ПОДЕЛИТЬСЯ

Без сомнения получение знаний от специалиста — основа успеха в освоении любой науки и любой профессии. Если человек хочет стать профессиональным врачом, архитектором, летчиком он должен учиться у профессионалов.  А можем ли мы изучать акыду, фикх, хадисы или тафсир Корана без профессионалов, устазов и шейхов?Ведь путь передачи знания от ученика к учителю — одна из основ Ислама.

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились у него, некоторые из них получали от него знания на протяжении всех двадцати трех лет его пророческой миссии. И именно через получение знаний из в уста, они стали выдающимися личностями.

Почтенный Карафи — один из ведущих богословов, выработавших методологию исламского права, говорил: «Если бы у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не было бы никакого чуда для доказательства его пророчества, достаточно им воспитанных сахабов». Именно воспитанных! Обучение, воспитание задача устаза, шейха, муршида! Через обучение и воспитание полудикие, жестокие, невежественные бедуины за очень короткий срок стали высокодуховными личностями, на которых до сих пор равняются мусульмане. Этих людей, воспитанных на уроках- сохбетах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и называют сахабами.

Затем Сахабы передали знания своим ученикам, которых называли табиинами (последователями), среди которых был и наш великий имам Абу Ханифа. Табиины передали их своим ученикам, и так по непрерывной цепочке эти знания дошли до нас. Было бы наивным считать, что ученые получали знания из книг.

Книги — это важный, но все же, инструмент. Книги по исламским наукам часто оказываются почти бесполезными без компетентного учителя, разъясняющего их содержание.

Да, начитанность — очень важное качество устаза и проповедника, но это дополнение к к основе, а основа — его знания, полученные у живых учителей.

Имам аль-Ауза‘и говорил: “Знание было уважаемо, пока ученые передавали его из уст в уста. Когда же оно попало в книги, то попало в руки тех, кто его недостоин”. “ас-Сияр” 7/114.

Получение знаний от живых учителей, а не из книг или статей –это условие надежности знаний, правильного понимания, включенности в живую цепочку передачи знаний, идущую от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до наших дней.
Шейх Мухаммад Аввама, да будет Аллах им доволен, сравнивает шейхов и учителей с отцами, а учеников — с детьми, тогда вся история ученых Ислама выглядит как история одного рода, а тот, кто не учился у шейхов — его происхождение и родословная неизвестны, он словно сирота в науках.
Имаму Абу Ханифе, да будет Аллах им доволен, сказали, что в мечети собираются люди для изучения фикха. Он спросил: «Есть ли у них глава?». Ему ответили, что нет. Тогда он сказал: «Они никогда не выучат фикх!».

Имам Ахмад ибн Ханбал, да будет Аллах им доволен, сказал: «Хвала Аллаху, Который в каждой эпохе сделал обладающих знанием наследниками посланников, которые призывают заблудших к верному руководству, претерпевая от них страдания. Они оживляют с помощью Книги Аллаха мертвые сердца и с помощью света Аллаха направляют слепцов. И скольких же сраженных Иблисом они оживили, и сколько заблудших они направили на прямой путь! Как же прекрасен их след, который они оставили среди людей и как же отвратителен след людей, который они оставили злословя о них! …» (См. “ар-Радду ‘аля аз-занадикъа уаль-джахмия” 6.)

Всевышний Аллах вменил в обязанность общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) при отсутствии знаний обращаться к ученым, сказав: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).

‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!” (Абу Хайсама в “Китабуль-‘ильм” 144, аль-Аджурри в “Ахлякъуль-‘уляма” 45. Иснад достоверный.)

Аль-Азди рассказывал: “Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса о джихаде, и он сказал мне: “Разве ты не хочешь, чтобы я известил тебя о том, что лучше, чем джихад?” Я сказал: “Конечно!” И он сказал: “Построй мечеть и обучай в ней обязанностям (фард), суннам и фикъху религии”. аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа” 3/503, Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 1/31.

А что касается того, кто пренебрегает учеными и хочет обойтись без них, тот пропал!

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Кто пренебрег учеными, тот потерял жизнь будущую (ахира)”. Ибн ‘Асакир 32/344.

Почему? Да потому, что он может вообще отступить от веры.

Сказал Мухиюддин ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии в книге «Равдат ат-Талибин» в разделе «ридда»: «[Ридда] – это прерывание Ислама. Это иногда может быть из-за слова, смысл которого – куфр, а также может произойти из-за действий, указывающих на неверие, которые совершаются намеренно и с издевательством, например, поклонение идолам или солнцу или кидание Корана в грязные места, колдовство, в котором есть элементы поклонения солнцу.

