К сожалению, порой, мир в котором мы сейчас живем, жесток, иногда нас окружают не очень хорошие люди, будь то на работе, учебе или в транспорте и т.д.
Поэтому, подчас, в нас накапливается гнев, именно в эти времена очень важно помнить, что Ислам — это религия мира и добра, которая призывает человечество вести жизнь, исполненную гуманности, прощения и блага.
Всевышний в ниспосланном Им Священном Коране призывает верующих развивать в себе самые возвышенные качества души.
К этому же призывает и наш Пророк.
Передается от ‘Аиши, от Абу Хурайры, от ‘Али ибн Абу Талиба и др. что Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах Добр. И любит эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность), Аллах дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (суровости, грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст» ( Имамы Ахмад, Муслим, аль-Бухари, Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Табарани и др.).
От от Ибн ‘Умара передается , что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Желайте (стремитесь) к возвышению пред Аллахом! (Для этого) прощайте тех, кто безрассудно обошелся с вами, и давайте тем, кто лишил вас» ( ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр)
Приближение ко Всевышнему Аллаху это потребность души каждого верующего. Стремление к этому является исцелением болезней нашей души, обретением радости, счастья и внутреннего покоя.
Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) был очень мягок, даже по отношению к тем, кто еще не был мусульманином, и не позволял жестокость по отношению к ним.
Один из племени курайшитов — Сухайль бин Амр — отличался ораторскими способностями и часто высказывался против ислама в вызывающей манере. Во время битвы при Бадре он попал в плен. Умар ибн Хаттаб (да будет Аллах доволен им) предложил Пророку (мир ему) выбить все передние зубы Сухайлю, чтобы он никогда больше не смог говорить плохо об исламе.
На что Пророк (мир ему) ответил: «Я не могу причинить ему такой вред. Ведь если я позволю себе такое, даже будучи Пророком, Аллах воздаст мне подобным же».
Спустя время Сухайль принял ислам и стал одним из ближайших сподвижников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)!
Очень важное наставление нашего Господа содержится в Коране(смысл): «Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» ( 7, Аят 199).
В этом Аяте Всевышний говорит, обращаясь к Пророку: «Будь снисходителен», т.е. умей прощать, «твори добро», пусть зло вокруг не лишит тебя желания делать добро, «отвернись от невежд» — не общайся с невеждами. Когда этот аят был ниспослан ангелом Пророку, то Он обратился к нему с вопросом: в чем же смысл этих слов? На что ангел сразу ему не ответил, и ответил сам Всевышний: «Господь приказывает, чтоб ты наладил отношения, связи с теми, с кем ты их прервал или кто их с тобой прервал: дружеские, родственные. И дай тому, кто тебя лишил».
То, что человек проявил к тебе вероломство, не должно тебя останавливать в добре. Всевышний призывает простить того, кто тебя притеснил, кто сделал тебе зло.
Нельзя на зло отвечать злом!
Важно помнить предупреждение Всевышнего Аллаха(смысл): «А воздаянием тех, кто приобрёл зло, будет равноценное зло. Их постигнет унижение, и никто не защитит их от Аллаха» («Йунус», аят 27).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто причиняет вред другим, Аллах накажет тем же, и тому, кто создаёт трудности, Аллах воздаст тем же» (Ат-Тирмизи).
В Хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Истинно, Аллах наказывает тех, кто причиняет людям страдания в жизни» (Муслим).
Наказывает !
В Исламе запрещается совершать зло даже в ответ на зло. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Прости того, кто злодействует против тебя».
Иди к тому, кто обижен на тебя, сделай добро тому, кто сделал тебе зло.
Во время одной из битв Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) присел отдохнуть в тени дерева. Незаметно к нему подкрался неверный с саблей в руках и спросил: «Кто же тебя сейчас защитит от меня?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Аллах». И в тот же момент из рук врага выпала сабля, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), взяв её в руки, спросил: «А кто тебя защитит от меня? Скажи: нет бога кроме Аллаха!».
Неверный отказался произнести эти слова, но обещал больше не воевать против мусульман. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) отпустил его.
Тот же, вернувшись к своим, сказал, что он пришёл от самого лучшего человека, ибо он не ожидал прощения.
Анас (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, как к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) пришла иудейка с отравленным мясом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) через ангела узнал об этом и не стал есть. Он сказал той женщине, что её мясо отравлено. Иудейка ответила, что это действительно так, и она пришла умертвить Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) же сказал лишь, что Аллах не допустил бы этого, и отпустил злоумышленницу.
Уметь прощать
«Лучшим является тот, который отправляется к другу с приветствием, прекратив тяжбу, и он будет возвышен перед Аллахом» (хадис).
Умением прощать отличались наши ученые имамы.
Имам Малик был несправедливо наказан правителем: его били плетью по голове. И он говорит, что с первым ударом плети он простил того, кто бил его. Имам Ахмад поступил так же в подобной ситуации.
