Уединение в пещере Хира.
По мере приближения времени пророчества – Нубувват-и Мухаммадийя, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал весьма часто искать уединения, а также погружался в долгие раздумья…
Время от времени Он, выходя из дома, удалялся от Мекки, направляясь в тихие и безлюдные места. В такие моменты деревья и камни, встречавшиеся на Его пути, приветствуя Его, говорили: «Ас-саляму алейке, О Посланник Аллаха!» Наш Пророк – Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) – оглядывался по сторонам, однако никого не видел, только деревья и камни.[1]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Я знаю в Мекке один камень, который приветствовал Меня еще до Моего пророчества. Я и сейчас знаю, где находится этот камень». (Муслим «Фадаиль», 2).
А господин Али (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Я находился в Мекке с нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдвоем мы посетили некоторые места. Мы шли среди деревьев и гор. Все горы и деревья, встретившиеся на пути Посланника Аллаха, говорили Ему: «Ас-саляму алейке, о Посланник Аллаха!» (Тирмизи «Манакыб», 6/3626).
Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) с наступлением месяца Рамадан уединялся на месяц в пещере Хира,[2] чтобы совершать там богослужения. Он кормил нищих и обездоленных людей, приходивших в это время к Нему, удовлетворял всяческие их потребности. Прежде чем покинуть место уединения и богослужений и вернуться домой, Он совершал обряд обхождения вокруг Каабы – таваф.[3] При виде того, как Его соплеменники поклонялись идолам, Ему все больше и больше хотелось уединения…
Его поклонения Аллаху и богослужения во время уединения и удаления от забот бренного мира, так же, как и у Его «отца» Ибрахима (алейхис салям), проходили в форме размышлений, созерцания Каабы и извлечения уроков назидательности от созерцания земли и небес.[4]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), направляясь в пещеру Хира, брал с собой немного съестного. Когда еда заканчивалась, Он шел к Хадидже, брал что-нибудь из съестного, а затем возвращался назад.[5]
Бывало и так, что порой Он совершал богослужения в пещере Хира вместе со Святой Хадиджой.[6]
Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), пребывая в одиночестве в пещере, слышал голоса, видел свет и очень боялся того, что это могут быть вещи, связанные с джинами и с прорицанием.
Он говорил Хадидже:
«О Хадиджа! Боюсь того, как бы Я не стал прорицателем. Клянусь Аллахом! Ничто не вызывает у Меня большего отвращения, чем эти идолы и прорицатели!»
Она же, утешая Его и успокаивая, говорила:
«О сын дяди моего![7] Не говори так! Аллах никогда не сделает Тебя прорицателем!» (Ибн Сад, 1, 195).
Периоды уединения Посланника Аллаха, когда Он пребывал в пещере Хира, подобны приключениям семени зерна, находящегося в почве. Это место, где происходит процесс зарождения жизни, который навсегда остается непостижимым уму человека…
Именно в этой пещере были засеяны семена веры, здесь был зажжен факел вечного счастья, и здесь началось ниспослание Священного Корана в дар человечеству, Коран, который является путеводителем и гидом, указывающим путь постижения истинной веры – хидайя. Внешними факторами, побудившими Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) уединиться в пещере Хира, были Его страдания, вызванные нищетой, тиранией и заблуждением народа, а также Его всеобъемлющее сострадание к нему, что отозвалось эхом в Его сердце…
На самом же деле, это был подготовительный период, который должен был обеспечить доведение до сознания человека истин Священного Корана, являющегося проводником вечного счастья от Всевышнего Аллаха посредством чистого сердца Мухаммада…
Этот факт, подобный факту заземления тока высокого напряжения, был актом возникновения духовной искры, а существовавшая между Всевышним Аллахом и Его Хабиби (саллаллаху алейхи ва саллям) сокровенная тайна требовала того, чтобы это случилось в таком удаленном от людских глаз месте, как пещера Хира. Этот период был временем, когда Аллах готовил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) стать личностью, которой будут переданы откровения, а также временем проявления у Посланника Аллаха способности нести на себе непосильную для обычных людей ношу.
