ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня мы будем говорить с вами не столь о самом событии Исра и Мирадж, сколько об уроках, которые мы должны извлечь из этого события. Ночь с 26 на 27 месяца Раджаб  мусульмане проводят вспоминая чудесное вознесение Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) на небеса.

Событие под названием «Ляйлятуль-Исра валь-Мираж» произошло за 18 месяцев до переселения из Мекки в Медину.

27 Раджаба 620 года. В эту ночь Досточтимый Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), удостоился чести быть вознесённым на небеса и стать свидетелем многих чудес и знамений Всевышнего Аллаха.

Урок№1. За каждой трудностью следует облегчение.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вступил тогда в очень трудный период своей жизни и как человек, и как избранник Создателя. На десятом году пророчества умер его дядя Абу Талиб. Несколько месяцев спустя ушла из жизни супруга, мать правоверных Хадиджа (радыяллаху анха). Она была надёжной опорой для Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), поддерживала его морально и материально, делила с ним все трудности и невзгоды. Период её ухода был назван Годом печали. Жители Таифа, к которым Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл с добрым словом, призывая к Исламу, нанесли ему всевозможные оскорбления, а когда он уходил из города, то принялись закидывать его камнями. В самые трудные моменты жизни Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не терял надежды на помощь Аллаха.

Сказано в Коране (смысл) :   «Поистине, за трудностями следует большое облегчение» (Сура «аль-Инширах», 95 / 5,6).

Этот мир — место испытаний, здесь есть трудности, болезни, проблемы. Это всё экзамен для нас, который мы должны сдать, но Всемогущий Аллах Милостивый из милостивейших, и после каждой трудности Он даёт облегчение.

И ночь Вознесения, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предстал перед Создателем, стала ему наградой за преданность и терпение.

Урок№2. Приблизиться к Всемогущему Господу, удостоиться Его любви можно только очистив своё сердце.

Приблизиться к Господу могут только обладатели чистого сердца, которому открываются Божественные тайны. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был лучшим из рабов Аллаха, но для того, чтобы он смог воспринять тайные смыслы Божественного Знания, ангел Джабраиль особым способом, называемым «шакку садр» (рассечение груди), очистил его сердце. Это говорит нам о том, сколь важно сохранять сердце чистым, просить покаяния и освобождаться от греховного. Ибо если даже сердце Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) нуждалось в очищении, то как внимательно мы должны относиться к своим?

А как нам очистить сердце и приблизиться к Всевышнему Аллаху?

Имам Навави о приближение к Аллаху сказал: «Человек приближается к Всевышнему Аллаху, раскаиваясь во всем греховном и оскорбительном, ища религиозное знание в необходимом размере, стараясь постоянно находиться в омовении, исполняя обязательные молитвы в начале их времени в джамаате (коллективно), а также достоверные желательные молитвы, связанные с обязательными, всегда совершая восемь ракаатов необязательной молитвы аз-зуха, шесть ракаатов между вечерней (магриб) и ночной (иша) молитвами, ночную молитву тахаджжуд, которая исполняется, когда проснулся ночью, и молитву витр (нечетное количество ракаатов в качестве последней молитвы перед рассветом), соблюдая пост по понедельникам и четвергам, а также в «дни полной луны» (13-е, 14-е и 15-е число каждого лунного месяца) и в другие дни, когда похвально поститься, читая Коран с сосредоточенным сердцем, размышляя над его смыслами, много прося прощения у Аллаха (истигфар), всегда прося у Аллаха благословения для Пророка (мир ему) (салават) и совершая утром и вечером желательный зикр (поминание Аллаха)».

Священный Коран повествует об этом чудеснейшем и особенном событии: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий.» (Сура 17:1)

Когда досточтимый Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) находился у Каабы, а по другой версии в доме дочери своего дяди – Уммухан, к нему явился архангел Джабраил, раскрыл его благородное сердце и, омыв его из источника зам-зам, наполнил светом и мудростью (Бухари т.1, стр. 91; Муслим т.1, стр. 148.).

Начинается путешествие к Творцу, Джабраил держит подле себя Бурака – неземное животное. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сидя на спине Бурака вмиг, быстрее молнии перенёсся в первую кыблу масджид аль-Акса в Иерусалим. В этом священном месте Мухаммед (саллаллаху аляйхи ва саллям) встретился с другими пророками (да будет мир над ними): Другом Аллаха Ибрагимом (Авраам), Духом Аллаха Исой (Иисус Христос), Мусой (Моисеем) и отцом человечества Адамом.

Благословенный пророк Мухаммед (саллаллаху аляйхи ва саллям) в атмосфере праздника, будучи предстоятелем молитвы имамом пророков и ангелов, совершил вместе с ними два ракаата намаза.