Большое значение имеет умение не держать зла на других и прощать чужие ошибки и недостатки, происходящие от незнания и невоспитанности.
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34). Аллах Всевышний говорит в Коране (смысл): «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают» (сура «Муминун», 23:96).
Таким образом, целесообразно на зло отвечать добром, благими делами, стремиться склонить к себе сердце того, кто совершил тебе зло, чтобы вражда обернулась дружбой, неуважение ‒ почтительностью, злоба и ненависть стали любовью, ин ша Аллах.
В противном случае каждое злодеяние и проявление враждебности будет встречено с такой же злобой и агрессией. В итоге зло будет разрастаться и доминировать во всем обществе.
В Благородном Коране сказано(смысл):«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда…» (3:120)
Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также оставил в своих хадисах рекомендации по этому поводу: «Не будьте непостоянными. Не говорите, что если люди будут делать добро, то и мы станем делать добро, а если совершат несправедливость, то и мы ответим тем же. Будьте постоянными. Если люди совершат добро, вы тоже делайте добро. А если совершат зло, то в ответ не делайте зла» (Тирмизи).
«Не прерывай отношений с тем, кто прерывает отношения с тобой! Отдавай тому, кто не дает тебе! Прости того, кто сделал тебе зло!» (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 4/148, 158). Мусульманину всегда следует стремиться выражать добрый нрав.
Один из ученых написал:
«Если кто-либо из людей сказал или сделал тебе нечто плохое, то ответь ему добром, особенно, — если это твой родственник, знакомый или другой человек, перед которым твои обязанности велики. Если он порвал с тобой, то помирись с ним; если он обидел тебя, то прости его; если он дурно отозвался о тебе в твоем присутствии или без тебя, то не отвечай ему тем же, а будь вежлив и снисходителен к нему; если он избегает тебя и не желает разговаривать с тобой, то скажи ему доброе слово и не упускай случая поздороваться с ним. Воистину, если ты отринешь зло добром, то обретешь великое благо, и тогда даже твой враг станет относиться к тебе так, словно любящий родственник».
Особенно это ксается близких родственников
Каабул Ахрар говорил: «Тому, кто будет терпелив к неприятностям, причиняемым женой, Аллах даст столько благ, сколько дал пророку Аюбу. А та жена, которая проявит терпение к грубостям своего мужа, будет одарена таким вознаграждением (ажр), который был дарован Асият».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о том, для кого Ад будет запрещен?»
И продолжил: «Он запретен для всякого (верующего), кто близок ( не высокомерен), легок, мягок, прост» (ат-Тирмизи, Сунан).
Ад запрещен!
Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был милостив и сострадателен.
От Ибн Умара сообщается, что Сад ибн Убада однажды заболел, и Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) пришел навестить его. Увидев своего сподвижника в жалком состоянии, он был растроган до слез. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако, Он подвергает мучениям или милует за это!», и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на свой язык» (Бухари).
Всегда контролировать свой язык!
Важно не отвечать на зло злом, стараться не реагировать на это обидой, не копить гнев и т.п. Иначе, в скором времени, нам сложно станет сдерживать себя и это приведет к конфликтам и заболеваниям.
А для того, чтобы предотвращать напряженные ситуации нам нужно выбирать окружение и выбирать дистанцию в общении с людьми. Кого-то из них подпускать к себе больше, а кого-то — меньше. Правильно подобранная дистанция даст нам возможность хорошо себя чувствовать в разговоре даже с теми людьми, с которыми у нас складываются тяжелые отношения.
Абу Суляйман ад-Дарани говорил: “Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!” ( “аль-Мау’изатуль-муттакъин” 128.)
Ислам побуждает ответственно подходить к выбору тех, с кем общаться, чтобы они напоминали нам, если мы вдруг что-то забыли, и поправили, если в чем-то ошиблись, или научили, если чего-то не знаем.
Приводится хадис от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние» (Хадис согласован).
Важно помнить слова обращения Лукмана к своему сыну: «О, сынок, будь с учеными, ведь Аллах оживляет сердца светом мудрости, подобно тому, как он оживляет мертвую землю дождем с неба». Он также сказал ему: «Возможно, их постигнет милость, и тебе достанется из этой милости».
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных» (сура «Аль-Араф», аят 199).
Пророк Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из дел после веры в Бога является любовь к людям» (ат-Табарани , ас-Суюты )
Пророк Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, призывал: «Распространяйте мир (желайте другим мира, благоденствия, благополучия), и все у вас будет хорошо» (аль-Бухари (филь-адаб), Абу Я‘ли, Ибн Хаббана и аль-Байхакы)
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
В этой его мягкости и доброте – олицетворение лучших качеств, которые Аллах создал в человеке, и которые мы должны воспитывать в себе в стремлении стать ближе к Своему Творцу.