ПОДЕЛИТЬСЯ
Ислам и рабство — современный взгляд
Ислам и рабство — современный взгляд

Западные средства массовой информации нередко спекулируют на теме рабовладения и работорговли, которые процветают на территориях, находящихся под контролем ИГИЛ.

Самозваный «халиф» выдал своим заблудшим сторонникам «разрешение» на превращение военнопленных в рабов, и на захват женщин.

В связи с этим хотелось бы прояснить вопрос о том, какова позиция современных улемов по поводу рабовладения и работорговли.

Сначала нужно отметить, что рабство появилось задолго до того, как началась миссия пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. История рабства так же длинна как и история войн, ибо рабами становились в первую очередь военнопленные.

Когда ислам был ниспослан людям, рабство на Земле уже давно было чем-то обыденным. Все великие империи древности, возникшие задолго до рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были рабовладельческими. Это касается и Древней Греции, и Рима, наследниками которых считают себя современные европейцы.

Рабство существовало и в средневековой Европе под названием крепостного права.

Существовало рабство и в доисламской Аравии. Исламская правовая система также признает его. Однако статус раба в исламе существенно отличается от такового в неисламских странах.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ваши рабы братья для вас и Аллах поставил их под вашу власть. И тот, у кого есть брат под властью его, должен кормить его тем, что ест сам и одевать его в то, что одевает сам.

Не возлагайте на них, то, что им не по силам, а если возлагаете, то помогайте им». Сахих аль-Бухари, 2545, Книга освобождения рабов.

Али, да будет доволен им Аллах, передает, что последними словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью были: «[соблюдайте] молитву, [соблюдайте] молитву, и бойтесь Аллаха в том, [что касается того], чем владеют ваши десницы (имеются ввиду рабы). Сунан ибн Маджа, 2698.

Ислам поощряет освобождение рабов. Оно рассматривается как богоугодное дело и действенная мера по искуплению своих грехов. Например, тем, кто пропустил обязательный пост в месяц Рамадан, искуплением является освобождение одного раба за каждый пропущенный день поста.

Ряд современных улемов (Шафи Усмани, Саийдур Рахман, Сухейл Тармохамед) считают, что если мусульманские страны заключили с немусульманскими странами договор по какому-то определенному вопросу, в случае если он не противоречит общим принципам шариата, то они обязаны его соблюдать. (المحيط البرهاني، ج ٧، ص ٢٩٠، إدارة القرآن والعلوم الإسلامية, العناية شرح الهداية، ج ٣، ص ٢٦٣، دار الكتب العلمية)
Мусульманские страны присоединились к международным конвенциям, которые запрещают все виды рабства, в том числе насильственное перемещение людей из одной страны в другую, сексуальное рабство, похищения детей и в том числе, похищение женщин. Эти конвенции также предусматривают гуманное отношение к военнопленным, статус которых точно зафиксирован, а их убийства и издевательства над ними являются военными преступлениями.

«Разрешение» на захват рабов, «выданное» боевикам главарем ИГИЛ (запрещено в России) не действительно, так как практически все известные современные исламские богословы заявили, что он не является законным правителем.

Согласно «Шарху аль-Акаид ан-Насафийя» халифом может считаться лишь тот, кому среди прочего все мусульмане принесли присягу верности (байат) и к кому есть доступ, как любому правителю. (Кроме этого имеются другие условия, которые касаются его дееспособности и душевного и физического здоровья)

Местонахождение же главаря ИГИЛ не известно никому, включая его «подданных», он прячется от всех, а мусульмане всего мира не присягали ему и более того, считают его самозванцем. Поэтому все его «разрешения» не законны, и никто не имеет права никого обращать в рабство.

Сахабы, а мы должны брать с них пример, освобождали рабов. Например, Абдуррахман ибн Ауф освободил 30 тысяч (!) своих рабов, Зуль-Киля аль-Химайри -8000 рабов в один день, Абдуллах ибн Умар -1000 рабов. Возникает вопрос: за кем мы должны следовать – за сахабами нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, муэдзином которого был бывший раб Биляль, или за преступниками, которым по закону Шариата за их дела положено суровое наказание?

Ислам не запретил полностью рабства лишь потому что в те времена это была норма жизни и оно было повсеместным, то есть существовало как в исламском мире, так и за его пределом.
Сейчас рабство отменено во все мусульманском мире. По шариату делать свободного человека рабом – запрещено.

Когда сын наместника Египта ударил плетью христианина-копта за то, что он обошёл его на скачках, копт подал жалобу в созданную халифом Умаром ибн Хаттабом систему независимых судей.
Халиф решил лично курировать дело, где был замешан наместник, вызвал наместника Египта, его сына и пострадавшего копта в Медину (столицу халифата).

Лично разобрался в этом деле, ударил плетью наместника и его сына, передал плеть копту и когда тот побил ею сына наместника, потребовал, чтобы он сделал тоже в отношении наместника который позволяет бесчинство своему отпрыску, копт отказался, заметив, что отплатил обидчику и лишнего ему не надо, после чего получил из казны финансовое возмещение морального ущерба и довольный вернулся в Египет.

Умар наказывая наместника и его сына, заявил: как вы можете лишать свободы того, кого Всевышний создал свободными!

В современном обществе рабство потеряло актуальность. Поэтому нет смысла возобновлять то, что имело место в прошлом и потеряло актуальность сегодня, ведь высшая форма рабства по исламу – это быть искренним и богобоязненным рабом своего Создателя.