ПОДЕЛИТЬСЯ

«Появление антропоморфизма среди мусульман. Запрет ташбиха»

Хвала Всевышнему Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Самые важные знания  из обязательных  знаний для каждого человека, знания об Аллахе, так как они сообщают о Создателе всего сущего и о том, для чего Он создал все творения. Они являются определяющими   вероубеждение человека.

Имам аль Газали сказал: «Поклонение не будет принято Аллахом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного, достойного поклонения Бога».

Мусульмане должны иметь истинные убеждения, основанные на истинных знаниях, которые сохранили и передали нам от Пророка (мир ему и благословение) великие ученые Ислама.

Мы должны твердо знать, что Аллах  превыше всех недостатков, Ему нельзя приписывать ничего из того, что присуще Его созданиям — ни объем, ни тело, ни образ, ни место.

Имам Аш-Шафи’ий сказал: «Кто стремился познать Создателя и дошел до того, что стал придавать Аллаху образ, тот — мушаббих (приписывающий Аллаху подобие). А кто отрицает существование Аллаха, тот — кафир. Тот  же, кто признал существование Аллаха и то, что невозможно постичь Его сущность, тот — верующий в Единого Аллаха».

Но к сожалению появились заблудшие течения, которые стали говорить о Всевышнем Аллахе то, что не допустимо. Например они  утверждают, что Аллаx окружает мир со всех сторон так же, как мешок, зашитый со всех сторон, окружает то, что находится внутри него. Что Речь Аллаxа выражается голосом и состоит из звуков речи.

Имам Абу Ханифа в своем труде «Аль-Фикx Аль-Акбар»: «Аллаx говорит. Его Речь не похожа на нашу речь. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки. Речь Аллаxа не имеет ни начала, ни конца и не прерывается, потому что не является ни буквами, ни звуками речи, ни иными звуками, ни голосом». 

За кем же следуют те, кто исповедует ташбих (уподобление Аллаха творениям) в Исламе? 

Сказал Хафиз Ибн Хаджар аль-`Аскаляни (773-852 гг. по хиджре/1372-1449 гг.) в «Фатх аль-Бари»:

(قال الحافظ إبن حجر العسقلاني في «الفتح» (398/13

«قال القرطبي في المفهم قوله «إن الله يمسك» إلى آخر الحديث، هذا كلّه قول اليهودي، وهم يعتقدون التجسيم، وأنّ الله شخص ذو جوارح كما يعتقده غلاة المشبهة من هذه الأمة، وضحك النبي صلى الله عليه وسلم إنّما هو للتعجّب من جهل اليهودي»

  «Имам Аль-Куртуби (578-656 гг. по хиджре/1183-1258 гг.) сказал в «Аль-Муфхим», что эти идеи — что Аллах занимает место или имеет части тела — принадлежат иудеям. Они убеждены, что Аллах подобен человеку, имеет органы, как полагают сектанты-мушаббиха          (приписывающие Аллаху свойства созданных) из этой общины. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смеялся, удивляясь убеждениям иудеев».

Ибн Хазм аль-Андалуси (384-456 гг. по хиджре/994-1064 гг.) пишет в «Аль-Фисал»: «Изначальная версия Торы была одинаковой у всех раввинов, в ней не было различий. И так было вплоть до второго пленения, после которого в начале Торы появились слова: «Всевышний сказал: «Мы сотворили людей по образу своему и подобию»». Если бы было сказано просто: «по образу», – то в этом не было бы ничего опасного, и смысл был бы правильный. Ведь это лишь указывает на то, что Аллах сотворил этот образ, как, например, мы говорим: «Это деяние Аллаха», – то есть под «образом Аллаха» имеется в виду образ, который сотворил Аллах. Но после добавления слов «по подобию» уже не получается так истолковать, поскольку в этих словах содержится явное указание на то, что Адам (мир ему), подобен Аллаху, а Аллах чист от того, чтобы у Него были схожесть или подобие».

