Общение — это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество не могло бы полноценно существовать. С появления первого человека – нашего праотца Адама (мир ему), оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации.
Сегодня люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт.
Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном ее развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим.
И самое главное, посредством общения и ее культуры распространяется истина – Слово Божье.
Правила общения Пророка Мухаммада
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был человеком, который понимал важность общения с людьми, и он завязывал общение не только с верующими и признавал не только мусульман.
Он считал, что каждый человек ценен сам по себе, независимо от веры, языка, национальности, пола, социального статуса и роли в обществе, поэтому Пророк устанавливал хорошие отношения со всеми.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) нес Божественное послание в понятной для людей форме, так, чтобы они могли его услышать и почувствовать, поговорить, прочитать или написать об этом; и в его поведении мы находим примеры, которым можем следовать в своей жизни.
Миссия и цель Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) как Пророка заключалась в том, чтобы наладить плодотворный диалог с людьми, общаться с ними. Для этого он не только прибегал к разным средствам коммуникации, доступным в то время, но и учитывал психологические черты конкретного человека и особенности общества, что позволяло ему представить свое послание самым оптимальным способом.
Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) приходилось сталкиваться с самыми разными людьми. Некоторые постоянно пребывали под его влиянием, могли видеть, слышать, жить рядом с ним. Другие не находились с ним в столь непосредственной близости, третьи присоединились к верующим позднее или принадлежали к следующему поколению.
Он понимал психологию общества, а также личные характеристики людей, составлявших это общество, и поэтому прибегал к различным способам общения. Например, принимая пищу и выбирая одежду, он руководствовался условиями региона, в котором находился. Точно так же, обращаясь к людям, он всегда учитывал способность слушателей воспринимать; примеры, на которые он опирался, он подбирал из мира, знакомого и понятного его слушателям.
Из животных самым распространенным примером были верблюды, из растений – финики. Кто-то из окружавших его людей был городским жителем, кто-то – бедуином и жил в пустыне. Поэтому Пророк Мухаммад, выполняя трудную задачу передачи послания, предназначенного всем людям, независимо от возраста и места жительства, находил мудрые способы завязать общение, наладить взаимосвязь с аудиторией. Для этого он опирался на средства, соответствующие их понятиям и представлениям.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), принимая людей, учитывал их индивидуальные различия. Например, однажды к нему пришел бедуин, у которого жена родила черного ребенка, и бедуин отказывался признать его. На это Мухаммад спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Бедуин ответил утвердительно. Тогда Пророк спросил, какого они цвета. Бедуин ответил, что они рыжие. «Есть ли среди них белые, черные или серые?» «Конечно, среди них есть серые верблюды», ответил бедуин. Тогда Пророк сказал: «Как ты думаешь, откуда взялись эти серые верблюды?» «О, Пророк, это их кровь, они унаследовали ее от предков». «Тогда возможно этот младенец похож на кого-то из своих предков», — сказал Пророк (Муслим).
Мухаммад мог бы сказать, опираясь на свой авторитет Пророка: «Я говорю тебе, как Пророк Аллаха, это твой ребенок». Но он объяснил это на понятном для бедуина языке, воспользовался примером из жизни бедуинов, и, ссылаясь на опыт спрашивавшего, смог решить проблему так, что бедуин сам пришел к правильному заключению.
Из благословенных уст достопочтимого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в адрес сподвижников нисходило большое количество наставлений:
«Доброе слово [в адрес другого человека, а тем более близкого, подчиненного или родственника] — милостыня [то есть вернется благом сказавшему, как в земной обители, так и в вечной]».[1]
«Страшитесь Ада! [Будьте набожны пред Богом, сторонясь явных грехов и совершая благие дела!] И пусть же [благое] будет проявлено хотя бы половинкой финика [чем-то очень малым и незначительным, совершенным на благо другим] или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом [подбадривающей, правдивой, успокаивающей, воодушевляющей, дарящей положительные эмоции вашему собеседнику речью]».[2]
«Верующий не может быть порочащим (поносящим, дискредитирующим), проклинающим, грубым (непристойным, неприличным), ругающимся и похабным», — также подчеркивал Он.[3]
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал: «Есть пять качеств, присутствие которых в человеке намного более ценно для него, чем стадо прекрасных верблюдов [С учетом современных ценностей: «чем табун прекрасных породистых скакунов»]:
- Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (а это и пустословие, и разговоры о том, в чем ты несведущ). В противном случае тратишь время зря. Здесь ты не защищен от ошибки и греха.
- Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы.
- Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своим невежеством и невоспитанностью).
- В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, как желаешь это самому себе.
- Совершая поступки, будь мужчиной: не упускай из виду очевидность воздаяния за благое и неотвратимость наказания за греховное».[4]
Все мы знаем о том, что из 120000 сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, на территории Хиджаза находятся могилы только 20000. Остальные 100000 отправились с призывом по миру. И по географии мусульманских стран и большого количества мусульман, проживающих во многих континентах нашей планеты, мы видим на сколько успешным был их призыв.
Они приходили небольшими группами и даже поодиночке, не имея при себе ничего, чтобы заинтересовать в новой вере материально. Однако их призыв был успешным, так как их поведение и речь свидетельствовали об истинности их слов.
Где и у кого они приобретали такую культуру общения, которая сама по себе убеждала в том, что их религия ниспослана Всевышним?
Они обрели ее у самого пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Они были проникнуты важным пророческим наставлением: «Облегчайте и не затрудняйте! Несите благую весть и не отталкивайте, не отвращайте![5]
Да поможет нам Всевышний Аллах стать достойными преемниками нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего!
Да сохранит нас Всевышний Аллах от употребления в общении с людьми лжи, сплетен и ругани!
Да помилует нас Всевышний Аллах в День Суда, когда каждое сказанное нами слово будет свидетельствовать «за» или «против» нас!
Амин!
[1] См, например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1904; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 550.
[2] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1904, хадис № 6023; там же. Т. 4. С. 2053, хадис № 6563; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 550, хадис № 6023; там же. Т. 14. С. 509, хадис № 6563.
[3] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».
[4] См.: аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 535, 536.
[5] См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т.1.С.457, хадис №637, «сахих».