При создании семьи в большинстве случаев делают такое дуа: «Пусть Аллах состарит вас вместе». Стороны должны приложить все усилия для сохранения своего брака на протяжении всей жизни. Но все же иногда браки распадаются.
В основном расторжение брачных уз происходит путем развода, но иногда акт бракосочетания может быть аннулирован и на стадии его заключения вследствие выявления недостатков.
I. АННУЛИРОВАНИЕ АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ
В основе своей брак является актом, который не может быть расторгнут сторонами. Однако в некоторых случаях брак может быть аннулирован на стадии заключения из-за выявленных недостатков, а иногда из-за возникновения причин, препятствующих его продолжению. Поскольку аннулирование акта бракосочетания и развод подчинены
разным правовым решениям, то большое значение имеет правильное распознание того, чем является расставание, расторжением акта бракосочетания или разводом. Опираясь на 229-230 аяты суры «Аль-Бакара», исламское право признает троекратный развод. Расставание же, произошедшее
вследствие аннулирования акта бракосочетания, не входит в это число.
Некоторые из причин аннулирования акта бракосочетания являются субъективными. Возможны различные оценки данного события в качестве причин для аннулирования брака. Например, если девушка вышла замуж без разрешения опекуна, то опекун может претендовать на аннулирование данного акта, ссылаясь на неравенство между супругами или же на более низкий по сравнению общепринятым размер махра. В подобных субъективных вопросах для определения того, является ли та или иная ситуация причиной для аннулирования акта, в качестве условия было принято наличие судебного решения.
Браки, которые могут быть аннулированы по решению суда, до момента вынесения решения считаются законными, вследствие чего все события, происходящие в этот период, влекут за собой правовые решения, вытекающие из нормального акта бракосочетания. Например, опекун девушки, вышедшей без его разрешения замуж, выразил
свое несогласие с браком, а до вынесения судебного решения один из супругов скончался. В этом случае оставшийся в живых супруг/супруга становится его законным наследником.
II. РАЗВОД И ЕГО ВИДЫ
В арабском языке развод обозначается словом «таляк». В книгах по фикху термин «таляк» обозначает как сам развод, так и слова и выражения, которые в прямом смысле или косвенно указывают на расторжение брачных уз.
1. Развод с точки зрения соответствия сунне
«Сунни таляк» – это развод, соответствующий сунне, а «бидайи таляк» – это развод, противоречащий сунне. Термин «бидайи таляк» указывает на те формы развода, которые не соответствуют установленным исламом принципам и правилам. По мнению ханафитского мазхаба, сунни таляк делится на два вида: хасан (хороший) и ахсан (наилучший).
При разводе «ахсан» мужчина во время чистого периода (свободного от менструации) дает жене однократный развод и до окончания срока идда (срок, который необходимо выждать женщине после развода) не вступает с ней в интимную близость и не дает ей повторного развода. При разводе «хасан» мужчина после первого развода во втором и третьем чистом периоде повторяет свое желание развестись. Таким образом, во время трех чистых периодов мужчина дает своей жене троекратный развод.
«Бидайи таляк» – это развод, не соответствующий вышеуказанным нормам. Развод, данный женщине во время месячных, в чистый период после вступления с женщиной в интимную связь, а также двукратный или трехкратный развод, данный в один чистый период, является разводом, противоречащим сунне.
2. Развод с точки зрения наличия или отсутствия у мужа права вернуть свою жену («раджи-таляк» и «баин-таляк»)
Развод, при котором муж имеет право до окончания срока идда односторонним волеизъявлением отказаться от развода и вернуть свою жену, именуется «раджи таляк». Слово «раджи» означает возвращение.
Раджи-таляк становится возможным после брачной ночи, осуществляется путем использования слов и выражений, открыто указывающих на развод. При этом должна отсутствовать договоренность о разводе за вознаграждение и число разводов не должно достигать трех. Муж до истечения
срока идда в одностороннем порядке имеет право отказаться от развода, это может быть выражено как в устной форме, так и действиями (поцелуй,объятия, интимная близость).
