ПОДЕЛИТЬСЯ

РАЗЛИЧИЕ ВО МНЕНИЯХ – ЭТО МИЛОСТЬ АЛЛАХА
Как известно из вероучения Ислама, со времен Пророка Адама, мир ему, человечеству росло и совершенствовалось, подобно тому, как взрослеет человек. И поэтому Божественные законы (Шариаты), ниспосылаемые через Пророков людям, различались в зависимости от состояния конкретных племен и народов. Со временем, когда человечество словно «выросло» из детского возраста, люди в равной степени обрели способность получать одни и те же знания от одного и того же Учителя. То есть объективно не осталось потребности в различных Шариатах, и Аллахом был ниспослан последний Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и Шариат, ставший доступным для всего человечества. Однако по причине того, что условия и места проживания, а также характеры, умственные и физические способности, сферы деятельности и т.п. у людей отличаются, сохранилась необходимость в небольших различиях в некоторых положениях Шариата. И именно подобная гибкость
в решении не основополагающих вопросов придает нашей религии универсальный характер, позволяя ей существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на Земле.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в разное время совершал одни и те же религиозные обряды с небольшими отличиями, давал разные советы на один и тот же вопрос, учил людей поступать по-разному в одинаковой ситуации. Но все, что касалось основного и важного, было единым и неизменным; все примеры Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), советы и наставления были правильными во всех
случаях. Ученые Ислама, тщательно изучив Коран и Сунну Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и, учитывая эти сходства и отличия, систематизировали полученные знания в богословско-правовые школы – мазхабы. В первые века распространения Ислама существовало более десяти мазхабов. Впоследствии многие из них перестали существовать из-за того, что не нашлось людей, которые продолжили бы их развитие. Поэтому в настоящее время в силу объективных причин сохранилось четыре официально признанные мазхаба. Каждый мазхаб носит имя своего основателя имама: Абу Ханифы, Шафии, Малика, Ханбаля.
Кто-то может спросить: «Истина бывает только одна, как же могут быть правильными решения четырех?» Ученый Бедииуззаман Саид Нурси так отвечает на этот вопрос: «Так же, как вода для пяти разных болезней принимает пять решений: одному, судя по характеру его болезни, вода – лекарство, поэтому с медицинской точки зрения вода для него – ваджиб (необходимость). Другому из-за его болезни вода вредна как
яд, и по медицине вода ему – харам. Третьему – небольшой вред, тогда с
медицинской точки зрения вода для него – макрух (нежелательна). Четвертому человеку вода приносит пользу, не нанося вреда, по медицине она ему – сунна. Пятому вода не вред, не польза, пусть пьет на здоровье, она ему – мубах (свободно дозволена). Итак, истина разделилась. Все пять решений истинны. Так можешь ли ты сказать, что вода только лекарство, только ваджиб, другого и быть не может, другое решение неправильно?! Таким же образом законы (хукмы) Аллаха изменяются по
мазхабам в зависимости от людей, которые подчиняются им, причем изменяются правильно, и каждый закон становится истиной и пользой. Все основатели мазхабов, использовали одни и те же источники Шариата, основными из которых являются Коран и Сунна. А второстепенные, такие как иджма (согласованное мнение), алякийас (суждение по аналогии), истихсан (предпочтительное мнение), урф (применение обычного права), и другие, каждый из них использовал по своему усмор
трению, в соответствии с собственной логикой, системой методов и приемов, используемых им при исследовании. Основы (асл) вероучения у всех мазхабов едины, а различия касаются незначительных вопросов (фуру). Мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества, они объясняют смысл Корана и Сунны и решения, вытекающие из них, в доступной для понимания форме. Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, мусульмане считают остальные три мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых богословов, и среди простых мусульман. Некоторые различия в
способах поклонений не мешают им с любовью относиться друг к другу,
ибо это именно те различия, о которых Пророк (саллаллаху алейхи ва
саллям) сказал, что они являются милостью от Аллаха людям.
УЧЕНЫЕ – НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКОВ
Каждый ли мусульманин имеет право выносить самостоятельное решение по важным вопросам фикха? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, какое место в Исламе занимает знание и знающий человек. Знание религии – это великий дар от Аллаха, которым Он украшает умы и сердца людей по Своей Воле. И об этом Аллах сказал в Коране:
«…Возвысит Аллах степени тому из вас, кто верует, кому дарованы знания (религии). И знает Аллах о том, что вы делаете».«АльрМуджадала», 58/11.
«Эти притчи Мы приводим людям, но постигают их только
знающие».«АльрАнкабут», 29/43.
«Боятся Аллаха из рабов лишь знающие».«Фатыр», 35/28.
«Свидетельствуют Аллах, а также ангелы и наделенные знанием, что нет Бога, кроме Него – Всемогущего, Мудрейшего».«Али Имран», 3/18.Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал об
этом: «Кому Аллах желает добра, тому Он дает понимание в религии.
Я только раздающий, а дает Аллах».Аль-Бухари.
