Покровительство деда Абдулмутталиба.
Всевышний Аллах не оставил Свое любимейшее творение (саллаллаху алейхи ва саллям), потерявшее вначале отца, а затем и мать, без защиты. Благословенного Сироту, прижав к груди, взял под свою опеку его дед Абдулмутталиб. Он проявил столько любви, сострадания и нежности к нему, сколько не проявил ни к кому из своих детей. Никому не позволялось входить в комнату, где спал или находился в одиночестве Абдулмутталиб. Однако Солнце обоих Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не расставался с дедом и мог свободно входить в его комнату, когда он находился в ней один, и даже тогда, когда он спал.[1]
На мягкий тюфячок, миндар, никто из его сыновей, по причине уважения и почитания отца, не осмеливался садиться. В то время, когда они стояли в присутствии отца, наш господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) мог прийти и спокойно сесть на тюфячок деда. Абдулмутталиб говорил своим сыновьям, которые пытались поднять Его:
«Оставьте моего сына в покое! Клянусь Аллахом! Его честь, слава и положение будут высочайшими!»
Говоря эти слова, Абдулмутталиб ласково проводил рукой по спине внука. Все, что бы ни делал внук, красавец из красавцев, все было по душе его дедушке.[2]
Абдулмутталиб не притрагивался к еде до тех пор, пока за стол не садился его маленький внук, будущий Господин Миров… Он говорил:
«Приведите ко мне моего сына».[3]
Когда приносили еду, то он сажал Его рядом с собой, а иногда, усадив на колени, кормил Его самыми вкусными и лакомыми кусочками…[4]
В те дни, когда свирепствовали голод и засуха, а люди находились в бедственном положении, жители Мекки поднялись на гору Абу Кубайс, чтобы вознести молитву-дуа с просьбой о ниспослании дождя. И Абдулмутталиб, посадив на плечи нашего семилетнего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям), также поднялся на вершину горы. Община выстроилась рядом с ним…
Абдулмутталиб, со Светом Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) на своих плечах, воздел руки к небесам и произнес молитву-дуа. Не успели люди удалиться от того места, где находились, как грянул дождь, да так обильно, словно небеса разверзлись для того, чтобы осыпать благодатью долину Мекки…[5]
Когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) исполнилось восемь лет, умер и его дедушка Абдулмутталиб. Вот так рухнули все бренные и видимые опоры…
После этого Единственным Покровителем и Наставником Его стал Аллах. Наряду с этим, эти бренные мирские опоры и помощь, которые Он увидел в самые уязвимые моменты своей жизни, послужили источником Его поступков, деяний и образа жизни, ставших для людей классическим примером для подражания. Кроме того, в том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) со временем был лишен опеки и заботы своих родителей, заключался ряд сокровенных смыслов…
Самый важный из них – это не дать возможности пустить в ход утверждения о первых основах, имеющих отношение к его пророчеству и призыву в том виде, в каком они могли быть приобретены благодаря воспитанию его отцом и дедом…
Кроме того, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был полностью воспитан лишь Аллахом, а также, будучи лишен своих родителей, был огражден от обычаев и традиций его современников, которые передавались от отца к сыну…
К примеру, в одном из своих хадисов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так и сказал:
«Меня взрастил и так прекрасно воспитал мой Господь». (Суйюти, 1, 12).
С другой стороны, тот факт, что, будучи лишен опеки своих родителей, наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вырос высоконравственной личностью, – одно из ярчайших доказательств его пророчества…
Еще одна мудрость и сокровенный смысл того, что он вырос сиротой. Его сердце, став утонченным и чутким, чувствительным и мягким, достигло такого состояния, что стало подчиняться лишь Аллаху. Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), испытавший на себе в полной мере всю горечь сиротства, а также боль бессилия, был всегда покровителем беззащитных людей.
В одном из его хадисов говорится:
«С теми, кто покровительствовал своему сироте, а также постороннему сироте, потерявшему родителей, Я буду находиться бок о бок в Раю».
Произнеся эти слова, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) соединил вместе указательный и средний пальцы. (Муслим «Зухд», 42; См. Бухари «Адаб», 24; «Таляк», 14).
И еще одна мудрость заключена в следующем:
Человек на каждой ступени своей жизни должен сделать для себя образцом для подражания Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Для этого Всевышний Аллах устроил так, что жизнь свою Его Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) начал с самого уязвимого с социальной точки зрения положения в обществе, с положения сироты, а затем, заставив Его пройти через различные ступени общественного положения, возвысил Его до уровня главы государства.