При баин-таляк мужчина в одностороннем порядке не сможет продолжить прежний никах. Стороны смогут продолжить брачные отношения только при обоюдном согласии путем заключения нового брака.
3. Развод за вознаграждение (мухаляа)
В исламе право развода закреплено за мужчиной. Поэтому, особенно в мазхабе Ханафи, возможности женщины по разводу без согласия мужчины весьма ограничены. Женщина, чтобы получить согласие мужа на развод, может выплатить ему вознаграждение. Мухаляа (развод за вознаграждение)
относится к категории баин-таляк.
4. Развод по решению суда
В исламском праве женщина может расторгнуть брак в одностороннем порядке, обратившись в суд. Ниже перечислены ситуации, при которых суд обеспечивает женщине право расторжения брака:
а) наличие у мужа определенных недостатков.
Основными недостатками мужчины, вследствие которых женщина может потребовать развод, являются заболевания половой системы, препятствующие нормальной половой жизни. К числу таких недостатков относятся и умственные расстройства, а также проказа. В других мазхабах количество недостатков, позволяющих женщине требовать развода гораздо больше, чем в мазхабе Ханафи, и кроме того, по тем же самым причинам мужчина может развестись со своей женой.
б) отсутствие материального обеспечения.
Если мужчина не в состоянии обеспечивать свою жену средствами к существованию, женщина, обратившись в суд, может потребовать развода.
в) плохое отношение.
Иногда продолжение семейной жизни может угрожать здоровью женщины. В этом случае женщина имеет право обратиться в суд и потребовать расторжения брака.
5. Лиан (развод вследствие призвания проклятий)
Лиан является особым методом, к которому прибегают муж и жена в том случае, когда муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии, но не может этого доказать с помощью четырех свидетелей.
Обвинение в прелюбодеянии может быть выражено в устной форме или же в форме непризнания своим рожденного ребенка. Поклявшись четырежды Аллахом в своей правоте, муж призывает проклятие на себя, если он лжет. В случае если жена не признает своей вины, совершается такая
же процедура, которая подробно раскрывается в 6-9 аятах суры «Нур», и судья выносит решение о расторжении брака после выполнения процедуры.
6. Илля (развод в результате данной клятвы)
Развод «илля» означает клятву женатого мужчины о невступлении в половую связь со своей женой в течение четырех месяцев или большего срока.
Таким образом, мужчина совершает ила, говоря своей жене «клянусь Аллахом, я не вступлю с тобой в половые отношения» или «клянусь Аллахом, я в течение четырех месяцев не буду вступать с тобой в половые отношения» или же «если я вступлю с тобой в половые отношения, то пусть
совершение хаджа станет для меня долгом».
Если мужчина, совершивший ила, желает продолжения брака, то он до того, как истекут четыре месяца с момента клятвы, должен нарушить данную клятву, вступив с женой в интимную связь.
Если он не нарушит данной клятвы в течение четырех месяцев, то этот брак автоматически будет расторгнут. Если же он нарушит данную клятву до истечения четырех месяцев, то брак будет сохранен, а за нарушение клятвы необходимо будет выплатить искупление.
7. Зихар (развод вследствие уподобления жены матери)
Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет права заключать брак. Зихар происходит, например, когда муж скажет супруге: «Твоя спина для меня подобна спине моей матери (или сестры и т. п.)».
Развода не происходит, если муж сравнивает жену с частями тела женщины, являющейся для него временным махрамом (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж с намерением оказать свое почтение скажет жене: «Ты мне как
мать», то это не будет считаться зихаром.
