ПОДЕЛИТЬСЯ

«Духовная часть поста»

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ

 الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения (между правдой и неправдой), — и вот, кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту…» (2:185).

Пост (савм) является одним из   пяти столпов (аркан)  ислама.  Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому как он был предписан вашим предшественникам, — быть может вы устрашитесь» (2:183).

Пост в Рамадан был вменен в обязанность на втором году хиджры. Он является неотъемлемой частью религии, и отрицающий это впадает в неверие.

  Есть много хадисов о достоинстве этого месяца. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:  «С наступлением первой ночи Рамадана открываются все двери Рая, и на протяжении месяца ни одна из них не закрывается. И Всевышний Аллах приказывает одному из своих подчиненных, чтобы тот обращался с призывом: «О стремящийся к благу! Приблизься! О творящий зло! Остановись!» Потом говорит: «Есть ли просящий о прощении, чтобы простить его? Есть ли молящийся о чем-либо, чтобы внять его мольбе? Есть ли кающийся, чтобы отпустить его грех?» И так продолжается до самого рассвета. И каждую ночь во время разговения Аллах освобождает от Огня тысячи тысяч, тех, кто должен был попасть туда» (аль-Байхики).

   От Салмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передают: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) читал нам проповедь в последний день месяца ша`бан и сказал:

«О люди! К вам приближается великий месяц, в нем есть ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев, пост в этом месяце Аллах сделал обязательным, а ночную молитву (таравих) — желательной. Совершивший в этом месяце благо приравнивается к выполнившему обязательное в другое время. Выполнивший обязательное в этом месяце — к выполнившему семьдесят видов обязательного в другое время. Это месяц терпения, а терпение вознаграждается Раем. Это месяц сочувствия. Это месяц, когда увеличивается удел, пропитание верующего. Тот, кто пригласит на разговение постящегося, освободит свою шею от Огня и заслужит прощение своих грехов».

Мы сказали: «О Посланник Аллаха! Не каждый из нас найдет то, чем можно накормить постящегося».

Он ответил: «Аллах вознаградит любого, кто накормит постящегося, пусть даже едой будет ложка кислого молока, глоток воды или финик. А тому, кто досыта накормит разговляющегося, простятся его грехи, Господь напоит его из моего Водоема, и после этого глотка он никогда не испытает жажды, и Он даст этому человеку такое же вознаграждение (как и державшему пост), при этом не уменьшая вознаграждение того. Это месяц, начало которого милость, середина — прощение, а конец — освобождение от Огня. И Аллах освободит от Огня того, кто уменьшит свое имущество.

В это время старайтесь как можно больше делать четыре вещи: двумя из них вы заслужите довольство своего Господа, а в двух других нуждаетесь вы сами. Две, которые помогут вам заслужить довольство вашего Господа, — это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и просьба о прощении. А две другие, в которых нуждаетесь вы сами, — это просьба ввести вас в Рай и защитить от Огня»».

И передал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): Всевышний сказал: «Все дела сына Адама — его, кроме поста, и поистине, Я воздаю за него».

  Также   Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Моей общине было дано в Рамадан пять вещей, которых не было ни у одной из прежних общин: запах изо рта постящегося для Аллаха лучше, чем запах мускуса; ангелы просят прощения за них до самого разговения; на непокорных дьяволов в этом месяце надевают оковы; Всевышний Аллах каждый день украшает Рай, говоря: «Скоро мои праведные рабы перестанут испытывать боль и страдания», — и прощает им в последнюю ночь Рамадана». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Это ночь Предопределения?» Он ответил: «Нет, но ведь каждый вознаграждается по завершении им какого-то дела». (Имам аль-Газали)