Абу Умама Бахили (радыйаллаху анху) рассказывает, что Посланнику Аллаха упомянули о двух людях, один из которых был простым поклоняющимся, а другой – ученым. Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Превосходство ученого над простым поклоняющимся, как мое превосходство над самым последним из вас. Истинно, Аллах, Его ангелы, все творения небес и земли, даже муравьи в своих
норках и рыбы благословляют обучающего людей добру».(Ат-Тирмизи)
В другом хадисе сказано: «Того, кто следует по пути получения знаний, Аллах выводит на один из путей в Джаннат. Ангелы стелют под ним свои крылья от радости. За ученого просят прощение все творения небес и земли, и рыбы в воде. Поистине, превосходство ученого над поклоняющимся, как превосходство полной луны над всеми звездами. Поистине, ученые – наследники Пророков. И истинно, Пророки не оставляли в наследство динары или дирхамы, а оставляли в наследство знания. И кто взял его, тот получил огромный удел».(Абу Дауд)
Поэтому ученые единогласны в том, что выносить самостоятельные решения по вопросам фикха может только ученыйрмуджтахид. Претендующий на степень муджтахида, должен:
1) знать согласное мнение общины (иджма) по главным вопросам фикха с его вариантами по мазхабам;
2) владеть методами фикха;
3) в совершенстве владеть арабским языком;
4) знать наизусть Коран и его тафсир;
5) знать не менее трех тысяч хадисов с полным комментарием;
6) вести строгую и благочестивую жизнь.
Последними суннитскими муджтахидами высших степеней признаются основатели мазхабов.
Для того, чтобы муджтахиды правильно понимали Коран и хадисы, Аллах Всевышний одарил их мудростью и острым умом, силой воли и еще многими преимуществами, во главе которых искренняя богобоязненность, а затем – божественное озарение их сердец. Приведем краткие сведения об этих необыкновенных людях. Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа б. Нуман б. Саббит альсимам альсАзам. Годы жизни (699 р 767). В юности он получил блестящее общее и богословское образование, был очень богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно размышляющим человеком.
Удостоился чести встречаться с некоторыми сподвижниками Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ночи великий имам проводил в намазх. В одном намазе каждую ночь он полностью прочитывал Коран. В течении 40 лет он выполнял утренний намаз с омовением ночного. Мазхаб Ханафи распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш, ЮАР, Иордарнии, Ливии, Судане, Ливане, части Китая, Турции, России, Центральной
Азии, Египте, Афганистане и т.д. (1/3 мусульманского мира).
Основатель второго мазхаба с Малик б. Анас АльсАсбахи (713-795). В юности учился под руководством около 100 ученых. Написал много книг, среди которых «АльрМуватта» р один из первых сборников хадисов. Он очень любил хадисы и никогда не читал их без омовения. Он был очень честен и никогда не стеснялся сказать «я не знаю», если не знал ответа на чторлибо. Он никогда не делал различия между студен тами, даже если среди них были короли. Мазхаб Малики распространен
в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, части Египта, и в других частях Афр
рики. Основатель третьего мазхаба р аш-Шафии, Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис (767 р 820), ученик Малика бин Анаса. Получил хорошее образование, его уважали за скромность, справедливость, доброжелательность и честность. Он имел великолепную память: в возрасте 9 лет знал Коран наизусть. Он был первым, кто написал книгу «Усуль Альрфикх», т.е. об основах фикха. В Рамадане он прочитывал весь Коран в своих намазах 60 раз. Свои ночи он делил на 3 части: треть проводил
в молитвах, другую треть – в учении, а оставшуюся треть отводил для сна. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб Шафии распространен в Индонезии, Малазии, Таиланде, части Индии и ШрирЛанки, Арабии, Палестине, Уганде, Кении, части Египта, Сирии, ЮАР и др.Четвертый мазхаб основал Ахмад бин Ханбаль, Абу Абдуллах
(780-855). Он получал знания у многих известных ученых и собрал большое количество хадисов Пророка, мир ему: его книга «Муснад» содержит более чем 40 тыс. хадисов. Он был лучшим учеником имама Шафии, который сказал о нем: «Я оставил Багдад, и не было там человека более ученого, скромного, честного и интеллигентного, чем Ахмад бин ханбаль». Имам Ахмад ежедневно выполнял 300 ракаатов дополнительных намазов. На его похоронах присутствовало более 800 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин. Мазхаб Ханбали распространен в Саудовской Аравии и
других странах Персидского залива, в Ираке, Сирии.
Следуя наставлению Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Обучайте людей (религии), облегчайте и не затрудняйте»,106 эти великие ученые облегчили обустройство повседневной жизни каждого мусульманина в соответствии с требованиями Шариата. Их труд является таким великим вкладом в нашу религию, что, если бы не помощь Аллаха, он не был бы возможным, ибо это выше человеческих сил. Поэтому долг истинного мусульманина – быть искренне благодарным тем, кто посвятил свою жизнь глубокому изучению Корана и Сунны и обучению им других. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот не из моей общины, кто не уважает наших старших, не милосерден к нашим
младшим и не почитает наших ученых».