     Учёные, которые специализируются на сектах, говорят, что уподобление Аллаха пришло   от иудеев.  

Великий ученый Имам Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. 471 х/1078 г) пишет в «ат-Табсира фи ад-дин»: «Они [иудеи] – источник ташбиха. Все, кто в исламском мире говорил подобное, следовали их пути». Знайте, за кем следуют те, кто исповедует ташбих в Исламе.

Как появился отход от правильного пути?

 Чем больше отдалялись мусульмане от времени нашего любимого Пророкаи его  сахабов, тем больше различных смут и сомнений стало появляться в умме. Отдельные невежды уподобили Всевышнего  Господа человеку, и так случилось, во многом, из-за того, что в состав халифата вошло множество представителей различных религий: зороастрийцев, индусов и других. Иудеи и христиане проживали в  халифате и оказывали определённое влияние на умы мусульман.

Когда истинные ученые из ахлю-хадис увидели, к чему всё идёт, они сформулировали положения и убеждения Ахлю-Сунна в отношении аятов и хадисов с иносказательным смыслом (муташаббихат). Что касается имамов Ахмада ибн Ханбаля, Дауда ибн Али аль-Асбахани и других имамов, то они следовали пути ранних учёных, таких, как Малик ибн Анас. Они следовали безопасному пути, говоря: «Мы верим во всё, что пришло в Коране и Сунне, и не прибегаем к толкованию (таъвиль). Но, между тем, мы убеждены, что Аллах ничему не подобен и ничто не подобно Аллаху. И Всевышний – Творец всего, что можно вообразить и представить».

 

Великий ученый  аш-Шахристани пишет (479-548 гг. по хиджре/1087-1154 гг.):  «Они настолько боялись уподобления (ташбих), что говорили: «Кто будет двигать рукой при чтении (аята): «Я сотворил его Своими двумя руками», – или двигать пальцами при произнесении хадиса: «Сердце верующего между «пальцами» Милостивого», – тому нужно отрезать руку и вырвать палец».

Также аш-Шахристани сказал: «Некоторые [саляфы] были настолько осторожны, что не переводили на персидский язык такие слова, как «аль-ваджх», «аль-йад», «аль-истава» и подобные им. Они приводили это слово в слово [т.е. по-арабски]. Это и есть безопасный путь, в котором нет и частички уподобления».

Этот мудрый подход, указывает, что саляфы были крайне осторожны, чтобы не впасть в ошибку. Эти слова подтверждаются тем, что пришло от самих имамов-саляфов, например, словами имама Ахмада: «Мы верим в них и подтверждаем их, но без образа и смысла».

Шейх, имам Шихабуддин аль-Халяби (ум. 733 х/1333 г), известный, как Ибн Джахбаль, пишет: «Мазхаб саляфов заключается в единобожии и неподобии Аллаха творениям, и это не таджсим и ташбих. Различные сторонники дурных новшеств заявляют, что они на мазхабе саляфов. Как можно говорить, что саляфы уподобляли Аллаха творениям или что они молчали, когда вводились различные новшества, ведь Всевышний сказал: «Не выдавайте ложь за истину»? Всевышний Аллах сказал: «Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его»».

 

Имам Абу Джа`фар ат-Тахави сказал в своей «Акыде ат-Тахавийя»: «Поистине, Аллах Един, и нет у Него сотоварища, нет ничего, подобного Ему, нет ничего, что может пересилить или превозмочь Его, нет иного божества, кроме Него. Он Предвечный без начала, Вечный без конца, Он никогда не исчезнет, и никогда не прекратится Его Бытие. Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает, никакое воображение не может постичь Его, и никакое понимание не охватывает Его, Он не имеет сходства с сотворённым»».