Посланник Аллаха с Джабраилом прошёл семь небес. На первом небе он встретился с Адамом, на втором с Исой (Иисус Христос) и Яхья (Иоанн Креститель), на третьем с Юсуфом (Иосиф), на четвёртом с Идрисом, на пятом с Харуном (Аарон), на шестом с Мусой (Моисей), на седьмом с Ибрахимом (Авраам) и поприветствовал их всех.

Наконец ему открывается место «Сидратуль-Мунтаха» (Лотос крайнего придела) т.е. последняя точка мира творений. Никакое творение не в состоянии сделать и шагу дальше.

Поэтому Джабраиль сказал: «Это Сидратуль-Мунтаха, дальше ты пойдёшь один, если я ступлю хоть шаг, то испепелюсь». Далее наш Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжал путешествие один.

Наконец друг встретился с Другом наедине и стал воспринимать проявление имён и качеств Аллаха.

Одной из самых важных особенностей Мираджа является то, что во время него было велено обязательное (фард) пятикратное совершение намаза.

Урок№3. Намаз.

Намаз — это подарок Всевышнего, дарованный во время Мираджа и относиться к нему следует соответствующим образом. Передача предписаний, сообщаемых нам Священным Кораном, осуществилась при посредничестве Джабраиля, а намаз Всевышний Аллах велел совершать нам непосредственно Сам, во время Вознесения Пророка на небеса. Это доказывает то, что в намазе также присутствует своя особая тайна, и то, что намаз имеет исключительное значение среди всех молитв.

И в самом деле, намаз – это столп веры.

Никакой вид поклонения не приносит человеку столько духовной зрелости, сколько намаз.

Намаз – это мирадж верующих.

Моменты, когда рабы ближе всего к Господу – это те мгновенья, когда они смиренно и почтительно совершают намаз.

Намаз – это встреча и беседа с Господом, пребывая еще в земном мире.

Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз – это свет моих очей». (Насаи «Ишратун-Ниса», I.)

Делая свой последний вдох наш Пророк,  завещал общине обращать внимание на совершение намаза.

После того, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершил прощальный хадж, он в местности ‘ Арафа обратился к людям со своей прощальной проповедью, поскольку знал о приближении своей смерти.

Он сказал:  «О люди! Совершайте пять раз в день намаз. Совершайте как следует омовение. Намаз совершайте по всем правилам предписания и от всего сердца.»

Второй наиболее важный урок, который мы должны извлечь из Аль-Исра и Аль-Mирадж, касается молитвы (намаза).

Именно из-за большой важности молитвы Всевышний Аллах предписал ее совершение на небесах.

Он, Всемогущий, послал Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к людям и заставил его отправиться в ночное путешествие и вознес его на небо, чтобы сообщить ему (да благословит его Аллах и приветствует) о необходимости совершения молитвы.

Таким образом, молитва – это дар, который Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принес с собой из этого путешествия для всех мусульман, так чтобы они посредством нее могли поклоняться Аллаху Всемогущему.

Если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вознесся на небо и мы,   можем духовно подняться   через молитву.

Урок №4. Суметь быть достойным общины лучшего из пророков — Пророка Мухаммада. 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был посажен на оседланного Бурака (райское животное) и ночью за короткое время тот перенес его в Байт аль-Мукаддас (Иерусалим), оттуда они вознеслись на небеса – к Сидрат аль-мунтаха и еще выше, куда не поднимался никто из творений Аллаха, и в эту ночь Всевышний показал ему удивительные таинства. Он совершил намаз  вместе с пророками и ангелами в качестве имама (предстоятеля). Аллах также показал ему Рай и ад, все блага, находящиеся в Раю, и как мучают грешников в аду. Благословенные глаза святого Пророка (мир ему и благословение) узрели Самого Всевышнего после того, как Он одарил его такой способностью.

Посланнику Аллаха были сказаны следующие слова: «Никто из пророков не войдёт в рай, прежде чем ты! И никакая община не войдёт в рай раньше твоей общины! (Рази, т. 27, стр.248)

Всевышний и Всеблагой Аллах наделил Пророка Мухаммада, , многими особенностями и достоинствами, благодаря которым он превзошел остальных посланников и отличался от всех остальных творений. Вот некоторые из этих особенностей: Во-первых, он был отправлен посланником ко всем представителям двух весомых родов – людям и джиннам, и поэтому каждый из них обязан следовать его путем и верить в его пророческую миссию. Всевышний сказал: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем» (Саба, 28); «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (аль-Фуркан, 1). Ибн Аббас сказал: «Миры – это джинны и люди».

