ПОДЕЛИТЬСЯ

Как известно, мазхаб имама Абуль-Хасана аль-Ашари в акыде получил широкое распространение среди учёных шафиитского, маликитского и ханафитского мазхаба в фикхе, особенно среди шафиитов и маликитов.

Это отмечал ещё знаменитый мухаддис, хафиз Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки (384–458 гг. х.) в своём письме к ‘Амиду аль-Мульк: «…о положении нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им, и о той почётной основе, относящейся к нему, о величии его знаний, достоинствах и многочисленности его последователей среди ханафитов, маликитов и шафиитов, которые стремились к науке об основах религии и желали познать доводы разума». (Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиия аль-Кубра», 3/397)

Одна из причин, по которой шафииты приняли мазхаб имама аль-Ашари, заключается в том, что имам Абуль-Хасан аль-Ашари поддерживал тесную связь с учёными, которые были лидерами шафиитов в те времена. Это факихи, которые являлись наследниками школы имама аш-Шафии. Они учились у учеников имама аш-Шафии и учеников его учеников.

Став непосредственными свидетелями силы доводов имама аль-Ашари, ознакомившись из уст имама аль-Ашари с его методологией и аргументацией, шафииты согласились с ними и приняли их. Они засвидетельствовали, что акыда имама аль-Ашари – это акыда Ахлю-Сунна валь-Джамаа. Имам аль-Ашари заслужил их похвалу и признание.

Приведём несколько примеров взаимоотношений и связи имама аль-Ашари с шафиитскими имамами.

1. Первым в списке идёт Закарийя ибн Яхья ас-Саджи (220–307 гг. х.) – имам, хафиз, мухаддис, факих. Он получал знания по фикху у таких учеников имама аш-Шафии, как аль-Музани, аз-За’фарани и Раби ибн Сулейман ар-Рави.

Его иснад до имама аш-Шафии таков: Закария ас-Саджи – аль-Музани – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби сказал о нём в труде «Сияр» (14/198): «Имам, доверенный хафиз, мухаддис, шейх и муфтий Басры Абу Яхья Закария ибн Яхья аль-Басри аш-Шафии. Шейх Абу Исхак сказал в книге “Табакат аш-Шафиия”: “Одним из них был Закария ибн Яхья ас-Саджи, который учился у ар-Раби’а и аль-Музани”».

Имам аль-Ашари учился у Закарии ас-Саджи и перенял у него методологию Ахлю-Хадис.

Хафиз Ибн Касир в своей книге «Табакату Шафи’ийин» (1/192) сказал: «От Закарии ас-Саджи передавала знания целая группа [учёных], среди них шейх Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари, который и перенял у него мазхаб Ахлю-Сунна в [методологии] мухаддисов».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Лисан аль-Мизан» (2/488) сказал: «Абуль-Хасан аль-Ашари передавал знания от Закарии ас-Саджи и перенял у него мнения Ахлю-Хадис».

Интересный случай передаёт Ибн Асакир в книге «Табйин казиб аль-муфтари». Как известно, имам аль-Ашари в первую очередь был мутакаллимом. Мутазилиты, которых имам аль-Ашари победил в очередной дискуссии, хотели унизить имама аль-Ашари, задав ему вопрос по фикху и надеясь, что ему нечего будет ответить. Что же из этого вышло?

Хафиз Ибн Асакир писал: «От Абу Мансура Абдуль-Кахира ибн Тахира аль-Багдади передаётся, что он слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн Тахир ас-Суфи сказал: “Я увидел Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, в мечети Басры. Мутазилиты были побеждены в дискуссии. Один из присутствующих сказал ему: «Мы знаем о твоих глубоких познаниях в науке калям, а я задам тебе явный вопрос по фикху». Он ответил: «Спрашивай, о чём хочешь». Тот спросил: «Что ты скажешь о намазе без аль-Фатихи?». Имам аль-Аш’ари ответил: «Закарийя ибн Яхья ас-Саджи нам рассказал, что Абдуль-Джаббар рассказал им, что Суфьян рассказал им, что аз-Зухри от Махмуда ибн Рабиа передал ему от Убадата ибн Самита, а тот от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) следующие слова: «Не засчитывается молитва у того, кто не прочёл суру аль-Фатиха».Также Закарийя рассказал нам, что Бундар рассказал им, что Яхья ибн Саид передал им от Джафара ибн Маймуна, что Абу Усман передал тому слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повелел мне объявить в Медине, что намаз без аль-Фатихи не засчитывается». Далее Абдуллах ибн Мухаммад ибн Тахир сказал: «Тогда тот, кто задал вопрос, замолчал и ничего не ответил»». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 274. Дару-т-Таква)

