ПОДЕЛИТЬСЯ

Намаз — это второй из пяти столпов религии ислам. Читать намаз обязан каждый мусульманин.

В Священном Коране сказано о намазе:

«Совершайте намаз и выплачивайте закят» (Сура «аль-Бакара», 2:43).

«Совершайте намаз, поистине, намаз является предписанным для мусульман в определённые времена» (Сура «ан-Ниса», 4:103).

«И совершайте намаз, и не будьте из числа многобожников» (Сура «ар-Рум», 30:31).

«Читай им то, что ниспослано тебе из Писания, и совершай намаз» (Сура «аль-’Анкабут», 29:45).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах  повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах  обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот – в опасности. Если Аллах  захочет, то Он по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».

Всевышний определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, избегают всего отвлекающего от Аллаха, выплачивают закят, не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими жёнами или невольницами, за что они не порицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное.  Блаженны те,  которые  соблюдают договоры и берегут  врученное им на хранение, исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и есть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно» (Сура аль-Муъминун, 23:1–11).

Прерывать выполнение фард-намаза не допускается. Однако есть некоторые случаи, при которых прекратить выполнение молитвы будет необходимо.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее: «Человеку, приступившему к совершению обязательного намаза в начале отрезка времени, отведённого для его совершения, запрещается прерывать его без уважительной причины, даже если осталось достаточно времени для того, чтобы повторно совершить намаз».

Имам ан-Навави говорит в этом отрывке о неких «уважительных причинах», которые допускают прерывание намаза. Имеется в виду, что прервать намаз можно, если есть опасность, если необходимо защитить религию, имущество, жизнь или честь. Мусульманин обязан защищать свою религию, своё имущество, жизнь свою и других мусульман и честь. Если во время намаза произошёл пожар, то мусульманин может оставить намаз и помочь в тушении возгорания. Если кому-то вдруг стало плохо, то мусульманин идёт и помогает страдающему. Если мусульманин увидел, что кто-то ворует, то он должен это присечь.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям в своей книге «Кава‘ид аль-ахкам фи масалих аль-анам» относительно таких случаев приводит следующее шариатское правило (ка‘ида):

«Нужно предпочесть спасение утопающих, жизнь которых неприкосновенна, совершению намазов. Потому что спасение утопающих, чья жизнь неприкосновенна, лучше для Всевышнего Аллаха, чем совершение намазов.

У человека также есть возможность совместить совершение обоих полезных дел: сначала спасти утопающего, а потом возместить пропущенный из-за этого намаз. Ведь известно, что польза, которую получил бы человек, совершив тот намаз, который он пропустил, даже близко не сравнима с наградой за спасение жизни мусульманина от гибели.

Такое же решение действительно и в отношении человека, который соблюдает обязательный пост в Рамадан и увидел утопающего, которого он не сможет спасти, не прервав пост, или увидел, что напали на человека, которого он не может спасти, если не наберётся сил, прервав пост и поев, в таких случаях он должен прервать пост и спасти этого человека».

Опираясь на довод великого учёного и логику, мы делаем вывод, что мусульманин, даже если в это время совершает намаз, обязан помочь человеку, которому вдруг стало плохо, особенно если рядом нет людей, способных оказать помощь пострадавшему. Верующий, прервавший намаз, после оказания необходимой помощи, должен восполнить молитву. Помогать надо любому человеку, который попал в беду: утопающему, упавшему в обморок, раненному, попавшему в пожар, тому, на кого напали враги и т.д.