Кавказ славится своим этническим многообразием, богатыми традициями горных народов России. Безусловно, каждый народ Кавказа неповторим и имеет свои особенные традиции и культуру.
Чеченцы и Ингуши народ, в большинстве своем проживающий на Северном Кавказе. Существуют традиции, характеризующие чеченский и ингушский народ и их непростую историю. Это традиции напрямую связаны с нашей великой религией Ислам!
Трагические страницы истории этого народа датируются не только чеченскими войнами двадцатого века и Кавказской войной второй половины девятнадцатого столетия. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.
Однако чеченскому и ингушскому народу во многом удалось сохранить свои традиции и культуру, передав ее молодому поколению.
Одна из таких традиций, которой вправе гордиться вайнахский народ это уважение к учителю религии. Конечно же это берет свою основу из Ислама.
Именно наша религия всячески побуждает человека к приобретению благого нрава и хороших манер. Истинно верующий человек должен быть таковым не только в душе, но и во всех своих поступках.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».
Уважение – это то, что исходит от сердца человека.
Во времена имама аш-Шафии белые листы бумаги были дефицитом. И когда однажды имам нашёл на дороге белый листок, поднял его и сделал дуа: «О Аллах! Не дай знания тому, кто не уважает учителя и не уважает белый лист бумаги!»
А вот как уважали самого имама Шафии его ученики. Один из его студентов, большой ученый Раби’ ибн Сулейман, говорит: «Я так сильно уважал имама Шафии, что у меня не хватало смелости выпить воду в его присутствии».
Так же сегодня одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и почетное уважение к гостям.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть говорит только благо, либо молчит! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть не причиняет боли и обид своему соседу! Кто верует во Всевышнего и Судный День, тот пусть оказывает почет своему гостю».
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Гость является проводником в Райские сады».
Этот хадис является четким указанием на важность оказания должного отношения к гостям.
Наша вера уникальна. Она вменила нам в обязанность не только религиозные ритуалы, но и доброе отношение к людям, распространение мира и любви. Человек получает воздание за то, что делает добро, помогает другим и принимает гостей.
Множество поговорок посвящено у чеченцев ингушей святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость»
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучшими из вас являются высоконравственные, благородные и гостеприимные. Они дружат и общаются с людьми, а люди в свою очередь искренне дружат и общаются с ними. И двери их домов всегда открыты для гостей».
Среди других традиций, веками почитаемых чеченским и ингушским народом, следует отметить особое внимание к больному.
Больного человека всегда посещают все друзья и знакомые, поддерживая его материально и морально, вне зависимости от возраста заболевшего. В период болезни, его родственники и друзья ведут его дела.
Относительно посещения больного в хадисе, переданном Абу Давудом и аль-Хакимом со слов Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Если человек ночью отправится навестить больного, то вместе с ним выходят и семьдесят тысяч ангелов, которые до самого утра просят Всевышнего о прощении его грехов. Также отправляются семьдесят тысяч ангелов вместе с тем, кто вышел посетить больного утром, и они до наступления вечера просят об отпущении ему грехов».
Когда кто-то заболевает, он становится слабым и чувствительным, и в таком состоянии человек требует к себе большего внимания, чем обычно. Именно поэтому система нравственности в исламе говорит нам, что мы должны посещать больного.
Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему) имел обыкновение посещать больных людей и заботиться о них, чтобы показать им, что он рядом с ними во время их болезни. Таким образом, Мухаммад (мир ему) показал очень красивый пример – сунну для нас, так чтобы мусульманская община оставалась крепкой и сплоченной.
Пророк (мир ему и благословение) посещал разных людей: больную женщину, детей, мусульман и не мусульман, храбрых сподвижников, а также обычных бедуинов. Какой бы человек из общества ни болел, Пророк (мир ему и благословение) посещал его, несмотря на то, в городе находился больной или в близлежащих сёлах.
Когда заболела Умму Саиб, Пророк (мир ему и благословение) посетил её. Войдя к ней, он застал её ругающей температуру, жар, как это делают некоторые люди. Тогда он ей сказал: «О Умму Саиб, не ругай свою болезнь, потому что она очищает тебя, как огонь очищает железо».
Посланник (мир ему и благословение) повелел нашему господину Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Умар, когда посетишь больного, попроси его взмолиться за тебя – поистине его мольба подобна мольбе ангела».
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что между тем, кто поминает Аллаха, и тем, кто не поминает Его, разница как между живым и мертвым.
В хадисе говорится: «Люди занимают свои места на маджлисе, дабы поминать Всевышнего Аллаха, с грехами, подобными горам, а встают оттуда без каких-либо грехов» (Ахмад).
Еще одна традиция, составляющая основу вайнахской культуры это трепетное, восторженное отношение к зикру-восхвалению Всемогущего Творца.
Зикр – это самый великий дар, который дал Всевышний Аллах своим любимым рабам. Невозможно представить что-либо величественнее его.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) также отметил: «Когда люди соберутся для поминания Аллаха, вокруг них соберутся ангелы и их охватывает милость Его».
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Аллах любит того, кто любит восхвалять Его.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
– Шайтан уходит из сердец тех, кто восхваляет Аллаха, и заходит в сердца тех, кто не восхваляет Его.
В заключении хотелось бы привести наставление известного духовного наставника, муршида Кунта Хаджи:
Хотите любить Всевышнего Господа – любите Справедливость.
Желайте своему брату того же, что желаете себе.
Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других.
Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний.
Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве.
Пусть вам завидуют в Учёности, Справедливости и Щедрости.
Молите Бога, чтобы к вам не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое – непреодолимая преграда на Пути Истины.
Мы видим , что несмотря на тяжелую историю, чеченскому и ингушскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру, прочный фундамент которой составляет наша прекрасная религия Ислам.