ШейхАбу Джафар ат-Тахави сказал в «Акыда ат-Тахавийя»: «Всякий, кто не охраняет себя от отрицания атрибутов Аллаха или уподобляет Аллаха (ташаббиху) чему-либо, сбился с пути и не смог понять Величие Аллаха. Ведь наш Господь описывается только качествами Единственности и абсолютного неподобия – ни одно создание никоим образом не похоже на Него. Он превыше того, чтобы быть каким-либо образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всего сотворённого».

«Акыда» ат-Тахави стала известна среди мусульман во всех странах. И все согласны, что изложенное в «Акыде» ат-Тахави – без всякого сомнения истина и что это и есть акыда Ахлю-Сунна.

Шихабуддин аль-Халяби сказал: «Мазхаб хашавитов, приписывающих Аллаху место, – это жалкий и необоснованный мазхаб. Ложность их утверждения проявляется при элементарном размышлении. Имамы сказали: «Их мазхаб не стоит даже чернил, чтобы их опровергать, но, так как обычные мусульмане обмануты ими, приходится это делать».

Также он сказал: «Клянусь Аллахом, даже не один раз, а тысячи раз, что господин посланников не исповедовал то, что Аллах находится буквально наверху».

Имам ат-Тахави сказал: «Тот, кто описывает Аллаха смыслами творений, совершил неверие».

Нахождение в каком-либо направлении – это обязательное качество для творений, и поэтому оно указывает на недостаток. И в этом нет никакого указания на величие.

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) по поводу мушаббиха в «Табакату ш-Шафиийя аль-Кубра» пишет:

قال العلامة التاج السبكي في طبقات الشافعية الكبرى: فهذه عقيدتهم ويرون أنهم مسلمون؛ وأنهم أهل السنة، ولو عدوا عدداً لما بلغ علماؤهم ولا عالم فيهم على الحقيقة مبلغاً يعتبر، ويكفِّرون غالب علماء الأمة ثم يعزون إلى الإمام أحمد بن حنبل وهو منهم بريء

Вот это и есть их убеждения(уподобленцев), и они считают себя мусульманами и считают, что они — сунниты. Однако если их ученых посчитать на пальцах, хотя в реальности их нельзя называть учеными, то это число не достигнет хоть сколько-нибудь значимого количества. Эти люди обвиняют в неверии большинство ученых уммы и относят свои убеждения к убеждениям имама Ахмада ибн Ханбаля, но он не имеет к ним никакого отношения.
[Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-Кубра», 2/16-17]

 

Они путают людей

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) в своем «Табакат» сказал: «Некоторые антропоморфисты (муджасима) в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию «Шарха» ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым». [Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», том 2, стр. 19]

 

Всевышний сказал (смысл): «Нет абсолютно ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий».

Это аят с ясным смыслом (мухкамат), и все неясные аяты (муташаббихат) должны пониматься через призму этого аята.

Сказал имам аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре/994-1066 гг.): «Когда Всевышний захотел отстранить от Себя подобие в самой усиленной форме, то объединил в нашем чтении между частицой сравнения (каф) и именем сравнения (шейъ), чтобы отрицание было в самой совершенной форме».

 

Имам Абу Ханифа (80-150 х/699-767 г) сказал в «Аль-Васия»: «Мы подтверждаем, что Аллах истива над Троном, но без нужды в нём и без того, чтобы там утвердиться. Он владеет Троном и всем, помимо Трона, без нужды в этом».

Имам Абу Ханифа отвергает, что Аллах сидит на Троне или находится там, имам приводит сам атрибут «истава» и отвергает какое-либо сходство с творениями.

Мы  видим, что наши великие ученые не совершали  уподобления (ташбих) и отстранялись от него, как от погибели. А запрет углубляться в смысл этих вещей – это предостережение от ташбиха, в любом его виде. И запрет ташбиха есть в Коране, Сунне и словах учёных из числа саляфов, и это ясный и очевидный запрет.