Это был период Его закаливания, подобный процессу закаливания стали, когда постепенно из недр металла под воздействием высоких температур выплавляется высококачественная, чистая сталь…
Невозможно представить себе человеческое сознание, которое было бы способно удержать эту тайну, не выходя из рамок в попытках вместить ее в себя, или же человеческое слово, способное безупречно выразить эту тайну…
Исходя из уединений, а в последующие периоды и от отказа от земных благ, отрешения от всего земного Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), мы понимаем, что, как бы не совершал мусульманин богослужения, ему не удастся стать совершенным человеком в полном смысле этого слова. Необходимо время от времени, уединяясь, отдавать отчет своей совести, проводить время в размышлениях о законах Творца, управляющих Вселенной. Это – минимальная обязанность каждого мусульманина. А лица, которые станут наставниками людей, еще больше нуждаются в размышлениях, ощущениях и в отчете перед самими собой. Священный Коран, начиная с самого первого своего аята и заканчивая последним, обучая человека размышлять, наставляет его сделать служение Аллаху центром своего мышления. Таким образом вера начинает доставлять удовольствие человеку. Раб начинает всегда и везде стараться пребывать в поисках одобрении и согласия Всевышнего Аллаха. В результате же он удостаивается связи с Господом, духовно приближаясь к Нему благодаря мудрым проявлениям в его сердце потоков Божественного Могущества и Величия.
Одним из важных вопросов для верующего является достижение любви Аллаха – Мухаббатуллах.[8] После веры в Аллаха возможность завоевать любовь Аллаха заключается в том, чтобы думать постоянно о Милости Аллаха, а также о том, чтобы, размышляя о Его Величии и Могуществе, устами и сердцем прославлять Его, упоминая Его имя.[9] А все это возможно лишь при условии уединения и защиты души от суеты и грязи мирской. Здесь следует упомянуть о том, что цель уединения не есть отдаление от людей. Уединение вовсе не означает, что надо, убежав от общества, жить в горах и в пещерах…
Поступок такого рода противоречил бы практическим действиям Пророка и Его сахабов.
Да и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:
«Мусульманин, находящийся среди людей и терпящий от них муки, благословеннее, чем тот, кто, отдалившись от них, не испытывает их». (Тирмизи «Кыйамат», 55).
То, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лично Сам пас овец, участвовал в компаниях «Фиджар» и «Хильфу’ль-Фудуль», занимался торговыми операциями, а также принимал участие в восстановлении Каабы, выявляет то, что Он всегда находился в самой гуще жизни еще до Своего пророчества. Он принимал участие в добрых делах и начинаниях, всегда сторонясь всего дурного. А цель уединения – это улучшение своего состояния. Для того чтобы обрести исцеление от болезни, необходимо знать о том, в каком количестве и как долго следует принимать лечебное снадобье. Ибо если его принимать больше, чем положено, оно способно вместо пользы принести вред.[10]
[1] Ибн Сад, 1, 157.
[2] Хира – это название пещеры, в которой находился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в тот момент, когда на Него снизошло первое Божественное откровение. Гора Хира находится на северо-востоке Мекки, в 5-ти км от нее. Эта гора известна также под названием «Джабал-и Нур». Пещера, имевшая большое значение в жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), расположена в нескольких метрах от вершины горы. Это пространство, в сущности, представляет собой туннель между сваленными друг на друга блоками скал. Из передней части пещеры открывается вид на Каабу. Высота ее позволяет человеку свободно встать в полный рост, а ширина – вытянуться во всю длину. Пещера, из которой можно видеть Каабу, весьма располагает к размышлениям. До нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мекканские ханифы время от времени уединялись в ней, чтобы, отрешившись от бренных забот, совершать богослужения. Дед Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдулмутталиб был одним из них. Он верил в Существование Аллаха и в последующий вечный мир, который является местом наказания и воздаяния. Время от времени, удаляясь в эту пещеру, он отдавал себя полностью богослужениям! (Фуат Гюнель, ДИА, «Хира», XVIII, 121-122).
[3] Ибн Хишам, I, 253-254.
[4] Айни, 1, 61; XXIV, 128.
[5] Муслим «Иман», 252.
[6] Ибн Хишам,1 254.
[7] «Сын моего дяди», «сын брата моего». Эти выражения, широко распространенные среди арабов, большей частью не выражали наличия кровного родства между супругами.
[8] Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прося и умоляя Всевышнего Аллаха о любви, обращался к Нему так:
«О мой Аллах! Прошу Твоей любви и любви тех, кто Тебя любит, и деяний, которые станут причиной Твоей любви. О мой Аллах! Сделай мою любовь к Тебе выше любви к своей жизни, к семье и к прохладной воде». (Тирмизи «Даават»,72).
[9] «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». (Сура «Аль-Ахзаб», 41)
Ибн Аббас, комментируя этот аят, сказал так: «Всевышний Аллах определил рамки каждого религиозного обряда, который Он сделал предписанием для Своих рабов, и принимает к сведению уважительные причины у тех, у кого они были. Однако зикр — это исключение. Всевышний Аллах не определил для него каких-либо ограничений. И не принимает оправданий ни у кого из тех, кто пренебрегает им, кроме как у потерявшего свой рассудок человека». (Табари, XXII, 22, Куртуби, XIV, 197).
[10] Бути, стр. 79-82.