Как видите, имам аль-Ашари был не только мутакаллимом, но и мог уверенно отвечать на вопросы по фикху. Он ответил, приведя хадис со своим иснадом через имама Закарию ас-Саджи и тем самым заставил мутазилита умолкнуть.

2. Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурайдж аль-Багдади (умер в 306 г. х.) – имам шафиитов своего времени. Его прозвали обновителем религии 3 века по хиджре. Его иснад до имама аш-Шафии: Ибн Сурайдж – Абуль-Касым аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии. Также передаётся, что он получал знания непосредственно и у имама аль-Музани и аз-За’фарани.

Имам Абу Исхак аш-Ширази сказал о нём в труде «Табакату-уль-Фукаха» (с. 106): «Он – Ибн Сурайдж – был одним из великих шафиитов и имамов мусульман. Его называли “серый сокол”. Он был назначен кадием города Шираза. Его считали лучшим соратником Аш-Шафии, даже лучше Аль-Музани».

Хафиз Ибн Касир сообщил в книге «Аль-Бидая ва Нихая» (15/101): «Он – аль-Ашари – получал знания о хадисе у Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, а фикху обучался у ибн Сурайджа».

Имам аль-Ашари успел почерпнуть кое-что из этого океана знаний.

3. Абу Бакр ас-Сайрафи (умер в 330 г. х.) – факих шафиитов, ученик Ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии таков: Абу Бакр ас-Сайрафи – Абуль-Аббас ибн Сурайдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз Ибн Касир сказал о нём в труде «Табакат Шафи’ийин» (с. 246): «Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах ас-Сайрафи, шафиитский факих, один из “асхаб аль-вуджух» (Категория факихов, способных выводить новые появившиеся вопросы и отвечать на них посредством усуля своего мазхаба или по аналогии со старыми вопросами, на которые уже ответил основатель их мазхаба.) в фикхе и усуль аль-фикхе. Обучался фикху у Ибн Сурайджа. Некоторые сказали о нём: “Ас-Сайрафи лучше всех остальных, кроме имама аш-Шафии, знал усуль аль-фикх”».

Кади Ибн Халикан сказал в книге «Вафайат аль-А’йан» (4/199) следующее: «Он был одним из факихов. Обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурайджа. Прославился тем, что искусно проводил исследования, аналогии и умело разбирался в основных науках. По усуль аль-фикху он написал книгу, подобной которой прежде него никто не написал. Абу Бакр аль-Каффаль сообщил в своей книге по науке усуль аль-фикха, что Абу Бакр ас-Сайрафи лучше всех людей после имама аш-Шафии разбирался в науке усуль аль-фикха, и он первый из наших соратников, кто взялся за науку об условиях и написал по ней книгу, в которой всё великолепно изложил».

Так вот, имам Абу Бакр ас-Сайрафи по достоинству оценил вклад имама аль-Ашари в победу над мутазилитами.

От Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада ибн Язида передаётся, что имам Абу Бакр ас-Сайрафи (умер в 330 г. х.) сказал: «Мутазилиты высоко держали голову, пока Аллах не ниспослал имама аль-Ашари, который загнал их в стебельки кунжутного растения». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 218. Дару-т-Таква)

4. Абу Исхак аль-Марвази (умер в 340 г. х.) – имам шафиитов своего времени. Он был наиболее приближённым и великим учеником Ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии: Абу Исхак аль-Марвази – Абуль-Аббас ибн Сурейдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби сказал о нём в труде «Сияр» (15/429): «Великий имам, шейх шафиитов, факих Багдада Абу Исхак Ибрахим ибн Ахмад аль-Марвази, сподвижник Абуль-Аббаса ибн Сурейджа и самый видный его ученик. Он работал в Багдаде долгое время, писал книги. Под его руководством сформировались такие имамы, как Абу Зейд аль-Марвази и Кади Абу Хамид Ахмад ибн Бишр аль-Марвазури – муфтий Басры».

