ПОДЕЛИТЬСЯ
businessman opens a long position by clicking on buy

ПРИБЫЛИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ИСЛАМОМ

В то время, когда несправедливость и тирания как мрак ночи накрыли мир, Аллах пролил Свой свет и ниспослал Ислам с тем, чтобы помочь обездоленным и угнетенным. Ислам, который своими вечными и мудрыми принципами дал возможность человеку жить счастливо в этом и вечном мире, обратил особое внимание на соблюдение справедливости и предписал мусульманам поступать справедливо, быть честными и не попирать права других людей. Всевышний Аллах в суре «ан-Нахль» говорит:

اِنَّ اللّٰهَ يَاْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْاِحْسَانِ وَا۪يتَاۤئِ ذِي الْقُرْبٰى وَيَنْهٰى

عَنِ الْفَحْشَاۤءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْيِ

«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие»[1]. В этом аяте нам предписано быть справедливыми. Таким образом, Ислам категорически против несправедливости, тирании, любой угрозы жизни, чести и имуществу, а также извлечения неправедной прибыли, что наносит вред и людям, и обществу.
В этом разделе мы рассмотрим неправедные способы извлечения прибыли, отношение Ислама к этим способам и наказания за подобные нарушения.
ВОРОВСТВО

Воровство и законы Ислама, касающиеся этого вопроса.

«Воровство» на арабском языке – «сиркат». Лексическое значение слова «сиркат»: незаметно взять что-то, принадлежащееИСЛАМ,ВОРОВСТВОдругому, будь то много или мало. В исламском праве «сиркат»: скрытное хищение разумным и совершеннолетним человеком чужого имущества, материальная ценность которого составляет 10 дирхамов и более, и которое лежит в защищенном месте.
Как видно из определения, для того чтобы человек считался «сариком» (то есть вором), мог отвечать перед законом и понести наказание, прежде всего нужно, чтобы похищенное имущество имело некоторую материальную ценность. Кроме того, нужно, чтобы это имущество было защищенным, то есть охранялось.
Воровство – одно из самых позорных преступлений. Ислам категорически запрещает любой вид воровства, потому что это социальная болезнь, которая нарушает покой общества, ставит под угрозу жизнь и имущество граждан. Если эту болезнь не лечить, то она поставит под удар экономическое развитие общества и приучит людей добывать деньги, не работая. Промышлять воровством и пользоваться чужим имуществом в Исламе запрещено. Ислам, призванный дать счастливую жизнь и в этом, и вечном мире, встал на защиту пострадавших и определил суровое наказание за воровство. В Коране Всевышний Аллах говорит:

وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوۤا اَيْدِيَهُمَا جَزَاۤءً بِمَا كَسَبَا نَكَالًا
مِنَ اللّٰهِ وَاللّٰهُ عَز۪يزٌ حَك۪يمٌ

«В возмездие за то, что они содеяли, отсекайте руки вору и воровке как наказание от Аллаха, ведь Аллах – великий, мудрый»[2]. Из аята следует, что мужчине или женщине, повинным в воровстве, следует отрубать руку. Такое наказание кажется суровым по отношению к провинившемуся. Но в исламском обществе общественные интересы и благоденствие более приоритетны, чем выгоды и благополучие отдельных личностей.
В риваяте от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) говорится, что женщину из Курайшитов поймали на воровстве и привели к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Потом к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришли ходатаи с просьбой не наказывать эту женщину, принадлежащую к знатному роду. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Знаете, что погубило народы до вас? Когда кто-то из знати совершал воровство, на это закрывали глаза. Когда же кто-то из черни совершал кражу, его тотчас наказывали по всей строгости. Клянусь Аллахом! Если даже Фатыма, дочь Мухаммада совершит кражу, то и ей обязательно отрубят руку!»[3] После чего приказал отрубить руку этой женщине.
В хадисе от Саффана ибн Умаййа (радыйаллаху анху) говорится, что Саффан остался ночевать в мечети и под голову вместо подушки подложил свой плащ. Пока он спал, к нему подкрался вор и вытащил плащ, но Саффан вовремя проснулся и, поймав вора, привел его к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал отрубить вору руку[4]. Но предписание отрубать руку за воровство в Исламе не распространяется на все виды краж. Для этого должны иметь место следующие условия:
1. Виновный должен быть разумным и совершеннолетним.