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк,  сказал: «У меня есть шесть преимуществ перед другими пророками: дарованные мне слова лаконичны, но заключают в себе широкий смысл; я одерживаю победу благодаря страху;[1] мне разрешено пользоваться военной добычей; вся земля для меня сделана местом для поклонения, чистой и очищающей; я послан ко всем творениям без исключения и являюсь последним из всех пророков». ( «Сахих Муслим», 523)

Сказано в Коране (смысл) : «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них»

Из этого аята мы ясно видим, что Всевышний Аллах называет общину Пророка Мухаммада лучшей, потому что она повелевает совершать одобряемое и удерживает от предосудительного. И каждый из нас в ответе за это.

Во время Мираджа были ниспосланы последние аяты суры аль-Бакара (Корова). Как сказано в хадисе: «Посланнику Аллаха были даны три вещи во время мираджа – пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадёт в грех многобожия, будут прощены их большие грехи». (Муслим Иман, 279)

 Ибн Масуд сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Любому, прочитавшему ночью два последних аята из суры «Аль Бакара», этого будет достаточно для него». (Муслим)  

Достаточно чтобы приобрести духовное спокойствие, умиротворение, а также защиту от всех форм зла.

Урок№5. Ни в коем случае нельзя приписывать Аллаху образ и место.

Пророк Мухаммад видел Всемогущего Господа Аллаха. По этому вопросу у сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и учёных Ахль Сунны имеются расхождения.

Есть те, кто говорит, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не видел Аллаха.

Другие говорят, что он видел Аллаха своими глазами.

Также есть те, которые говорят, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел глазами свет, а самого Всевышнего видел сердцем.

1) Те, которые отрицают видение. Данного мнения придерживалась Айша (да будет доволен ею Аллах), Абу Хурайра и группа учёных. Это мнение считается самым слабым по многим причинам.

2) Те, которые говорят, что Пророк (мир ему и благословение) видел Аллаха, тоже разделились на две группы по мнениям:

Пророк (мир ему и благословение) видел Аллаха своими глазами. Это мнение обосновано словами Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в которых сказано:

«Вас удивляет, что «дружба» с Аллахом принадлежит Ибрахиму, «речь» с Аллахом принадлежит Мусе, а видение Аллаха принадлежит Мухаммаду». (Ибн АбиАсым в книге «ас-Сунна» 1/192, это предание достоверно в соответствии с условиями Имама аль-Бухари)

Этот асар также передали:   Имам ан-Насаи в книге «Сунан аль-Кубра» 5 /165; Ибн Хузайма в «Ат-Таухид» 1/479 и другие мухаддисы.

Также этот асар передал Даракутни от Анаса ибн Малик (да будет доволен им Аллах) в книге «ас-Сунан» 85.

Также это передал Имам Ас-Суюты от Джабира ибн Абдуллагь (да будет доволен им Аллах) в своей книге «Аль-Хасаис» 2/330:

«Аллах удостоил «дружбой» Ибрахима, «разговором» – Мусу, а видением Себя –Мухаммада».

Также этот асар передали Имам аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» 1 / 65 и Имам аз-Захабий; и многие другие посчитали это асар достоверным.

Сподвижники, табиины, учёные, которые придерживались этого мнения:

1) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах);

2) Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах);

3) Икрима ибн Амр (да будет доволен им Аллах);

4) Хасан аль-Басрий (да смилуется над ним Аллах);

5) Имам аль-Багави (да смилуется над ним Аллах):

وذهب جماعة الى انه رأه بعينه وهو قول انس والحسن وعكرمة

«И склонился джамаат (то есть большинство) к тому, что Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Его глазами. Это слово Анаса ибн Малика, аль-Хасана аль-Басри и Икрима» («Маалимат-танзил»);

  Кади ибн Ияд (да смилуется над ним Аллах) пишет:

 «Абуль-Хасан Али Ибн Исмаилаль-Ашари (да будет доволен им Аллах) и большая группа его сподвижников сказали, что Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Аллаха воочию, своими глазами»;

Имам Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) также пишет:

«Более весомо мнение большинства учёных о том, что Пророк(мир ему и благословение Аллаха) видел Аллаха своими глазами, об этом свидетельствует хадис Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и другие хадисы…». («Ад-Дибадж» 1/221).

Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) также пишет:

«..и увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) Господа своего своими глазами. И это мнение более весомое, его передают от Ибн Аббаса и большинства сподвижников и учёных.

А отрицает видение Айша (да будет доволен ею Аллах) и группа учёных, ссылаясь на аят:

«…и не постигнут Его взоры». (Сура аль-Анам, аят 103)

Большинство учёных (джумхур) ответили на это, что в аяте под словом «аль-Идрак» подразумевается «полный охват Всевышнего».