 Давайте прислушаемся в связи с этим к следующим наставлениям великого Имама Аль-Газали (рахматуллахи алейхи): «Верующий человек после совершения утреннего намаза, перед началом нового дня, должен побыть наедине с собой, со своим эго – со своим «Я», чтобы заключить с ним соглашение, договорившись о некоторых условиях. Ведь даже коммерсант, передавая свой капитал партнеру, заключает с ним договор. Кроме того, он не упустит также возможности высказать ему кое-какие предостережения и опасения. И человеку тоже следует сделать самому себе следующие внушения: «Мой капитал – это моя жизнь. Когда уйдет моя жизнь, вместе с ней уйдет и мой уставной капитал, и наступит конец поступлениям прибыли. Но этот начинающийся день – это новый день. Если бы Он лишил меня жизни, я бы желал, чтобы Он хотя бы на один день вернул бы меня обратно, чтобы я мог здесь, на земле, постоянно совершать благие деяния. А теперь представь себе, что ты лишен жизни и возвращен обратно. В таком случае категорически не приближайся к грехам и, Боже упаси, не проводи впустую ни одного мгновения этого дня!  Ибо каждый вдох – это бесценная Милость Аллаха, подаренная нам. Запомни как следует, что один день – это 24 дневных и ночных часа. В Судный день каждому человеку принесут 24 ящика за каждые сутки. Открыв первый ящик, человек увидит, что он заполнен светом в качестве вознаграждения за деяние, совершенное человеком в этот час. Подумав о том, что это награда милостиво пожалована ему Аллахом, раб Божий так сильно обрадуется, что если эту радость распределить между обитателями Ада, то они перестанут ощущать муки Ада. Когда же, открыв второй ящик, человек увидит в нем мрак и почувствует скверный запах, это будет означать час, проведенный в смуте, недовольстве и негодовании. Человек, видя это, опечалится и расстроится так, что если бы эту печаль распределить между обитателями Рая, то они потеряли бы все удовольствие пребывания в Раю… Когда откроется третий ящик, то он будет совершенно пуст. Это означает время, проведенное во сне, и время, затраченное на дела, не возбраняемые Шариатом. Однако в тот День, когда имеется сильная потребность в вознаграждении, человек будет так сильно страдать и переживать оттого, что он провел час своей жизни впустую и бесцельно, как упустивший свой шанс на крупный выигрыш коммерсант, а, быть может, и гораздо больше этого …»

А раз так, то: «О мой нафс! Пока есть возможность, заполняй свою кассу и, Боже упаси, не оставляй ее пустой! Не впадай в леность, а не то падешь вниз».

Алимы предлагают шесть правил для тех, кто держит пост:

  1. Избегать задерживать свой взгляд на том, что может навести на греховные мысли или отвлекает на пустое времяпровождение.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что взгляд – это одна из стрел шайтана.

Человеку, который бережёт свой взгляд из-за страха перед Аллахом,  Аллах Та’аля даст такой нур имана, сладость и вкус которого он почувствует в сердце. Рабы, приближенные к Всевышнему Аллаху, объясняют, что всё отвлекающее внимание от Аллаха Та’аля является пустым и ненужным.

  1.  Оберегать свой язык от лжи, сплетен, клеветы, злословия, ругани и пустословия.

В хадисе, приведенном Бухари, говорится, что пост – это щит для человека. Поэтому держащий пост должен следить, чтобы с его языка не сходили непристойные слова, например, насмешки, ругань и т.п.

Если кто-то начнёт ругаться с тобой, ответь ему: “Я в посте”, — и не вступай с ним в прения. Особенно надо избегать сплетен и лжи. По мнению некоторых учёных, как было сказано ранее, это нарушает пост. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) две женщины, державшие пост, внезапно почувствовали такой голод, что не могли терпеть и впали в состояние, близкое к смерти. Сахабы обратились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он передал с ними чашу, в которую велел женщинам вырвать. Обеих вырвало кусками мяса и свежей кровью. Люди очень удивились. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил, что они держали пост, воздерживаясь от халяльного пропитания Аллаха Та’аля, а съели харам, так как обе женщины сплетничали про людей. Аллах Та’аля в Священном Коране назвал сплетни “поеданием мяса своего брата”.

Из этого хадиса следует, что из-за сплетен, которыми грешили эти женщины, пост для них был тяжелым настолько, что они могли умереть.

Таково же действие и других грехов. Это подтверждается опытом. Большинство богобоязненных людей во время поста чувствуют духовное и физическое облегчение, а те, кто обременен грехами, часто ощущают ухудшение самочувствия. Поэтому, чтобы облегчить свой пост и наполнить его духовностью, – оберегайте себя от грехов, особенно сплетен, которые некоторые люди сделали занятием для коротания времени поста.

3. Оберегать уши.

На всё то, что запрещается или не рекомендуется произносить языком, запрещается обращать своё внимание и слушать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всвышнего) сказал, что кто сплетничает и кто слушает – оба грешники.

  1.  Оберегать остальные части тела.

 Например, удерживать руки от того, чтобы брать запрещённое, ноги – от пути к запрещенному и т.д. Также оберегать себя от сомнительной пищи во время ифтара. Человек, который держал пост, а потом разговелся (ифтар) харамом, похож на того, кто лечит какую-нибудь болезнь, добавляя в лекарство яд.

  1. Во время ифтара не переедать, даже если это халяль, так как теряется цель поста.

Целью поста является преодоление желаний плоти, обретение чистоты и ангельских качеств. Имам Газзали (рахматуллахи ‘алейхи) пишет:“Разве можно достичь цели поста, то есть уничтожения ярости Иблиса и страстей нафса, когда на ифтаре человек наверстывает упущенное в таком количестве, что цель погибает“.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)сказал:  “Шайтан передвигается по телу человека, как кровь, так перекройте ему пути голодом”.