Также неверие может быть из-за произнесенного слова, содержащего в себе смыслы неверия, неважно, сказано это с убеждением, упорством или в шутку» (Равдат ат-Талибин, 7\284-283..)

Исходя из этого особо актуальны слова шейха Сахля ибн ‘Абдуллах ат-Тустури который говорил: “Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут почитать правителей мусульман и ученых, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую”. “Тафсируль-кубра” 5/260.

Второй аспект важности получения знаний от учителей — это возможность получить благодать от общения с праведниками, приобретения похвальных нравственных качеств от шейха.

Близкое общение с ними — условие для нравственного самосовершенствования, без которого получение религиозных знаний — это просто освоение информации.
  Очевидно, что серьезная учеба, а тем более приобретение нравственности,  — процесс, занимающий не год, и не два. О многих ученых, имамах мусульман, передается, что они учились у своих шейхов десятилетиями.

Так, табиин Ну’айм аль-Муджмир учился у Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, на протяжении двадцати лет.

Сабит аль-Бунани был близок к Анасу ибн Малику, да будет им доволен Аллах, сорок лет.

Имам Нафи’ ибн Абдиллях, ученик имама Малика, учился у него в течении сорока или тридцати пяти лет с раннего утра и до позднего вечера( Ссылки на передающих эти сведения см. в «Ма’алим аль-иршадийя» шейха Аввамы, с. 170 — 171.)
В «Манакыб Аби Ханифа»

Однажды имама Абу Ханифу спросили:
 — Как ты выучил фикх?
Имам ответил:
— Я был около .. источника знаний и фикха. Я был рядом с учеными. Постоянно находился рядом с факихом по имени Хаммад и получил от него пользу. Я был рядом с ним столько времени, что не знаю никого, кто был бы с кем-то столько же. Я задавал ему много вопросов. Наверно, я утомлял его, он говорил: «О Абу Ханифа! У меня колет в боку и щемит сердце». Аль-Муввафика аль-Макки. С. 52 — 53. (Дар аль-кутуб аль-‘араби).
Эти великие личности считали необходимым для себя десятилетиями получать знания у учителей. Но почему же сейчас некоторые попадают на уловки невежд, которые говорят: «Вам достаточно книг».

Ибн Лябид рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)упомянул перед нами о некоторых вещах, после чего сказал: «Это произойдет тогда, когда исчезнет знание»Я спросил его: “Как исчезнет знание, если Коран читаем мы, наши дети и дети наших детей?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал:«Да лишится тебя твоя мать о Ибн Лябид, а разве иудеи и христиане не читают Тору и Инджиль, но разве они из этого что-либо извлекают?!»Ахмад 4/218, ат-Тирмизи 2653, Ибн Маджах 4/48.

Таким образом, мы видим, что слова тех, кто говорит: “Достаточно знания арабского языка и чтение книжки, чтобы понять, что правильно, а что нет, где истина и чьи аргументы сильнее” – является заблуждением!

Истинное знание – это ученые, а не знание языка или наличие книг.

Знание – это непрерывная цепь. Оно было передано Всевышним Аллахом ангелу Джибрилю (мир ему), который из уст в уста передал его пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Таким же образом это знание пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал своим сподвижникам, а они в свою очередь передали своим ученикам таби’инам.

И так до наших дней, от учителя к ученику, из уст в уста.

Ученые – это те, кто помогает правильно понимать религию. Всевышний Аллах сказал: «Такие притчи Мы приводим людям, но понимают их только обладающие знанием» (аль-‘Анкабут 29: 43).

Примером того, как обладающие знанием помогают правильно понимать религию, является история с теми, кто после смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отказался выплачивать закят, поскольку они опирались на слова Всевышнего: «Бери  из их имущества пожертвование, чтобы посредством него очистить и возвысить их» (ат-Тауба 9: 103). Они полагали, что данное веление относится лишь к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Эти люди знали в совершенстве арабский язык, но из-за того, что они не обратились к обладающим знанием, они впали в заблуждение, из-за чего Абу Бакр сражался с ними, пока они вновь не стали выплачивать закят!

И подобных примеров в Исламе великое множество, когда ученые помогали правильно понимать религию.

Мусульмане во все времена осознавали необходимость получения религиозных знаний и всегда стремились обучаться у достоверных теологов.

Имам-хафиз Аль-Хатыйб Аль-Багдадий сказал:

«Кто изучает Хадисы по книгам – не является мухаддисом, — он называется книжником. А также тот, кто обучается чтению Кор`ана самостоятельно, – книжник, а не кари`».

Отсюда вытекает главный принцип обучения Знаниям по Исламу: Обучение должно проводится под руководством опытного, достоверного наставника контролирующего знания каждого из своих учеников.