III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА. ПЕРИОД ИДДА
С расторжением брака стороны расстаются друг с другом. После развода для женщины наступает период, являющийся препятствием для брака, этот период называется «идда». Срок идда в особых случаях может стать причиной некоторых ограничений и для мужчины. В данном случае нужно принимать во внимание срок идда, ношение женщиной траура и ее материальное обеспечение. Если брак был закончен в результате смерти мужа или развода, и незадолго до этого между супругами имела место интимная близость, то для
женщины наступает период, в течение которого она не может снова выйти замуж, этот период называется идда. Рожденный в этот период ребенок будет законнорожденным.
С одной стороны, идда обеспечивает возможность точно понять, является ли женщина беременной или нет, предотвратив таким образом появление сплетен и кривотолков, а с другой стороны, предоставляет разошедшимся супругам возможность оценить ситуацию и обдумать возможность возврата к совместной семейной жизни. В случае же смерти мужа это будет для женщины неким периодом траура.
1. Срок идда после смерти мужа
После смерти мужа женщина не может выйти замуж за другого человека, пока не закончится срок идда. В случае, если она не является беременной, это четыре месяца и десять дней. («Аль-Бакара», 2/234) Срок ожидания беременной женщины, муж которой умер, заканчивается с рождением ребенка («ат-Таляк», 65/4).
2. Срок идда при разводе
Здоровые небеременные женщины с точки зрения срока ожидания делятся на две категории: женщины, у которых возникают месячные, и женщины, у которых наступила менопауза.
Если развод произошел после уединения или интимной близости, то срок ожидания для небеременной женщины, у которой возникают месячные, составляет три менструальных цикла. Если же у женщины наступила менопауза, то срок идда составляет три месяца. («Аль-Бакара», 2/228; «Ат-Таляк»,
65/4) Если женщина развелась во время месячных, то этот период не входит в срок ожидания. Если разведенная женщина беременна, то срок идда заканчивается с рождением ребенка. («ат-Таляк», 65/4)
В случае, когда развод состоялся до того, как супруги остались один на один, срока ожидания нет.
(«Аль-Ахзаб», 33/49)
3. Срок идда, связанный с недействительным актом бракосочетания или сомнительным половым актом
Хотя недействительный акт бракосочетания и не дает право на совместное проживание, но может случиться так, что стороны, заключившие его, некоторое время жили вместе. Мужчина и женщина должны немедленно расстаться. Интимные отношения, которые могли иметь место, являются сомнительными. В любом случае женщина должна будет ждать такой же срок, как и при разводе.
4. Срок идда и траур
Женщина, муж которой скончался, до окончания срока идды не должна прихорашиваться, накладывать макияж, использовать парфюмерию, и в том числе хну, красить волосы и надевать праздничную одежду. В книгах по фикху для обозначения этого состояния скорби, испытываемого женщиной из-за смерти мужа, используется термин «хыдад» (траур). По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая была разведена со своим мужем троекратным разводом, обязана соблюдать те же условия, что и при трауре. Женщине, которая была разведена со своим мужем с правом возврата, рекомендуется украшаться и стараться привлечь к себе
внимание бывшего мужа.
Женщина, выжидающая необходимый срок после смерти мужа или после развода, на всем протяжении срока идда остается в том доме, где она жила с мужем до его смерти или развода. Особенно ночи она не должна проводить в других местах.
5. Срок идда и обеспечение средствами существования
В отношении того, обязан ли муж обеспечивать бывшую жену средствами к существованию и местом проживания во время срока идда, существуют разногласия. Женщина, которая выжидает необходимый срок после смерти своего мужа, не имеет права на материальное обеспечение и обеспечение жильем.
Обязанность же женщины по проживанию на протяжении всего срока идды в том доме, где она жила с мужем до его смерти, ограничена согласием на это наследников. Здесь нужно учесть, оставлено ли ей в наследство достаточное количество жилплощади, необходимой для проживания. По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая выжидает срок идда, обладает правом на материальное обеспечение и обеспечение жильем. На протяжении срока идда она продолжает жить в том же доме, в котором она жила до развода, и, как и во время замужества, обязанности по ее материальному содержанию несет на себе ее бывший муж.