Имам аль-Хатыб аль-Багдади сказал о нём в книге «Тарих Багдад» (6/498): «Шафиитский имам, разъяснявший мазхаб. Он жил в Багдаде долгое время, преподавал и выносил фетвы, выпустил множество учеников. К концу жизни переехал в Египет и там принял смерть. Улица аль-Марвази, которая находится в районе ар-Раби, названа в его честь».

Кади Ибн Халикан сказал о нём в книге «Вафаят аль-А’йан» (1/27): «Шафиитский факих, имам своего времени в выдаче фетв и преподавании. Он обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурейджа и преуспел в этом. После ибн Сурейджа он возглавил шафиитов в Ираке. Составил множество книг и прокомментировал “Мухтасар” аль-Музани».

Абу Исхак аль-Марвази был главным учеником имама Абуль-Аббаса ибн Сурейджа.

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади сказал в труде «Тарих Багдад» (13/260) в биографии имама аль-Ашари: «По пятничным дням он (аль-Ашари) присутствовал на собраниях Абу Исхака аль-Марвази, факиха соборной мечети аль-Мансур».

От имама Абу Исхака аль-Исфарайини передаётся, что Абуль-Хасан аль-Ашари не только получал знания о фикхе у Абу Исхака аль-Марвази, но и сам преподавал науку каляма имаму аль-Марвази.

Хафиз Ибн ас-Салях (577–643 гг. х) сказал в труде «Табакат фукаха Шафиийя» (2/604): «Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни – отец имама аль-Харамайна – передал в своём толковании к “Рисаля аш-Шафии” слова устаза Абу Исхака аль-Исфараини: “Абуль-Хасан аль-Ашари прибыл в Ирак и стал брать уроки по фикху у шейха Абу Исхака аль-Марвази, а тот, в свою очередь, брал уроки по каляму у Абуль-Хасана”».

5. Абу Сахль ас-Су’люки (296–369 гг. х.) – имам шафиитов Хорасана. Его иснад до имама аш-Шафии: Абу Сахль ас-Су’люки – Ибн Хузейма – аль-Музани – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби так описал Абу Сахля ас-Су’люки в труде «Сияр» (16/235): «Имам, величайший учёный, овладевший многими науками, Абу Сахль Мухаммад ибн Сулейман ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Харун аль-Ханафи (из рода Бану Ханиф) аль-Иджли ас-Су’люки ан-Нейсабури, шафиитский факих, мутакаллим, грамматик, толкователь Корана, языковед, суфий, шейх Хорасана».

Аль-Хаким сказал о нём: “Он был океаном знаний своего времени – последним из своих сверстников. Родился в 296 году. Начал слушать хадисы в 305 году и посещал уроки ибн Хузеймы, затем посещал уроки Абу Али Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ас-Сакафи, дискутировал (о научных вопросах) и понаторел в этом. После этого он был приглашён в Асбахан. Когда весть о смерти его дяди Абу Тайиба ас-Су’люки дошла до него, он тайно отправился в Нишапур в 37 году. А затем и его семья переехала из Асбахана. Он выносил фетвы и преподавал в Нишапуре тридцать с чем-то лет”.

Факих Абу Бакр ас-Сайрафи сказал о нём: “Жители Хорасана не видали подобного Абу Сахлю”.

Ас-Сахиб Исмаил ибн Аббад сказал о нём: “Мы не видели подобного Абу Сахлю и он сам не видел подобного себе”.

Шейх Абу Исхак сказал в труде “Табакат”: “Ас-Су’люки из племени Ханифа был спутником Абу Исхака аль-Марвази, умер в конце 369 года. Он был правоведом, литератором, мутакаллимом, толкователем Корана, суфием, писателем. У него обучался его сын Абу Тайиб, а также факихи Нишапура”.

Абу Сахль ас-Су’люки был в таких близких отношениях с Абуль-Хасаном аль-Ашари, что они вместе устраивали собрания для диспутов с мутазилитами.