 

Имам аш-Шахристани сказал: «Некоторые  хашавиты (уподобленцы) явно уподобляли Аллаха творениям. Они говорили, что их объект поклонения имеет образ, части, органы, перемещается с места на место, может сидеть, утверждаться. Они допускали, что их Господь может физически касаться и дотрагиваться до творения.

Передают от Дауда аль-Джавариби: «Мы приписываем Аллаху всё, кроме бороды и половых органов». Некоторые сказали, что Аллах – это тело, состоящее из частей и органов, из мяса и крови, но тело – не такое, как остальные тела, мясо и кости – не такие, как мясо и кости творений».

Затем имам аш-Шахристани сказал: «Что касается «истава», «ваджх» – этих и подобных слов, которые пришли в Коране, – то они понимали всё это буквально, т.е. то, что понимается из этих слов, когда они употребляются в отношении тел. Также они приводили множество подложных хадисов для подтверждения своих заблуждений. И большая часть этих сообщений получена от иудеев».

 

Имам Абу Джа`фар ат-Тахави (239-321 х/853-933 м) это ханафитский ученый заставший время саляфов, написавший одну из самых ранних книг по акыде Ахли Сунна, указавший в этой книге, что он собрал эти вопросы акыды от трех имамов – Имама Абу Ханифы и двух его учеников Абу Юсуфа аль-Ансари и Мухаммада аш-Шайбани говорит:

 «И кто не остерегся от «отрицания» и «ташбиха» — сбился и не достиг удаления от всего, что не подобает Аллаху». [«Акыда ат-Тахавийя»]

Шафиитский ученый, Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х/1044-1117 м) сказал:

«Это все сифаты Аллаха, о которых передано в Коране и в Сунне, в которые обязательно следует верить, проходя их внешне и отстраняясь от «таъвиля», одновременно отдаляясь от «ташбиха» и будучи убежденным, что ничто из сифатов Аллаха Всевышнего не подобно (ля юшбиху) атрибутам творений, так же как Его Сущность не подобна сущностям творений. Он сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».  И на этом  были предшественники нашей уммы и ученые сунны. [Аль-Багави, «Шарх ас-Сунна», 1/170]

Хафиз Абу Бакр Аль Байхакъи (384-458 х/994-1066 м) в другой своей книге «Аль Асмау ва Сифат» относительно сифата «йад» приходящего в 75-ом аяте Суры Сод говорит:

«Не дозволенно понимать (сифат «йад») как орган, так как Аль Бари – джалля джалялюху – Един, и не допустимо в отношении Него деление на части».

(Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Асмау ва Сифат: 337 Каир: Даруль Хадис: 1426/2005)

Шейхуль Ислам, имам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своем шархе «Сахих» Муслима:
   Кади Ийяд (476-544 х/1083-1149 м) сказал, что если кто-то уподобляет Аллаха Его творениям, или верит, что у Него есть тело, подобно иудеям и христианам, или верит, что Он приобретает знания в течении долгого времени, или утверждает, что у Него есть супруга или ребенок, или говорит, что Он существует в созданных вещах, или считает, что Он перемещается с места на место, или смешивает Его с творениями, как христиане, или наделяет его тем, что Ему не подобает, или наделяет его сотоварищем или соперником, как зороастрийцы-дуалисты, то все, чему они служат, не является Аллахом, даже если они называют его (кому они поклоняются ) Его именем. Это потому, что он не описан качествами, которыми необходимо описан Аллах. Соответственно, они не знают Аллаха Свят Он и Велик — мы считаем это мнение верным и передали его от наших предшественников-шейхов».
[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», 1/199-200; Дар Ихья ат-Турас аль-Араби: 1392]

Согласно позиции ученых Ахлю Сунна, как было изложено, каждому   мусульманину, необходимо знать и верить в  то, что Сущность Всевышнего Аллаха и Его сифаты не подобны Его творениям и нет между Аллахом и Его творениями никакого подобия, ни частичного, ни полного.  

Хвала Всемогущему Аллаху Господу Миров.