Другая цель поста – испытать чувство голода, чтобы познать состояние бедных людей. Это возможно, когда соблюдается умеренность в еде на сухуре, и ко времени ифттара постящийся будет чувствовать голод.

К Бишру Хафи (рахматуллахи ‘алейхи) пришёл один человек.  Бишр дрожал от холода, а его одежда лежала рядом. Пришедший спросил: “Разве сейчас время, чтобы раздеваться?” Он ответил: “Бедных людей очень много. И у меня нет возможности сочувствовать им всем. Но я хотя бы буду солидарен с ними тем, что буду похожим на них”.

На одном собрании Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что для человека, чтобы спина была прямая (не сгибаясь от голода), достаточно несколько кусочков еды. Если человек голоден, он должен насытить свой желудок так, чтобы одна треть его была занята едой, другая треть – водой, а оставшаяся часть оставалась пустой.

  1. Надо быть в постоянной тревоге о том, будет ли принят наш пост или нет. Ведь в любом поклонении может быть допущена какая-нибудь ошибка, которую мы не заметили, из-за чего наше поклонение может быть отвергнуто.

  В хадисах упоминается много подобных случаев. Поэтому держащему пост надо хранить чистоту и искренность своего намерения, устремляя его к довольству Аллаха Та’аля, и находиться между сомнением в том, что его деяния достойны принятия Господом, и упованием на милость Аллаха.

   Яхья ибн Муаз ар-Рази сказал:  «Борись со своим нафсом при помощи поклонения и самовоспитания. Самовоспитание и упражнение духа состоят в отказе от сна, немногословности, терпении по отношению к людям, даже когда они наносят тебе вред, и в умеренности в еде. От малого количества сна очищаются мысли, немногословность спасает от бед, терпеливое отношение к людям помогает достичь высшего положения, умеренность в еде убивает желания, потому что большое количество еды ожесточает сердце и лишает его света. Свет мудрости – голод, а сытость отдаляет от Аллаха».

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Освещайте свои сердца голодом и боритесь со своим нафсом при помощи голода и жажды. И долго стучите в двери Рая голоданием, потому что награда за это подобна награде за джихад во имя Аллаха. И ничего Аллах не вознаграждает больше, чем голод и жажду, и не войдёт в царствие небесное тот, кто наполнял свой живот, и такой человек не познает сладости поклонения».

 Всевышний Аллах приказал нам это, сказав (смысл):

 «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха! И пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день» (Коран, 59:18).

Этот аят содержит указание на проверку уже совершённых дел, поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Проверяйте себя, прежде чем вас станут проверять другие, взвешивайте свои дела до того, как их станут взвешивать другие».

Передают от Яхьи ибн Закарийи (мир ему), что ему показался сатана, а на нём крюки. Яхья спросил его: «Что это?» Он ответил: «Желания, с помощью которых я ловлю сынов Адама». Яхья спросил: «Есть ли среди этого что-то и для меня?» Он ответил: «Нет, кроме того случая, когда однажды ночью ты наелся и мы отяжелили тебя и не дали совершить молитву». Яхья сказал: «Неудивительно, что после этого я никогда больше не наедался». Сатана сказал: «Неудивительно, что я никому не даю никаких советов».

 Один мудрец сказал: «Тот, над кем одержал верх нафс, станет его пленником в привязанности к его желаниям, узником в темнице ошибок, и нафс не будет давать его сердцу совершать благо».

Орошающий части своего тела желаниями растит в своём сердце дерево сожаления.

Духовная составляющая  поста различных органов тела – ушей, глаз, головы, языка, сердца, рук и ног:

Пост головы означает   изгонять из головы желание превосходства, величия и гордости, самомнение.

Пост глаз означает, что нужно оберегать свой взор от всего запретного, от  женщин, которые не являются законными для человека.

Пост слуха означает, что необходимо отказаться от слушания сплетен и клеветы.

Пост языка заключается в защите языка от произнесения оскорблений, клеветы, лжи, грязных слов.

Пост сердца означает очистить  сердце  от всего недостойного,  низменного.

Пост ног  означает не ходить в запретные места.

Пост рук  означает   воздержание   от причинения вреда, зла, обретения харама.

 Особенное внимание  следует уделять языку, который должен воздержаться от произнесения запретного.  Конечной целью и объектом истинного поста является дух (рух) человеческая душа.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)в месяц Рамадан совершал больше поклонений, чем в другие месяцы. А самое большое количество поклонений он совершал в последние десять дней Рамадана. Он проводил последние десять ночей Рамадана в поклонениях и будил свою семью ночью, чтобы они совершали поклонение» (Бухари, Муслим).