От Абу Амра ар-Разджахи передаётся, что имам Абу Сахль ас-Су’люки аш-Шафии (296–369 гг. по хиджре) сказал: «Мы вместе с шейхом Абу аль-Хасаном аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, посетили собрание ‘Аляви в Басре, и он дискутировал там с мутазилитами, да оставит их Аллах без помощи! Их было много, а имам аль-Ашари дискутировал с каждым из них поочерёдно и одолевал их всех. Каждый раз, как прекращал говорить один его оппонент, на его место становился другой, пока все они не закончились. Когда мы пришли на второе собрание, то на него не явился ни один из них. Тогда он перед ‘Аляви сказал: “О юноша! Напиши на дверях: «Они убежали”». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 218. Дару-т-Таква)

6. Абу Абдуллах ибн Хафиф (276–371 гг. х.) – факих шафиитов. Также он был учеником ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии: Ибн Хафиф – Абуль-Аббас ибн Сурайдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби в труде «Сияр» (16/346) сказал об имаме Абу Абдуллахе ибн Хафифе: «Шейх, имам, познавший Аллаха, факих, образец для подражания, овладевший многими науками, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Хафиф ибн Исфикшар ад-Дабий аль-Фарисий, аш-Ширази, шейх суфиев. Он обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурейджа».

Ас-Сулями сказал: «Он проживал в Ширазе, а мать его была родом из Нишапура. На сегодняшний день он является шейхом шейхов, целой историей, а среди людей не осталось более продвинутого человека, чем он, и более высокого по своему положению. Он был спутником Рувайма ибн Ахмада и ибн Ата. Встречался с Халяджем. Он лучше всех шейхов знал явные науки (науки шариата), крепко держался Корана и Сунны и был шафиитским факихом».

Ибн Хафиф рассказал интересный случай о его знакомстве с имамом аль-Ашари.

Кади Абу Бакр аль-Бакиллани (338–403 гг. х.) передаёт, что имам Абу Абдуллах ибн Хафиф (276–371 гг. х.) рассказывал: «Я прибыл в Басру и искал Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, и мне показали дорогу к нему. Я застал его на дискуссионном собрании. Когда я вошёл туда, то нашёл группу мутазилитов, которые вели с ним разговор. Они замолчали, и Абуль-Хасан аль-Ашари начал говорить с каждым из них поочерёдно: “Ты сказал так-то и так-то, а ответ этому будет такой-то и такой-то”, и так продолжалось, пока он не ответил каждому. Когда он вышел с собрания, я последовал за ним и стал разглядывать его. Тогда он спросил: “Что ты смотришь?”, а я ответил: “Сколько у тебя языков, сколько ушей и сколько глаз?”. Тогда он рассмеялся и спросил: “Откуда ты?”, я сказал: “Из Шираза”. После этого я стал его спутником». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 219. Дару-т-Таква)

Также ученики имама Абу Абдуллаха ибн Хафифа (276–371 гг. по хиджре) передали, что он рассказывал следующее: «В дни своей молодости я прибыл в Басру, чтобы увидеть Абуль-Хасана аль-Ашари после того, как весть о нём дошла до меня. Я встретил шейха красивой внешности и спросил у него: “Где находится дом Абуль-Хасана аль-Ашари?”, он ответил: “А что ты хочешь от него?”, я сказал: “Я хочу увидеться с ним”. Он же сказал: “Завтра пораньше приходи на это место”. Я прибыл на то место пораньше, и когда увидел того шейха, то последовал за ним, пока он не вошёл в дом неких знатных горожан, а когда они увидели его, то проявили почтение к его статусу. Там была группа учёных и дискуссионное собрание. Они усадили его посредине. Он задал им какой-то вопрос и принялся говорить, как вдруг зашёл шейх (то есть имам аль-Ашари) и стал опровергать его и дискутировать, пока не заставил его замолчать. Я очень удивился его (аль-Ашари) знаниям и красноречию и спросил у тех, кто был рядом со мной: “Кто этот шейх?”, на что они ответили: “Абуль-Хасан аль-Ашари”. Когда люди разошлись, я последовал за ним (за имамом аль-Ашари), а он обернулся ко мне и сказал: “О юноша! Что ты думаешь об аль-Ашари?”, а я отвечал, стараясь угодить: “О мой господин! Думаю, он соответствует своему положению, однако вопрос…”, он спросил: “Какой?”, я ответил: “Почему они не спрашивают равного тебе по статусу и степени, а спрашивают у кого-то помимо тебя?”, на что он сказал: “Мы изначально не разговариваем с этими! Однако если они пускаются в разговоры о том, что не дозволяется в религии Аллаха, то мы опровергаем их согласно решению, которым нас обязал Аллах (Свят Он и Велик) – опровергать тех, кто противоречит истине”». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 219-220. Дару-т-Таква)

7. Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили (277–371 гг. х.) – имам, мухаддис, шейх-уль-Ислам.

Имам Абу Бакр аль-Исмаили сказал: “Всевышний Аллах восстановил эту религию посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Нуайма аль-Истарабази после того, как она — то есть большая её часть — ушла”. (Аз-Заркаши, «Ташниф аль-Масами», 4/849; Ибн Асакир, «Тарих Димашк», 37/99)

Имам аль-Ашари заслужил столь высокую оценку своего современника, шейх уль-Ислама Абу Бакра аль-Исмаили. А ведь имам аль-Исмаили безусловно был из авторитетнейших имамов своего времени.

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. по хиджре) сказал о нём в книге «Табакат Шафиийин» (с. 305): «Абу Бакр аль-Исмаили аль-Джурджани – факих, имам, хафиз, один из великих шафиитов в фикхе, хадисе и написании книг».

Имам аль-Хаким (321–405 гг. по хиджре) сказал о нём: «Аль-Исмаили был уникальным учёным своего времени, шейхом мухаддисов и факихов, самым достойнейшим из них. Среди учёных не было разногласий относительно него». («Сияр а’лям ан-нубаля», 12/314).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хафиз Ибн Асакир, приведя похвалу имамов в адрес Абуль-Хасана аль-Ашари, сказал в книге «Табйин казиби-ль муфтари» (с. 274): «Достаточно для Абуль-Хасана достоинства в том, что его заслуги засвидетельствовали подобные имамы, и достаточно для него гордости в том, что его хвалили одни из достойнейших учёных этой общины. Его репутации не вредит осуждение некоторых людей, которые имеют изъян в понимании и занимаются низменной деятельностью. Они не аргументируют его осуждение ничем, кроме самих этих осуждений и простых обвинений».

Великий толкователь Корана, хафиз Ибн Касир в книге «Табакат Шафи’ийин» (с. 698) высказал похвалу высказался о книге Ибн Асакира «Табйин казиб аль-муфтари»: «[Хафиз Ибн Асакир] дал в “Табйин кязиб аль-муфтари аля шейх Аби аль-Хасан аль-Ашари” хорошую биографию аль-Ашари и его сторонников вплоть до современности. Также он перечислил его убеждения из книги «Аль-Ибана» и других книг, к которым пришёл аль-Ашари после своего покаяния в мутазилизме и стремлении к прямому пути Ахлю-Сунна, и опроверг в ней того, кто обвинял его в больших грехах. Также упомянул в ней его достойные качества и то, что показывает его достоинства и намерения».

Ибн Касир включил имама Абуль-Хасана аль-Ашари в число учёных, которые придерживались шафиитского мазхаба. О причинах этого он сообщил в книге «Табакат Шафи’ийин» (с. 212): «Великий хафиз Абуль-Касим ибн Асакир, да смилуется над ним Аллах, многословно передал биографию аль-Ашари. Он принёс огромную пользу и составил целый том о нём. Он перечислил, какие учёные относили себя к имаму аль-Ашари после его смерти. И большинство из них были шафиитами. Это то, что подвигло меня к упоминанию аль-Ашари в разделе об уровнях учёных шафиитов, чтобы [люди] знали о его эпохе, его достоинстве и положении, да смилуется над ним Аллах. Амин».

У имама Абуль-Хасана аль-Ашари была тесная взаимосвязь с шафиитскими имамами. Имам получал знания у шафиитов, а шафииты получали знания у него. Последующее поколение имамов шафиитов стали относить свою акыду к нему, и таким образом абсолютное большинство шафиитов стали ашаритами. И это положение, вот уже 1117 лет, сохраняется по сей день.