Передано от Абу Дауда, что у одного мужчины на голове зияла глубокая рана, и он находился в состоянии джунуб, а была холодная ночь. Он спросил окружающих, что ему делать. Ему ответили, чтобы он совершил полное омовение. Этот человек искупался и умер. Об этом случае сообщили Пророку Мухаммаду, мир Ему, и Он сказал:

«Они убили его. Пусть Аллаh покарает их»

Необходимо, чтобы во всех уголках исламского мира, во всех исламских общинах были наставники, которые могут обучить религиозным знаниям.

Сказал Аллаh Всевышний   (Сура «Аз-Зумар», Аят 9):

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لاَ يَعْلَمُون

Это означает: «Скажи, разве имеют одинаковую степень знающие и незнающие».

Всевышний Аллах вменил в обязанность общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) при отсутствии знаний обращаться к ученым, сказав:

«Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).

Каждый му’мин для постижения истинного пути должен в своей вере, своем поклонении следовать по стопам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и так же, конечно и свою духовную жизнь должен строить по примеру, являющегося образцом для всех мусульман Пророка Мухаммада.

Как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), му’мин должен стараться в жизни быть покорным Всевышнему Аллаху, проявлять терпение в бедах, благодарить Аллаха за дарованные блага и не поддаваться тщеславию и гордыне.

И чтобы преодолеть препятствия на пути совершенствования души, конечно же необходимо обращаться к алимам и муршидам-камиль (совершенным наставникам), которые являются наследниками Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и искренне следовать их наставлениям и советам. Пребывание в обществе любимых рабов Аллаха является великой милостью.

Муршида-камиль можно определить по трем качествам:

Первое качество: Полное следование предписаниям Корана и Сунны. Жизнь муршида- камиль воплощает нравственность Корана и Сунны. Их следование Корану и Сунне находится на более высоком уровне, чем у других людей, подобно тому, как при передвижении по снежной целине люди ступают след в след за проводником, чтобы не провалиться. Именно поэтому муршида-камиль называют «варасату‘ль анбия» т.е. наследник Пророка. Разумеется, такие люди достигли полного контроля над своим нафсом.

Второе качество: Каждое действие и слово муршида-камиль напоминает об Аллахе. Аулия, ставшие достойным отражением прекрасных Имен Аллаха и наполнившие свою нравственность прекрасными качествами (джамаль), являются напоминанием об Аллахе всем окружающим.

Когда сподвижники спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, кого можно считать любимцами Аллаха, он ответил:

«Это те, при виде которых вспоминаешь об Аллахе» (Хайсами, Маджамуз-Заваид, X, 78; Ибн Маджа, Зухд, 4).

Третье качество: Духовная родословная муршида-камиль восходит к самому Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).

Муршиды-камиль являются образцовыми личностями, продолжающими миссию пророков по очищению и воспитанию душ.

Толкователь Корана Бурсави в отношении аята: (смысл) «…Ищите средство приближения к Нему…» (аль-Маида, 35), сказал следующее: «Этот аят ясно повелевает искать средство приближения к Создателю. Это крайне необходимо.

Приближение к Аллаху состоится только при этом условии. А средством приближения служат праведники, постигшие истину, и совершенные духовные наставники» (Бурсави, Рухуль-Байан, т. IV, стр. 543).

Ученый, передающий знания своему ученику, является средством его обучения. Также и совершенные духовные наставники выполняют подобную функцию: они занимаются наставлением на прямой путь, но уже не в явных науках, а в духовной сфере.

Согласно этому, те, у кого имеются недостатки в знании фикха, должны исправлять свои пробелы посещением уроков по шариату у достоверных ученых. Тем же, кто обладает недостаточными знаниями, касающимися «скрытого (внутреннего) фикха» следует приводить в порядок свой внутренний мир посещением сохбетов и бесед и получением фейза у благочестивых праведников, то есть у муршидов.

Они должны совершенствоваться духовно, восполняя в сердце недостаток таких качеств, как ихлас (искренность), таква (богобоязненность), хушу (смирение) и ихсан (совершенное поклонение).

Ниспослание пророчеств завершилась, но миссия духовного наставника, ведущего верующего по пути наилучшего исполнения воли Аллаха, – продолжится до Судного дня.
Муршиды — наследники пророков и посланников в части разъяснения Корана применительно к отдельной человеческой личности.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«… يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجاتٍ…»سورةالمجادلة\11

«…Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знаний на разные степени…»(сура «Аль-Муджадала», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)., толкуя этот аят, сказал:

«Аллах даровал учёным алимам уровень на семьсот степеней выше уровня простых уверовавших, и расстояние между каждым из степеней – пятьсот лет пути».

Имам аш-Шафии сказал: «Если алимы, следующие своим знаниям, не являются валиями (любимцами) Аллаха, то у Аллаха вообще нет валиев».