Несовершеннолетний ребенок или психически больной по Исламу не подлежат суду. Таким образом, если ребенок или безумец совершат кражу, то им не отрубают руку.
2. Материальная ценность украденного имущества не должна быть меньше 10 дирхамов.

В риваяте от Айши (радыйаллаху анха) говорится: «Практика отрубания руки не распространялась на кражи малоценного имущества. Для применения подобного наказания требовалось, чтобы украденное имущество равнялось цене одного кожаного щита»[5]. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Не рубите руку, если ценность украденного меньше 10 дирхамов».
3. Имущество должно быть защищенным.

Наказание (хадд) назначается, если украденное имущество было защищено. Защищенность предполагает, что это имущество находится либо в сейфе, либо в помещении под замком. Защита может осуществляться как при помощи охраны, так и при помощи охранных систем – сигнализации, компьютерного наблюдения и т.д. Если вор совершил кражу из подобного защищенного места и был пойман, то ему отрубят руку. Но если кража произошла в общественном месте, там, где постоянно ходят люди, где нет ни охраны, ни охранных систем, то вору не назначают установленное наказание (хадд).
Понятие «кража» в 21-ом веке приобрело новые формы. В то время как в прошлые века люди крали имущество из защищенных мест, сегодня современные воры крадут при помощи компьютеров в виртуальном мире, вскрывая коды банковских счетов, защищаемых людьми или компаниями, нанося ущерб на миллионы дирхамов. На самом деле нет принципиальной разницы между такой кражей и кражей из защищенного места.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не рубите руку за украденное в горах или на пастбище, но рубите за украденное из овчарни»[6].
4. Чистосердечное признание вора.

Для вынесения установленного наказания (хадд) требуется, чтобы вор признал свою вину. Когда речь идет о случае кражи, где нет свидетелей, а подозреваемый отрицает свою причастность к преступлению, то указанное наказание (хадд) не будет вынесено, потому что есть вероятность клеветы и наговора. Если вор сознается, то его накажут. В риваяте от Умаййи аль-Махзуми (радыйаллаху анху) говорится: «К Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) привели человека, который сознался в краже, но украденное не было найдено. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я не думаю, что ты совершил эту кражу». Вор возразил: «Нет, это я украл». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил свою фразу два или три раза, но вор каждый раз подтверждал свою виновность. Наконец Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал отрубить ему руку. Наказание привели в исполнение. Потом вора привели обратно к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Покайся перед Господом и проси прощения». Человек сказал: «Я каюсь и прошу у Аллаха прощения!» Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воззвал к Всевышнему: «О Аллах! Прости его!» и повторил свою молитву два раза.
То есть, не за каждое воровство полагается отрубать руку. Отрубание руки вору в Исламе не преследует цели уничтожить человека или искалечить его, а имеет цель уничтожить само преступление.
Кроме того, вынесение и приведение в исполнение наказания – это прерогатива Исламского государства. За кражу мелких вещей наказание (хадд) не назначается. Кроме того, при вынесении наказания следует учитывать социальное и экономическое положение в обществе. Отрубать руку за кражу в то время, когда в обществе большое количество нищих и обездоленных, не справедливо, потому что именно государство должно заботиться и поддерживать слабых и малоимущих.
Практика суровых наказаний в обществе, где нет возможностей для экономического развития, где богатые не заботятся о бедных, не платят закят и не дают милостыню, не приведет к социальной справедливости, а наоборот, приведет к угнетению и станет источником новых проблем.
[1].  «ан-Нахль» 90.
[2].  «аль-Маида» 38.
[3]. Бухари, Худуд 11, 12, Шахадат 8, Анбия 50, Фадаиль аль асхаб 18, Магази 52; Муслим, Худуд 8; Тирмизи, Худуд 9; Абу Дауд, Худуд 4, Насаи, Сарик 5.
[4]. Абу Дауд, Худуд 14; Насаи, Сарик 4; Муватта, Худуд 28.
[5]. Бухари, Худуд 13; Муслим, Худуд 5; Муватта, Худуд 24; Тирмизи, Худуд 16; Абу Дауд, Худуд 11; Насаи, Сарик 11, 12.
[6]. Насаи, Сарик 11, 12.