Невозможно охватить Всевышнего полностью, однако мусульмане увидят его в день Суда, подобно этому и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел Его в ночь вознесения». («Аль-Фатава» Имама Ан-Нававий, 63; издание с уточнениями Мухаммада аль-Хаджара)

Те, кто сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел Всевышнего сердцем, а глазами видел свет (нур).

Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен Им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), видел ли Он Аллаха, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Я видел свет» (Имам Муслим).

По другой версии хадиса, ответ был: «[Видел]Свет, как я [мог] увидеть его (Самого Аллаха)» (Имам Муслим).

То есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глазами видел не Всевышнего, а просто свет.

Ибн Хузайма (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу ответа Пророком (мир ему и благословение): «Он (мир ему и благословение Аллаха) видел Его (Аллаха) сердцем, но не видел глазами» («Таухид» Ибн Хузаймы).

Следовательно, исходя из вышеприведённого мы можем утверждать, основываясь на хадисе Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и других хадисах, что более весомым мнением, которого придерживается большинство учёных, является версия, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа своими глазами в ночь вознесения. И это утверждение (видения) можно было установить, только услышав(Ибн Аббас и другие сподвижники) ответ от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».(«Шархсахих Муслим» разделе имана)

Вознесение Пророка (мир ему и благословение) над небесами не означает расположение Всевышнего над небесами, а видение Его глазами не означает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел органы или тело Аллаха.

Шафиитский ученый Абдуль Кахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) передает, что в вопросе того, что Аллах Всевышний пречист от занимания места и влияния времени, состоялась иджмаъ:
«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет для Него время…»
Сказал Повелитель правоверных Али, радийаЛлаху анх: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил трон, дабы явить Могущество Свое, но не как место для Сущности Своей».
И также сказал: «Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места»». Источник: Абдуль Кахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ байнал Фиракъ: 333

Великий шафиитский ученый, Имамуль Харамейн Абуль Маали Аль Джувейни (419-478 х/1028-1085 м) говорит:  «Мазхаб ахлюль хакк (позиция людей истины) полностью на том, что Аллах свят Он и велик превыше от того, чтобы занимать пространство и быть в сторонах.

А «Каррамиты» и часть «Хашавитов» в том мнении, что Всевышний — который превыше их слов – занимает место в пространстве и наверху, превыше Всевышний от их речей». Источник: Абуль Маали Аль Джувейни: Аль Иршад: 39
Египет: Мактабатуль Ханджи: 1369/1950.

Урок№6. Каждый из нас должен любить Пророка Мухаммада, а любить — значит подтверждать каждое его слово и с восторгом выполнять его сунну.

После того, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказал о своём чудесном вознесении соплеменникам, те не поверили ему и с новой силой стали обвинять во лжи, зайдя еще дальше в отрицании Ислама. У мусульман же еще больше укрепился иман.

Один человек пришёл к Абу Бакру (радыяллаху анху) и спросил: «И ты веришь ему?»

Тот ответил: «Если он говорит так, значит, это правда. Поистине, я поверил бы ему, даже если бы он сообщил и нечто более удивительное!»

После этого самого близкого друга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стали называть «Сыддык» (верный, преданный).

Есть известный хадис, в котором упоминаются имена 10 сподвижников, которым был обещан рай еще при их жизни.  И первым из них является   ) — сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Это человек, к которому Аллах обратился со словами: «Я доволен им, а доволен ли он Мною?»

Настоящее имя Абу Бакра – Абдулла ибн Усман ибн Амир Кааб ибн Саад ибн Мурра ат-Тайми

Абу Бакр имел прекрасный лик, благодаря которому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и назвал его Абу Бакром, что значит «отец целомудрия».

Абу Бакра называли Атик, что означает «освобожденный (от огня)». Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай.

Имя «Сыддык», переводимое как «подтверждающий правоту», Абу Бакр получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название «аль-исра’ валь-мирадж» – ночного путешествия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему.

В то время как другие отрицали действительность этой истории и называли пророка лжецом, Абу Бакр сразу подтвердил истинность его слов:

«Поистине, Посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!»

Всевышний обязал нас любить Пророка . Об этом предписании говорится как в Коране, так и в благородных хадисах.

В хадисе, переданном имамом аль-Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, не будет полноценной вера ни одного из вас пока я не буду любим больше чем свой родитель и ребенок».

   Однако, важно знать, что под любовью к Пророку следует понимать не только тягу сердца, уважение и почёт, душевный трепет и тоску по нему, но и, прежде всего, – следование его пути – Шариату, который он установил, и соблюдение его Сунны!

Любой запрет пророка (мир ему и благословение Аллаха) подобен запрету Аллаха, а его веление — велению Аллаха! Довод этому множество аятов Корана (смысл):

«Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашар 59: 7).

«Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и посланнику”. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (Али ‘Имран 3: 32).

«Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигла смута или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).