, с точки зрения того, что человека вероятнее всего ждёт у Аллаха.

С точки зрения того же, что касается нас, то иман – это признание (икрар), и только. Кто признаёт [истинность религии], к тому применяются шариатские законы (как к мусульманину) в этом мире и тому не выносят суждение о неверии, кроме случаев, когда он совершает дела, которые указывают на его неверие, например, поклон идолам.

Если же он совершает дела, которые не указывают на неверие, например, грех, то те, кто говорит, что грешник обладает иманом, выносят данное суждение с точки зрения признания им [истинности религии].

Если кто-либо отрицает у него иман, то с точки зрения несовершенства его имана. А если кто-то назвал такого человека неверующим, то это суждение с точки зрения действия неверия, которое тот совершил. Если же кто-то не приписывает грешнику неверие, то с точки зрения наличия настоящего имана.

Мутазалиты установили нечто среднее между этими уточнениями и сказали: «Грешник не является верующим и не является неверующим».

2. Праведные предшественники пришли к мнению, что иман усиливается и ослабевает. Однако большинство мутакаллимов отрицают это. Они сказали, что если принять эту точку зрения, то она повлечёт за собой сомнения.

Шейх Мухйиддин ан-Навави сказал: «По наиболее явному и избранному мнению вера усиливается и ослабевает по количеству размышлений и согласно ясности доказательств, поэтому вера Абу Бакра ас-Сыддыка сильнее, чем вера других людей – в том смысле, что у него не было неясностей. Это подтверждается тем, что каждый сам знает, как колеблется и меняется то, что у него на сердце. Иногда его иман проявляет больше убеждённости, искренности и упования, чем в остальное время. Точно то же самое происходит с познаниями или утверждениями в зависимости от ясности доказательств и их количества. Нечто подобное передал Мухаммад ибн Наср аль-Марвази в своей книге: «Та’зыму кадри ас-саля» от группы имамов. То, что передаётся от праведных предшественников – Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса, аль-Авзаи, ибн Джурейджа, Ма’мара и других, ясно высказал Абдурразак в своём «Мусаннафе». А это были правоведы того времени.

Это также передают Абу аль-Касим и аль-Лялякяи в «Китабус-сунна» от аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, от Исхака ибн Рахавейха, Абу Убайда и других имамов. От имама аль-Бухари передаётся по достоверной цепочке, что он сказал: «Я повстречал больше тысячи учёных из разных земель и не видел, чтобы кто-то из них отрицал, что иман – это слово и дело, что он усиливается и ослабевает».

Ибн Абу Хатим и аль-Лялякяи довольно много написали об этом, привели эту информацию с множеством цепочек от группы сподвижников и их последователей и всех тех, чьё мнение принимается во внимание при формировании единогласного решения сподвижников и их последователей. Это также передал Фудайль ибн Ияд и Ваки’ от Ахлю-Сунна валь Джамаа.

Аль-Хаким сказал в труде «Манакиб аш-Шафии», что Абу аль-Аббас аль-Асам рассказал им, что ар-Раби сообщил им: «Я слышал имама аш-Шафии, говорившего: «Иман – это слово и дело, он усиливается и ослабевает»». Это вывел Абу Нуайм в биографии аш-Шафии из книги «Аль-Хилья» по другим цепочкам от ар-Раби и добавил: «Усиливается благодаря поклонениям и ослабевает из-за грехов», — а затем прочитал аят: «Чтобы усилилась вера верующих» (Коран, 74:31)».

Благие дела и фарды являются усовершенствованием Имана.